Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 00:38, курсовая работа
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.
Народные традиции в воспитании детей
Нужно ли воспитывать ребенка в соответствии с народными традициями? нужно ли знакомить малыша с народными обрядами и праздниками?
Перед современной системой
образования стоит задача
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к
- чтить и уважать память
- систематическое и
Начинать приобщение к
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.
Сочетание трудового и
Столь же высокая, как
А сколько детских сказок,
загадок, скороговорок в народн
Погружение детей в
Народные традиции, передаваемые
из поколения в поколения
Одним из средств передачи
традиции являются песни. Народ
Среди детей подросткового
возраста были более всего
распространены веселые,
Можно дать тексты песен
родителям, показать, как можно
изменить текст в соответствии
с индивидуальными
А баиньки, баиньки
Купим сыну валенки
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке
Будет мой сынок ходить
Новые валенки носить.
Какая девушка хороша:
У ней кисейны рукава,
Кисейны рукава
В косе ленточка ала,
Вы пожалуйте сюда!
Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки
Образность – важная
Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.
Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно исправил их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.
Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Нарожать - нарожала, а научить не научила», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть – глаз божий».
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное.
Очаровательны в народном
творчестве очеловеченные
Школьной педагогике можно
было бы многому поучиться
у педагогики народной, в т.ч.
и в приучении детей к
Землю мы до сих пор называем матерью – и это трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.
Как же называли Богиню Земли?
Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.
Сидя на уютном пригорке,
поросшем цветущими
Мог
ли такой человек учинить
Из явлений,
прямо и непосредственно
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе.
«Игры не пустое занятие.
Это первая школа для ребенка.
С первых младенческих лет он привык вверх ногами ходить,
Он привык в недетские игры играть
Он как воин воспитан был»
Народные
обрядовые праздники всегда
Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так может возникнуть необходимость в создании кружка народных игр.
Традиции как бы организуют
связь поколений, на них
Например, празднование Рождества
слилось с языческими
Раскрывая роль традиций
в воспитании подрастающего
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали
каждому шагу человека от
Их особенностью являются
стойкость, основанная на вере
людей в магическую силу
Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.
Масленица – переломная пора, любимый народный праздник.
Важную роль в масленичной
обрядности играет сама
Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.
В наше время устраиваются ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома и в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение – блины.
Этот всеми любимый праздник восходит к традициям Древнего Рима 1 века до н.э. Богиня Юнона, супруга Юпитера, дарила людям хорошую погоду, урожай, удачу в делах. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребенка. 1 марта женщины несли цветы к храму Юноны и прошли счастья в семье. Мужчины дарили женам и подругам щедрые подарки, не обходили вниманием служанок и рабынь.
Ты – женщина,
Ты – книга среди книг,
Ты – свернутый, запечатанный свиток,
Ты – женщина,
Ты – ведьмовский напиток,
Ты – женщина, и этим ты права.
Традиционно традиция этот день мы помогаем детям почувствовать аромат обаяния, даем знания о том, как сохранить букет свежим, учим как дарить подарки и принимать их, показываем красоту ритуалов, рыцарские жесты, знаки внимания, приглашение на танец и др. И самое главное – уважение к женщине, матери, подруге.
Эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи.
Еще один праздник интимный и романтический, отмечается 14 февраля в Европе с 13 века, а в России с начала 90-х годов. При подготовке к празднику дети проявляют свои творческие возможности, фантазию, выдумку. Здесь можно иметь лепить, рисовать, печь, вязать.
Традиционно отмечаем «День
невинных обманов» (1 апреля) – напоминание
о древнем празднике весны,
который справлялся в апреле
и сопровождался играми и
В образовании традиций
С древнейших времен в
обряд входило одаривание «
У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.