Традиции народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..7
Основные педагогические понятия нравственного воспитания……….7
Психологические аспекты нравственного воспитания………………..10
Средства нравственного воспитания…………………………………..14

Глава II. Народные традиции как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………17

2.1. Традиции и их место в духовной культуре народа…………………….17

2.2. Фольклор как сокровищница народной педагогике……………………20

2.3. Средства народной педагогики………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………..33

Литература……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Традиции народ педагогики в нравственном воспитании.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

  
 

Заключение

     Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом  большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по  отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,  способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе  коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить  ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность  поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение  действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.

      Именно народная педагогика со своими традициями даёт нам возможность в доступной для детей форме  привить им такие нравственные качества как доброта и отзывчивость, научить их тому, что такое хорошо и , что такое плохо. В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками. В ней черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно  сказки, народные игры и песни, пословицы  сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы,  сегодня многие растеряли. Именно в их есть нравственно- этические принципы.   

     Так, многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе  добра над злом.    Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно  закладывать в детстве.

     Воспитывая  в ребёнке такие важные качества, как смелость, храбрость,  решительность, мы должны опираться на многовековой опыт  предшествующих поколений.  Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от  реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние  проблемы. Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, решать  последовательно возникающие задачи, будет нерешительным, робким или  погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на  раннем этапе развития использовать народную мудрость, воплощённую в сказках, пословицах, поговорках и т.д.

     В каждом человеке, ребенке и  взрослом на уровне подсознания заложено  стремление отвечать общепринятым, установленным веками, способам  мышления и поведения.

     Нравственное  здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в  детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок  станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности  и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым  человеком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. средн. пед. учеб. завед. – 2-е изд. - М: Академия, 1997.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: «Академия», 1999г.
  3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г
  4. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141с.
  5. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 142с.
  6. Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва: «Педагогика»,    1991г. – 297 с.
  7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 416с.
  8. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
  9. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г
  10. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65.
  11. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 224с.
  12. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110.
  13. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С.82-85.
  14. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004. – 96 с.
  15. Педагогика / Под ред Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. – 489с.
  16. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.
  17. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.
  18. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Учпедгиз, 1972. – 144с.
  19. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С.56-63.
  20. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. №4. С.29-37.
  21. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Учпедгиз, 1972. – 144с.
  22. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. – 576с.

Информация о работе Традиции народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников