Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: создание и экспериментальная проверка условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет изучения: условия формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста будет успешным если:
- будет подобран комплекс дидактических игр;
- созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.

Файлы: 1 файл

развитие восприятия цвета.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Игры на узнавание  и различие цвета Г. С. Швайко предлагает строить так: вначале ребенку помогают запомнить так называемые близкие друг другу цвета: красный – оранжевый, красный – розовый, розовый – сиреневый и т.п.(«Уточним цвет предметов»); далее дети упражняются в различении, назывании группировки светлых и темных цветов, употреблении обобщающих слов темные тона, светлые тона (игра «Футболисты»).

Вслед за этим детей учат различать оттенки одного цвета: на первых порах выбираются два оттенка (игра «Какие краски использованы?»), потом – несколько оттенков, например, светло-желтых – темно-желтых (игры «Цветное лото», «Подбери чашечки по блюдцам» и др.).

С помощью дидактических  игр дети тренируются в различении оттенков темнее или светлее заданного  цвета, упражняются в подборе  оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного к более светлому и наоборот (игра «Махровые цветы»), закрепляют знания цветов радуги (игра «Радужный хоровод»), учат различать теплые и холодные цвета. Игра «Костюмы для петрушек» упражняет дошкольников в определении контрастных цветов путем использования спектрального круга с двойной передвигающейся стрелкой. Завершают эту группу игра «Две сестренки», где дети, составляя описательные рассказы, должны пользоваться точным и разнообразным словарем, характеризующим названия предметов, частей, деталей, их цвет и расположение в пространстве. [28]

Пилюгина Э.Г. предлагает комплекс занятий по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста. Система  занятий по ознакомлению с цветом предметов, строиться в соответствии с содержанием и методом ознакомления детей с разными свойствами предметов. 1.Занятия на выполнение предметных действий (раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы, используя: пирамидки, палочки контрастные по цвету и более близких цветовых тонов; размещение цветных грибков в отверстия доски того же цвета, используются сначала двухцветные цветные, потом четырехцветные столики). 2.Элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики разного цвета по образцу в сочетании со словесным значением «Курочка и цыплята», «Домики и флажки», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами» рисование красками «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчики и жук на лугу»). [8,16]

Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, особому вниманию в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названия цветов. Подбор по образцу «Воздушные шары», закреплять названия цветов «Лебедушка», Учатся сравнивать предметы по цвету путем прикладывания «Живое домино», формируются представления о разных оттенках цвета по светлоте «Окраска воды», на группировку оттенков «Украсим елочку», «У кого какое платье», учатся ориентироваться на два признака одновременно «Цвет и форма».

 

1.4 Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста

дидактический игра цвет дошкольник

Включение ребенка в доступные  ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. [41]

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется  достаточно много внимания, так как  это позволяет научить адекватно  воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятия у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)

В связи с этим необходимо создавать  условия для упражнения сенсорных  функций, с тем, чтобы дети могли  систематически тренироваться в  различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.

Во-первых, для того, чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

Среди них - принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем больше результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.[42,451] Исходя из него, дидактические игры должны проводиться в определенной последовательности, распределяться от простого к сложному. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат необходимо соблюдать условие систематичности их проведения

Учитывать принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. [458] То есть дидактические игры должны учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.

Реализоваться принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и  развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны  процесса обучения; прочность усвоения знаний учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания, структуры этого материала, но также от субъективного отношения к этому материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, от времени обучения[42,454]. В связи с этим успешное проведение игр требует их повторности. Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение игр. Однако, повторность должна осуществляется в разных вариантах. Повторение дидактических игр без всяких изменений имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем упражнений закреплять получаемые знания и умения. Вместе с тем точное воспроизведение может привести к снижению заинтересованности детей. Эффективность дидактических игр с детьми во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений, следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес. Дети быстрее овладевают доступными им умениями, если этот прочес вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Для реализации этого принципа необходимо помнить, что эстетике материалов. Дети будут заниматься с удовольствием, если все, что им показывают имеет привлекательный вид, рассматривание их должно доставлять ребенку радость. Усложнение знакомой игры также ведет к развитию интереса, а решение новой задачи приносит чувство радости и удовлетворения, возникает стремление к умственной деятельности.

Педагогами Юнкман Л.И., Лихачева Т.Н., опираясь на теорию М. Монтессори, выделяют предметно-развивающую среду, как  одно из условий успешного формирования качеств личности. Развитие познавательных процессов.

В настоящее время в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации направленности педагогического процесса, особое значение придается созданию развивающей среды.

Среда, по определению Т.А. Ильиной, включает в себя все то, что окружает ребенка с рождения и до конца жизни, начиная с семьи и ближайшего окружения и кончая средой социальной. Среда может сдерживать, а может активизировать развитие, но быть безучастной к развитию не может.

Развивающая предметная среда –  это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. [147]

В разных источниках дается большое  количество описание сенсорных материалов, интересных дидактических игр на развитие органов чувств.

По мнению педагогов Юнкман Л.И., Лихачевой Т.Н. многообразие и их большое количество создало некоторый беспорядок в их применении, поэтому в своей работе они упорядочили систему применения сенсорных материалов для планомерного, систематического пользования их детьми на занятиях и в свободной деятельности. [147]

В этом и помогает система  М. Монтессори, построенная на организации деятельности в Монтессори-группах в детском саду в "свободной работе", то есть дети имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность. В условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с соответствующим дидактическим материалом.[] По определению М. Монтессори содержание этого длительного сензитивного периода (от 0 до 5,5) по сенсорному воспитанию составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

В связи тем, что все дети разные предметно-развивающая среда позволяет  определить ребенку зону своего актуального  развития.

Также современная развивающая  среда должна предусматривать зону ближайшего развития.

Таким образом, педагоги пришли к выводу, что правильно организованная предметная среда может способствовать возрастному, индивидуальному, личностному развитии детей.

В своей работе мы также можем  учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, работы по решению данной проблемы позволили прийти к следующим  выводам:

- определена сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;

- определены ее содержание и  структурные компоненты, в качестве  которых выступают овладение общественным сенсорным опытом, освоения наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с сенсорными эталонами;

- проанализировано современное  состояние проблемы формирования  сенсорных эталонов цвета у  детей младшего дошкольного возраста  и установлено, что традиционно  усвоение сенсорных эталонов  цвета включено в общую систему  образования и воспитания детей в детском саду;

- проанализированы психологические  особенности детей младшего дошкольного  возраста и определены этапы формирования сенсорных эталонов цвета, ими являются: отождествление и идентификация предметов; обучение нахождению идентичного предмета по цвету; соотнесение цвета предмета с эталонами цвета; выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого; формирование у ребенка словесно обозначать цвет; обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета; обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).

  • рассмотрены пути и средства формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, занятия, а также установлены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр. Этими условиями являются: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей.

 

Глава II. Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета посредствам дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста

 

2.1 Первой констатирующий эксперимент, выявление уровня представлений о сенсорных эталонах цвета у детей во второй младшей группе

 

В данном параграфе осуществляется описание хода и результатов первого  констатирующего эксперимента, целью которого является определение исходной степени сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета.

Экспериментальное исследование проходило  в МДОУ №169 во второй младшей группе, в обследовании участвовало 10 детей.

В ходе 1 констатирующего эксперимента применялась методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета, описанная в «Практикуме по детской психологии», а также наблюдения за детьми во время занятий по изобразительной деятельности.

К началу исследования была проведена подготовка, приготовлен материал для обследования: кружки диаметром 3см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и оттенки; коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25х10см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеены кружки основных цветов, на второй – дополнительных, на третьей – оттенки цветов, четвертая карта – пустая.

Информация о работе Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста