Роль народных традиций в воспитании школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:48, творческая работа

Краткое описание

Социально-экономические и политические изменения, происходящие се-годня в нашем обществе, делают особенно актуальной проблему нравственного развития растущего человека как личности. Это проблема стала предметом изу-чения многих психологов, педагогов, социологов, юристов и ученых специалис-тов.

Оглавление

2. Введение………………………………………………………………………...3
3. Народная педагогика…………………………………………………………...5
I. Определение……………………………………………………………….5
II. Этнопедагогика в воспитание…………………………………………...6
4. Проблемы воспитания……….……………………………………………….8
5. Исследование……………………………………………………………………9
6. Заключение……………………………………………………………………12
7. Источники информации……………………………………………………….13
8. Приложение…………………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Творческая работа по педагогике'09.doc

— 3.25 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Пензенский Государственный Педагогический университет им. В.Г. Белинского   
 
 
 
 
 

Творческая  работа по педагогике

на тему:

«Роль народных традиций в воспитании школьника» 
 
 
 
 

                                                                                                           

                                                                                                             Подготовили:

                                                                                                                       студентки группы М-22,

                                                                                                                       Вострокнутова Е.С.,

                                                                                                                       Мелехина А.М.,

                                                                                                                        Чеснокова С. С.                                                                                         

                                                                                                                       Проверила:

                                                                                                                       Груздова О.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза, 2009

Содержание 

  1. Содержание……………………………………………………………………..2
  2. Введение………………………………………………………………………...3
  3. Народная педагогика…………………………………………………………...5
      1. Определение……………………………………………………………….5
      1. Этнопедагогика в воспитание…………………………………………...6
  1. Проблемы воспитания……….……………………………………………….8
  2. Исследование……………………………………………………………………9
  3. Заключение……………………………………………………………………12
  4. Источники информации……………………………………………………….13
  5. Приложение…………………………………………………………………….14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Социально-экономические  и политические изменения, происходящие се-годня в нашем обществе, делают особенно актуальной проблему нравственного развития растущего человека как личности. Это проблема стала предметом изу-чения многих психологов, педагогов, социологов, юристов и ученых специалис-тов.

     Важнейшей проблемой сохранения единства образовательного пространст-ва страны является создание воспитательного идеала россиянина. Однако эта про-блема в многонациональном обществе принадлежит к числу наиболее сложных, поскольку затрагивает не только образовательные интересы и потребности, но и национальные чувства людей.

     Россия  многонациональная страна, в ней  проживают более 160 народов, а это  значит, что и система образования страны является поликультурной и много-язычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здо-ровую личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного обра-зования. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспи-тательной системы школы, которая бы учитывала не только фундаментальные общероссийские традиции воспитания подрастающего поколения, но и этнокуль-турные ценности народов мира, страны.

     Поэтому воспитание подрастающего поколения  на родных традициях – одна из важных задач учебно-воспитательной работы школы.

     Основной  задачей этого процесса является воспитание этнокультурно ориентированной личности детей, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понима-ния роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость создания такого обучения обосновывается, прежде всего, педагогическими фак-торами.

     В данной работе будут рассмотрены проблемы в воспитание школьников, проведено исследование пути решения учебно-воспитательным процессом на основе народных традициях в образовательных учреждениях г. Пенза и Пензен-ской области.

      Но  сначала рассмотрим цели и задачи народной педагогики, которая лежит в основе учебно-воспитательного процесса,  не забыв дать определение «народная педагогика». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Народная  педагогика 

      I. Определение.

     Дать  определение народной педагогике пытаются многие исследователи:   Г. Волков, Я. Ханбиков и др. Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов дает такое определение этого понятия: “Народная педагогика— это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс”. Близкое этому определение дает Я. Ханбиков: “Народная педагогика— область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокуп-ности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения”.

      В этих и других определениях  народной педагогики можно найти ряд общих положений. Это— эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, уме-ний и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие “народной педагогики” в русскую и российскую педагогику впервые внесено К. Ушинским.

   Народная  педагогика имеет ту особенность, что  в ней нет строго сформули-рованных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками.  

      Наряду с понятием и термином  “народная педагогика” утвердился  другой термин — “этнопедагогика”, впервые предложенный Г. Волковым в 60-е годы. Новый термин получил широкое распространение. Г. Волков объясняет необ-ходимость его введения тем, что термин “этнопедагогика” отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала, и он лучше опре-деляет сущность данной науки. «Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народ-ности, нации». Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий. Народная педаго-гика относится к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспита-ния, а этнопедагогика — сфера теоретической мысли, сфера науки.

    II. Этнопедагогика в воспитание.

    Народная  педагогика – этнопедагогика – это накопленный опыт нации (на-рода) в области воспитания подрастающего поколения.

    Народная  педагогика дает возможность воспитывать  в подрастающем поко-лении любовь к родному языку, интерес к его настоящей истории, неравнодушие к национальным традициям, способность к творчеству.

    Национальная  педагогика помогает воспитывать в  человеке (личности) такие качества как, самосознание, достоинство, гордость (честь).

    Недостаточное внимание к народной педагогике в  учебно-воспитательном процессе привело  к разрыву связи между поколениями и к резкому падению нравственности, духовности и патриотизма.

    Но  стоит отметить, что во многих школах России применяют в учебно-воспитательном процессе народную педагогику. Администрации  школ ставят перед собой определенные цели, задачи.

    Цель – создание этнопедагогической системы обучения и воспитания обу-чающихся, способствующей формированию национального самосознания, воспи-танию нравственного человека.

    Задачи:

  1. создание условий для воспитания человека, жизненными ориентирами ко-торого станут вечные ценности – отечество, патриотизм, гуманность, граждан-ственность, труд, знание;
  2. использование в организации образовательного процесса местного, рег-ионального материала, вовлечение учащихся в поисковую, исследовательскую краеведческую деятельность;
  3. возрождение и проживание вместе с воспитанниками утраченных семейных традиций и обрядов.

      Так же стоит назвать основные направления системы учебно-воспитательной работы:

  1. семейное воспитание, основанное на народной педагогике;
  2. использование народной педагогики в изучении учебных предметов;
  3. использование народной педагогики во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  воспитания 

     Еще раз скажем, что большой проблемой сегодняшнего дня является недо-статочность воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в наше время уделено много вни-мания появляются специализированные школы, детские сады, гимназии, коллед-жи и прочее.

     Многие  педагоги забыли, что целью является воспитание не физика, а че-ловека. Обучение не есть ценность, а есть средство.

     Огромную  проблему представляет вопрос о здоровье будущего поколения, о перегруженности  ученика, начиная с начальной  школы. Очень часто школьная программа не предусматривает физиологические особенности человека.

     Обучение  предусматривает воспитать человека как труженика не только физического, но и умственного труда.

     Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться  личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат.

     На  современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие лич-ности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

     Традиция  – всего-навсего способ передачи накопленного духовного и тру-дового опыта нации. В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал лич-ности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса. 

Исследование 

     Рассмотрим  решения проблем воспитания школьников в образовательных учреждениях Пензенской области.

    Нами  было обнаружено, что в Пензенской области нет школ, чья воспита-тельная система была полностью основана на этнопедагогике. Но во многих детских учреждениях в учебно-воспитательный процесс включены внеклассные мероприятия, основанные на народных традициях.

    Были рассмотрены МОУ СОШ №1,2 г. Белинского района Пензенской об-ласти, Верхнеломовская средняя школа, № 7, 30, 50 г. Пенза, МОУ лицей №55 г.Пенза.

    В данных образовательных учреждениях  реализация целей этнопедагогики идет через организацию кружков,  праздников, музеев при школах, ярмарок, эк-скурсий в музеи краеведческие и этнографические.

    Эти внеурочные мероприятия и занятия 

Информация о работе Роль народных традиций в воспитании школьника