Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:48, творческая работа
Социально-экономические и политические изменения, происходящие се-годня в нашем обществе, делают особенно актуальной проблему нравственного развития растущего человека как личности. Это проблема стала предметом изу-чения многих психологов, педагогов, социологов, юристов и ученых специалис-тов.
2. Введение………………………………………………………………………...3
3. Народная педагогика…………………………………………………………...5
I. Определение……………………………………………………………….5
II. Этнопедагогика в воспитание…………………………………………...6
4. Проблемы воспитания……….……………………………………………….8
5. Исследование……………………………………………………………………9
6. Заключение……………………………………………………………………12
7. Источники информации……………………………………………………….13
8. Приложение…………………………………………………………………….14
Федеральное агентство по образованию
Пензенский
Государственный Педагогический университет
им. В.Г. Белинского
Творческая работа по педагогике
на тему:
«Роль народных
традиций в воспитании школьника»
Пенза, 2009
Содержание
Введение
Социально-экономические и политические изменения, происходящие се-годня в нашем обществе, делают особенно актуальной проблему нравственного развития растущего человека как личности. Это проблема стала предметом изу-чения многих психологов, педагогов, социологов, юристов и ученых специалис-тов.
Важнейшей проблемой сохранения единства образовательного пространст-ва страны является создание воспитательного идеала россиянина. Однако эта про-блема в многонациональном обществе принадлежит к числу наиболее сложных, поскольку затрагивает не только образовательные интересы и потребности, но и национальные чувства людей.
Россия многонациональная страна, в ней проживают более 160 народов, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и много-язычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здо-ровую личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного обра-зования. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспи-тательной системы школы, которая бы учитывала не только фундаментальные общероссийские традиции воспитания подрастающего поколения, но и этнокуль-турные ценности народов мира, страны.
Поэтому воспитание подрастающего поколения на родных традициях – одна из важных задач учебно-воспитательной работы школы.
Основной задачей этого процесса является воспитание этнокультурно ориентированной личности детей, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понима-ния роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость создания такого обучения обосновывается, прежде всего, педагогическими фак-торами.
В данной работе будут рассмотрены проблемы в воспитание школьников, проведено исследование пути решения учебно-воспитательным процессом на основе народных традициях в образовательных учреждениях г. Пенза и Пензен-ской области.
Но
сначала рассмотрим цели и задачи народной
педагогики, которая лежит в основе учебно-воспитательного
процесса, не забыв дать определение
«народная педагогика».
Народная
педагогика
I. Определение.
Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г. Волков, Я. Ханбиков и др. Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов дает такое определение этого понятия: “Народная педагогика— это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс”. Близкое этому определение дает Я. Ханбиков: “Народная педагогика— область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокуп-ности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения”.
В этих и других определениях народной педагогики можно найти ряд общих положений. Это— эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, уме-ний и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие “народной педагогики” в русскую и российскую педагогику впервые внесено К. Ушинским.
Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформули-рованных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками.
Наряду с понятием и термином
“народная педагогика”
II. Этнопедагогика в воспитание.
Народная педагогика – этнопедагогика – это накопленный опыт нации (на-рода) в области воспитания подрастающего поколения.
Народная педагогика дает возможность воспитывать в подрастающем поко-лении любовь к родному языку, интерес к его настоящей истории, неравнодушие к национальным традициям, способность к творчеству.
Национальная педагогика помогает воспитывать в человеке (личности) такие качества как, самосознание, достоинство, гордость (честь).
Недостаточное внимание к народной педагогике в учебно-воспитательном процессе привело к разрыву связи между поколениями и к резкому падению нравственности, духовности и патриотизма.
Но
стоит отметить, что во многих школах
России применяют в учебно-
Цель – создание этнопедагогической системы обучения и воспитания обу-чающихся, способствующей формированию национального самосознания, воспи-танию нравственного человека.
Задачи:
Так же стоит назвать основные направления системы учебно-воспитательной работы:
Проблемы
воспитания
Еще раз скажем, что большой проблемой сегодняшнего дня является недо-статочность воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в наше время уделено много вни-мания появляются специализированные школы, детские сады, гимназии, коллед-жи и прочее.
Многие педагоги забыли, что целью является воспитание не физика, а че-ловека. Обучение не есть ценность, а есть средство.
Огромную проблему представляет вопрос о здоровье будущего поколения, о перегруженности ученика, начиная с начальной школы. Очень часто школьная программа не предусматривает физиологические особенности человека.
Обучение
предусматривает воспитать
Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат.
На
современном этапе в школьном
образовании ведущим
Традиция
– всего-навсего способ передачи
накопленного духовного и тру-дового опыта
нации. В основу построения методики учебно-воспитательного
процесса, базирующегося на народной педагогике,
следует положить идеал лич-ности как
цель воспитания и обучения. Этот идеал
органически включается в систему современных
социальных целей и выполняет по отношению
к учебно-воспитательным системам роль
программы обучения и воспитания и критерия
эффективности данного процесса.
Исследование
Рассмотрим решения проблем воспитания школьников в образовательных учреждениях Пензенской области.
Нами было обнаружено, что в Пензенской области нет школ, чья воспита-тельная система была полностью основана на этнопедагогике. Но во многих детских учреждениях в учебно-воспитательный процесс включены внеклассные мероприятия, основанные на народных традициях.
Были рассмотрены МОУ СОШ №1,2 г. Белинского района Пензенской об-ласти, Верхнеломовская средняя школа, № 7, 30, 50 г. Пенза, МОУ лицей №55 г.Пенза.
В данных образовательных учреждениях реализация целей этнопедагогики идет через организацию кружков, праздников, музеев при школах, ярмарок, эк-скурсий в музеи краеведческие и этнографические.
Эти внеурочные мероприятия и занятия
Информация о работе Роль народных традиций в воспитании школьника