Традиции народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..7
Основные педагогические понятия нравственного воспитания……….7
Психологические аспекты нравственного воспитания………………..10
Средства нравственного воспитания…………………………………..14

Глава II. Народные традиции как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………17

2.1. Традиции и их место в духовной культуре народа…………………….17

2.2. Фольклор как сокровищница народной педагогике……………………20

2.3. Средства народной педагогики………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………..33

Литература……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Традиции народ педагогики в нравственном воспитании.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Первичными  элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). На ранних ступенях  воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость – начатки теории. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания являлось препятствием в процессе педагогической культуры народа.

     Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек  от этих духовных сокровищ, тем он стоит  ниже как мыслящее и чувствующее  существо. Чем прочнее духовные нити, связывающие человека со всем человечеством. Тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, становится, только в той или иной степени ущербным в отличие от своих вольных собратьев. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком, несмотря на все свои физические данные, сближающие его с  предками.

     Духовное  богатство современного человека  включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна.

     Педагогическая  культура является двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующим эту аккумулированную и концентрированную  духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического прогресса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий духовный прогресс личности, народа, страны и человечества в целом.

     Уже в древнейших русских летописях  в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель,  и ее   надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно,  никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры – наукой, искусством. Особенность педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Педагогический процесс, поэтому всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.

     На  заре зарождения человечества древний  человек знал только примитивный труд и соответствующее ему примитивное воспитание, знание по существу совпадало с умением. Обособление знания от умения означало уже  зарождение науки. Древнейшая примитивная наука стояла очень близко к природе и человеку и была единой, т.е. носила интегральный характер. Современная наука, обновляющая и умножающая интеллектуальное богатство человека, его творческие способности, структурно возвращается к своему началу, но на совершенно новой основе.

     Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональном, чем больше национального в воспитании, тем культурнее, духовно богаче нация.

   Ни  один народ не исчезает бесследно. Духовный потенциал ушедших из истории  народов сохраняется, живет и  развивается в других народах. Народ  не может умереть. Духовная преемственность родителей и детей, по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже казалось, исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания.  

    2.2. Фольклор как сокровищница народной педагогики 

        Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в  нем задолго до возникновения  педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика- система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.

    Есть  особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя  Г.С.Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это те же «надобности», которые являются главными  и в совместной педагогики, - забота о физическом, умственным, нравственном воспитании ребенка, т.е. забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой.

    В произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте.

    Для самых маленьких, еще в пеленках, - незамысловатые пестушки: они обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек. К головке, к его улыбке и агуканью. По сути,  этот жанр представляет собой своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, нередко сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием, легким сжиманием тельца.

    На  втором году жизни для тех, кто  начинает говорить, - потешки, в которых в игровой форме уже не редко заключены и первые нравственные опыты; в потешках соединяются развлекательные и поучительные моменты.

     К концу колыбельного возраста ребенку  поют прибаутки, которые не сопровождаются игровыми действиями. Главное их назначение – сосредоточить внимание на содержании, тем самым, развивая ум ребенка:

       В ней в форме вопросов и ответов раскрывается смысл простых и необходимых в жизни понятий.

     А есть и такой жанр, как небылица-перевертыш. В ней все поставлено «с ног на голову». Дети понимают несуразность смысла того, о чем поется, и это вызывает смех.

       «Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала».

     В фольклоре каждому возрасту соответствуют  свои жанры, свой репертуар. Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться, он включается в  процесс собственно  детского творчества. Этому периоду детства свойственны  считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.

     В этом же возрасте дети приобщаются  к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

     Известно, что существовала строгая возрастная саморегуляция в жизни деревенских  ребятишек. Они объединялись в определенные группы, которые имели в некоторых местах и свои названия – «младшие», «середёны», «старшие». Здесь соблюдалось неписаное правило: что было дозволено одним, не дозволялось другим.

     Есть  жанры и для поры вступления в  зрелость. Типичный жанр неженатой молодежи – хоровод. Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния. В древности молодежи поручалась определенная миссия в земледельческой магии. Следы этого сохранились, например, и в форме вождения хороводов (многие рисунки хороводов близки древней символике космических сил: круг, спираль, волнистая линия…), и в самом отношении молодежи к хороводам как важному, обязательному и сокровенному, а не только развлекательному времяпровождению. Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство.

     В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к  знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни  содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок». Другие подготавливали к будущему вступлению в брак – «Отдавали молоду на чужую сторону». Тема выбора пары нередко приобретала социально-сатирическое освещение, молодежь высказывала свое осуждение уродливым сторонам жизни: лени, пьянству, нервному браку, ханжеству церковников, например, «Ай, во поле липонька», «Как под лесом, под лесочком». В этих песнях происходила психологическая подготовка и к тем трудностям, которые ждали молодых людей в жизни.

     Воспитание  подрастающих членов общины входило  в повседневность с ее ритмом труда  и праздника, с ритмом возрастных переходов. Дети были вовлечены в  трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама – исполнительница колыбельных, пестушек, потешек… Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них. Во многих обрядах дети принимали специальное участие – колядовали, закликали весну. В некоторых русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни.

     Так, следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность растущего человека; приобретал он и специальные навыки, без которых  его существование было бы неполноценным  и даже невозможным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Средства  народной педагогики
 

    Народная  педагогика исторически сложилась  в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской  античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики. В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

  1. пословицы - для социально-этического;
  2. загадки - для умственного;
  3. народные песни - для эстетического, патриотического;
  4. сказки - для того и другого.

   Оставаясь постоянной составляющей человеческого  общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества.

   В средствах народной педагогики можно  выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.

   Наиболее  важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся  творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной  творческой деятельности.  Рассмотрим эти средства более подробно.

   Пословицы. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

     Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности  трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

     Конечной  целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.

Информация о работе Традиции народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников