Народные традиции в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Файлы: 1 файл

Народные традиции в воспитании детей.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

 

 На масленицу дарили пряники  с надписями: «Чин чина почитай,  а подарок не забывай». На Пасху  дарили друг другу крашеные  пряники. 

 

 Возвращение крестьянина с  ярмарки ознаменовалось обязательными гостинцами.

 

 Каждое время имеет свой, характерный для него подарок. 

 

 Обязательно дарение подарков  на Рождество. Чаще всего это  символические подарки – фигурки  из теста, их полагается тут  же съесть на счастье. Поскольку  этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить парфюмерию, косметику, немудреные самоделки – вышивку, плетение, рисунки.

 

 Так в годы войны одним  из главных сувениров, отсылаемых  на фронт, оказался кисет –  вещь сугубо мужская, но делают-то его женщины. Сшитый и вышитый он непременно должен был хранить в себе тепло, заботу и ласку женских рук, напоминать о доме, родных.

 

 Без кисета у махорки 

 

 Вкус не тот уже. 

 

 Слаба. 

 

 Потому так дорог он был  солдату. 

 

 В последнее время самым распространенным подарком стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства. Они возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений, о том, что он не первый на этой земле, и не последний, и что поэтому ответственен перед прошлым и будущем своей Родины.

 

 Традиция живет в старом  и новом. 

 

 Дети до сих пор любят  старинный способ выбора считается  в игре и придумывают новые. 

 

 Шел козел по лавочке, 

 

 Считал свои булавочки, 

 

1,2,3,4,5

 

 Выходи, тебе искать.

 

 В гараже стоят машины 

 

 Волга, Лада, Жигули 

 

 От какой берешь ключи? 

 

 В семьях традиционно проявлялась  забота о воспитании детей.  В народе оно чаще строилось  по принципу «Делай как я», т.е. в основу семейного воспитания  был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.

 

 Важнейшее в воспитании детей,  всегда имеющее непреходящее  значение и очень актуальное  в современных условиях – это  бережное отношение к ценностям,  созданным трудом человека и природой.

 

 У крестьянина издревле обожествлялась  земля, вода, хлеб. Поэтому в народе  укоренились обычаи, связанные с  хлебом, например, попробовать хлеб  считалось выражением искреннего  уважения к хозяину, любая клятва  закреплялась богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, ее плодами и результатами труда.

 

 Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что  в пестовании внуков можно  исправить ошибки, совершенные при  воспитании собственных детей,  пробуя организовать обратную  связь поколений. 

 

 Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

 

 Много  нас живет на родной земле.  И все мы такие разные. Много  разных народов на земле и  в нашей стране.

 

 У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

 

 В народной  педагогической практике мы обнаруживаем  осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

 

 Педагогический  опыт людей закреплен в различных  обрядах, связанных с новорожденным,  с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

 

 Календарные  обряды начали складываться за  много тысячелетий до принятия  христианства. Те обряды, которые  дошли до наших дней, в силу  многих исторических причин претерпели  значительные изменения. Нельзя  допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.


Информация о работе Народные традиции в воспитании детей