Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: создание и экспериментальная проверка условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет изучения: условия формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста будет успешным если:
- будет подобран комплекс дидактических игр;
- созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.

Файлы: 1 файл

развитие восприятия цвета.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

На следующем этапе - выбора предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого использовались игры: «Наведем порядок», «Найди игрушку» где дети давали предмет определенного цвета. В этих играх хорошо прослеживалось насколько дети хорошо стали ориентироваться в основных цветах при назывании их взрослым, что позволили сделать вывод о том, что дети усвоили представления о основных цветах.

Для закрепления и активизации в речи у детей слов обозначающих цвет было проведено игра-занятие «Гости», дидактическая игра «Разноцветное лото». Ярко одетые куклы, цветные картинки привлекали внимание детей, стимулировали речевую активность, дети с удовольствием отвечали на вопросы.

На следующем этапе вводились  игры по размещению, называнию как  основных, так и дополнительных цветов применялись такие игры, как «Платье радуги», «Подбери пару», «Чудесный мешочек». В ходе игр стало ясно, что некоторые стали называть цвета после небольшой паузы, но некоторые дети еще затрудняются в назывании.

С ними проводилась индивидуальная работа: рассматривание альбома «Цвета вокруг нас», где каждая страница отводилась определенному цвету. Дети совместно с воспитателем уточняли, что каким бывает. Детям задавался вопрос: «Что бывает красным цветом?», на который они отвечали, перечисляя картинки на странице альбома. В итоге проводилось обобщение: «Какого цвета все на этой странице?». По ходу рассматривания альбома, выяснялось, как дети самостоятельно называют цвета, при затруднениях оказывалась помощь, использовались такие приемы как подсказка, называние начала слова.

Для обучения обобщению и классификации по признаку цвета, проводились игры: «Построй заборчики», «Собери коллекцию», «Разложи карандаши по баночкам», «Поезд». Большой интерес вызвала игра «Собери коллекцию», дети с удовольствием раскладывали предметы по мешочкам.

Также для того, чтобы закрепить названия цветов, у детей в уголке изобразительной деятельности размещались карандаши разных цветов. Детям давались задания: «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает зеленым?» и т.д.

В ходе проведения формирующего эксперимента в результате наблюдений, совместного рассматривания тематического альбома «Цвета вокруг нас», позволили определить, на сколько у детей сформировались представления о сенсорных эталонах цвета.

Таким образом, проведенная нами исследовательская  работа дала положительные результаты, выраженные в сформированности у большинства детей представлений о сенсорных эталонах цвета, но в тоже время нами установлено было, что степень сформированности у некоторых детей осталось недостаточной. На наш взгляд это связано с тем, что активизация в речи детей названий цветов и их оттенков достаточно длительный процесс.

 

2.3 Второй констатирующий эксперимент, оценка эффективности апробированной системы дидактических игр

 

Целью проведения 2 констатирующего  эксперимента стало выявление изменений в степени сформированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета. На данном этапе использовались те же методы исследования, что и в ходе проведения 1 констатирующего эксперимента.

По результатам проведения диагностики, направленной на выявление уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета можно сделать вывод, что проведенная работа была успешной. Экспериментальные данные показали, что 20% детей имеют высокий уровень, 60% детей имеют средний уровень, 20% остались на низком уровне.

Если сравнить данные, полученные в результате проведения методов  исследования на завершающем этапе  эксперимента с исходными данными  об уровни сформированности сенсорных  эталонов цвета, то можно констатировать значительные количественные изменения, которые представлены в диаграмме №2 «уровни сформированности восприятия цвета по результатам 2 констатирующего эксперимента».

Количественные характеристики, отраженные в диаграммах свидетельствуют о том, что в результате создания педагогических условий и применения разнообразных форм, методов и приемов произошли значительные изменения у детей в уровнях сформированности представлений о сенсорных эталонов цвета.

При выполнении 1 части диагностики  установлено, что дети значительно  быстрее выполняют действия по подбору нужного цвета, лучше справились с заданием и те дети, которые в прошлый раз сделали ошибки, Карина Т.опять начала раскладывать кружки произвольно, но быстро перешла к правильному действию. Дима Г. затруднился в определении оттенка.

Во второй части эксперимента некоторые  дети еще нуждались в помощи, но произошла определенная динамика в  распределении кружков по образцу: дети обращали внимание на цвет, на количество кружков, а также на место их расположения. Но некоторые дети разместили кружки зеркально от образца, что также является особенностью восприятия детей младшего дошкольного возраста, но это уже более высший этап развития восприятия в отличие от результата первого эксперимента, где дети из множества еще не выделяли отдельные части, восприятие стало более структурным, т.е. из целого стали выделять отдельные части.

В третьей части, в которой дети показывали цвета по названию взрослых, также произошли значительные улучшения: всеми детьми основные цвета определены верно, но некоторые дети еще путаются в дополнительных цветах и оттенках.

Четвертая часть диагностики показала, что большинство детей стало  употреблять названия цветов правильно, с небольшими затруднениями, но с  высокой степенью самостоятельности.

В результате можно подвести итог, что большинство детей стали лучше распределять цвета по наглядному образцу, выбирают основные, дополнительные цвета и оттенки по называнию их взрослым, достаточно хорошо называют цвета самостоятельно.

Таким образом, полученные положительные  результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы.

Результаты экспериментальной  работы позволили сделать следующие  выводы:

- в ходе первого констатирующего  эксперимента нами было выявлено, что большинство детей находится на низком уровне сформированности восприятия цвета: не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства и различия цветов, размещая цвета по наглядному образцу, путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов, названия цветовых оттенков, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств формирующих представления о сенсорных эталонах цвета.

- в ходе экспериментальной работы  были выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста, если: будет подобран комплекс дидактических игр; созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

- в ходе их использования  нами установлено, что на каждом  этапе формирования сенсорных  представлении изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.

Установлено в ходе проведенного второго  констатирующего эксперимента, что произошли существенные изменения в сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, на начальном этапе 60% детей имели низкий уровень, который появлялся в неумении размещать цвета по наглядному образцу, не называнию самостоятельно цветов, и не всегда их указывая при называние их взрослым, а по завершению эксперимента 60% детей овладели общими представлениями о хроматических и нехроматических цветах, повысился уровень самостоятельности при выполнении соответствующих действий, но в тоже время дети затрудняются еще при назывании дополнительных цветов и оттенков, что связано на наш взгляд с достаточно длительным периодом процесса активизации названий сенсорных эталонов в речи.

Таким образом, данные полученные в  результате проведения исследовательской работы подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.

 

Заключение

 

На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:

- определена сущность «сенсорного воспитания», под которой понимается целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;

- определено содержание, на какие сенсорные процессы опирается сенсорное воспитание, выделены структурные компоненты, в качестве которых выступают овладение общественным сенсорным опытом, освоения наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с сенсорными эталонами;

- проанализировано современное состояние проблемы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста. И установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, на занятиях по развитию речи, математики, изобразительной деятельности, физкультуре;

  • рассмотрены пути, средства, методы и формы формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры, занятия;
  • выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах цвета. Этими условиями являются: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.

- проанализированы психологические  особенности детей младшего дошкольного  возраста и определены этапы  формирования сенсорных эталонов цвета, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету; учатся соотносить цвета предмета с эталонами цвета; выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку цвета; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).

Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

- в ходе первого констатирующего  эксперимента нами было выявлено, что большинство детей младшего возраста не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства и различия цветов, размещая цвета по наглядному образцу, путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов, названия цветовых оттенков, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств формирующих представления о сенсорных эталонах цвета.

- в ходе экспериментальной работы  были выявлены и научно обоснованы  педагогические условия, способствующие формированию представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста, которые заключаются в том, что если: будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

- в ходе моделирующего эксперимента нами установлено, что на каждом этапе формирования сенсорных представлении изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.

Установлено в ходе проведенного второго  констатирующего эксперимента, что  произошли существенные изменения  в сформированности представлений  о сенсорных эталонах цвета, на начальном этапе 60% детей имели низкий уровень, а по завершению эксперимента 60% детей овладели общими представлениями о хроматических и нехроматических цветах, повысился уровень самостоятельности при выполнении соответствующих действий, но в тоже время дети затрудняются еще при назывании дополнительных цветов и оттенков, что связано на наш взгляд с достаточно длительным периодом процесса активизации названий сенсорных эталонов в речи.

Таким образом, данные полученные в  результате проведения исследовательской работы подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.

 

Список литературы

 

1. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

2. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [ТЕКСТ]: Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др./ Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 192с.

3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.

4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [ТЕКСТ]: - М.: , 2002г - С. 136 -149.

5. Литвин. История дошкольной педагогики [ТЕКСТ]: /Под ред. Литвина. – М.: Просвещение, 1989г. – С.58 – 92, 216 – 224.

6. Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики [ТЕКСТ]: Хрестоматия. Учеб. пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»./ Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980г. – С. 231 – 397.

7. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 19737г. – 110с.

Информация о работе Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста