Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 09:49, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть сущность, содержание и особенности социально - педагогического наследия П.Наторпа.
Объект курсовой работы: социально-педагогическое наследие П.Наторпа.
Предмет курсовой работы: социально-педагогические взгляды П.Наторпа.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
проанализировать этапы становления социально-педагогических взглядов П.Наторпа;
раскрыть основные истоки и факторы формирования социально - педагогических взглядов Пауля Наторпа;
выявить содержание и сущность социальной педагогики в трудах П.Наторпа.
Введение………………………………………………………………............... 3
§1. Истоки и факторы формирования социально-педагогических взглядов Пауля Наторпа……………………………………………………
5
§2. Этапы становления социально-педагогических взглядов П.Наторпа…………………………….…..…………………………………….
10
§3. Содержание и сущность социальной педагогики по П.Наторпу........ 15
Заключение……………………………………….………………………..… 22
Список литературы………………………………………………………..… 24
Приложения………………………………….……………………………..…
Чтобы
удержать в памяти эти необходимые
взаимоотношения между
Предметом социальной педагогики, по мнению П. Наторпа, являются «социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни», которые рассматриваются не как две отделимые друг от друга задачи, а как целое. По замыслу педагога, каждый человек в развитии воли, а, следовательно - в своем социальном развитии, должен пройти три основных этапа. Первый- развитие ребёнка в микросоциуме семьи (он называл его «дом»). Здесь ребенок постепенно знакомится с законами социальной жизни, однако повседневное выполнение им »тих законов является пока неосознанным, то есть находится пока лишь на ступени влечения (без сознательного волевого управления) [18].
Следующий этап - это период школьного обучения. «Вживание» ребенка в социальный организм школы необходимо и очень важно. П. Наторп считал, что подобный процесс имеет особую воспитательную ценность, так как он «внедряет в складывающегося человека вообще дух правила и порядка, превращая этот дух как бы во вторую природу». Выполнение общественных норм и правил поведения превращается для ребенка в осознанную необходимость. Это происходит, в первую очередь потому, что в школе ребенок сталкивается с многообразием интересов и потребностей («хотений») других детей, которые ему следует учитывать совершении каких-либо действий [7, с. 301].
Добровольное подчинение школьному порядку должно отразиться не только во внешне благопристойном поведении, но и в мыслях ученика, так как преподавание в школе, по мнению П. Наторпа, учит не только правильно мыслить, но и хотеть правильно мыслить.
Предпосылками эффективного функционирования школы должны стать-«независимость от всех политических инстанций, какая гарантирована в области суда»; «самостоятельность учителя, самостоятельность школы во всем учительском персонале и живое участие родителей в делах школы»; обеспечение ребенка «полем деятельности», где он «мог бы развить свободную самодеятельность в любом направлении». Если все эти требования будут реализованы, то появится «школьное государство со свободным, на ответственности самих учеников основанным устройством, с ведением собственной кассы, собственным судопроизводством», которое станет готовить учеников к «гражданской жизни» [3].
Особенно важное требование к школе для П. Наторпа заключается в том, чтобы она стала народной, то есть всеобщей обязательной школой для всех, так как «благами учения» все должны пользоваться в равной мере. В то же время, с его точки зрения, «одинаковое образование для всех совсем не может означать, что образование, будучи закончено, должно быть у всех одинаковым по объему и содержанию» [18].
Третий, высший, этап социального развития человека направлен на приобретение им способности к свободному самовоспитанию и самообразованию, к проявлению «разумной воли». П. Наторп был уверен в том, что «...вершиною человеческого образования является не некоторая наивысшая степень образованности, а наиболее свободная способность к образованию, неограниченная возможность самообразования».
Предметом социальной педагогики, по мнению П. Наторпа являются «социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни», которые рассматриваются не как две отделимые друг от друга задачи, а как единая . Таким образом, социальная педагогика необходима для правильной организации общества педагогическими методами. «В этом вполне платоновском смысле, - писал П. Наторп, педагогика Песталоцци более, чем какая-либо другая, может быть названа социальной, а не просто индивидуальной педагогикой» [18].
Он
полагал, что И.Г. Песталоцци впервые
выдвинул мысль о том, что для
полного образования
П. Наторп выделял наиболее важные, с его точки зрения, элементы социальной педагогики:
1.
Активное участие самого
2.
Непосредственная, тесная связь
воспитания с продуктивной
3.
Строгое подчинение как
В то же время, помимо повышения уровня собственного образования, взрослый человек должен транслировать накопленный опыт, обучая и воспитывая других людей (в первую очередь - детей).
П. Наторп писал, что «зрелость образования взрослого человека измеряется тем, в какой мере он понимает детей, как велико живущее в нем уважение к детям».
Человек становится человеком только благодаря человеческой общности. Чтобы в этом убедиться, достаточно представить себе, что из него сделалось бы, если бы он вырастал вне всякого влияния человеческой общности. Несомненно, что он опустился бы тогда до ступени животного, или, по крайней мере, что специфически-человеческие задатки у него развились бы чрезвычайно слабо, не поднимаясь выше уровня более или менее утонченной чувственности.
Но человек не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим в приблизительно одинаковых условиях, но каждый — под многосторонним влиянием друг на друга, непрестанно реагируя на эти влияния. Отдельный человек — это, собственно, лишь абстракция, подобно этому в физике.
Следует
особо подчеркнуть, что П. Натори
разграничивал термины «
Таким образом, смысл воспитания ребенка, по замыслу П. Наторпа, заключается в формировании личности с определенным типом сознания, стремящейся к достижению общности с другими, в целях совершенствования общества в целом и отдельного человека - в частности. Воспитание при этом обретает смысл «образования воли» ребенка. Как и многие его предшественники, П. Наторп был убежден, что развитие общности должно совершаться по тем же общим законам, что и развитие индивидуума. Исходя из этого, П. Наторп, по аналогии с Платоном, сформулировал добродетели социальной жизни. Но в отличие от античного философа, который пытался обосновать «частные», индивидуальные добродетели, определив те, которые присущи «идеальному» государству, П. Наторп выводил добродетели общности людей из индивидуальных, так как они не могут быть «иными для общности, чем для отдельной личности» [8, c. 300-301].
Для П. Наторпа важнейшей целью социального воспитания «является пригодность не только для жизни в общности, но и для собственного участия в построении человеческой общности». Однако, каким образом обеспечить полноценное социальное развитие человека, достижение им высшего уровня самовоспитания и самообразования? Какие шаги необходимо предпринять государству для обеспечения общественного прогресса? Как избежать возникновения таких серьезнейших социальных проблем, как преступность, безработица и детская беспризорность? На всё это должна дать ответ социальная педагогика. Он полагал, что во всех социальных институтах, в том числе в семье и школе, имеет место социальная деятельность трех видов:
1 .Хозяйственная деятельность - коллективная работа, обусловленная социальным «влечением» человека.
Административная деятельность - составление и точное соблюдение определенного плана работы.
3. Образовательная деятельность - установление порядка среди самих целей, а не только среди средств, которые имеются в распоряжении для данных целей [7, с. 302].
Образовательная деятельность - это и есть социальная педагогика, главная задача которой состоит в достижении господства сознания в обществе: «только жизнь, в которой сознание, в которой разум господствует, а не лишь служит, -только такая жизнь может мыслиться в качестве последней цели» [8, c. 301].
Он полагал, что наиболее эффективный путь к усовершенствованию современного ему общества, достижения им «общности», преодоления разобщенности и противоречий между различными классами состоит в том, чтобы сформировать «единство сначала в каждом отдельном человеке, затем соединив его с товарищами и единомышленниками и, наконец, через все эти перегородки соединить его с его народом, а через народ и со всем человечеством».
П. Наторп предлагал осуществить этот социально-педагогический проект на практике, но в отличие от Платона, его замысел имеет общемировой масштаб, как и у Я.А. Коменского.
Для реализации этого проекта П. Наторп предложил, в первую очередь, пролетариату, формировать «экономические союзы рабочих», «товарищества», па основе которых позднее будет создана общая, центральная организация, основанная на полном самоуправлении и самоконтроле».
Изначально этим «союзам»
В своем докладе на общегерманской школьной конференции 1920 г. в Берлине П. Наторп говорил: «Сначала одно образование и воспитание, а затем и вся социальная жизнь должна быть построена на общностных началах, но не по приказу сверху, а из низовых ячеек, на почве коллективного труда сначала нескольких лиц. соединившихся в братском союзе. Только в таких тесных кружках может быть осуществлено единство образования без насилия над своеобразием отдельной личности. Эти кружки могут распространяться все больше и больше, пока не сольются в одно жизненное государство».
У П. Наторпа, в отличие от Платона, процесс изменения общества должен начаться «снизу» - с «братских союзов» рабочих. Таким образом, П. Наторп предложил свой вариант системы всеобщего народного образования «от колыбели до могилы» (по аналогии с И.Г. Песталоцци) [11, c. 76].
Анализ теорий западноевропейских философов Г.Спенсера и П.Наторпа, показывает влияние их идей на развитие теории коллективного воспитания в нашей стране. В частности, отмечает И.А.Лапина, «сопоставление теоретических построений П.Наторпа с идеями советской педагогики дает возможность утверждать что «Социальная педагогика» Наторпа, сделавшая попытку синтезировать все предыдущие педагогические идеи, стала непосредственно предшественницей советской педагогики, которая наполнила дедуктивные построения П. Наторпа конкретным реальным содержанием» [13, c. 35-37].
Он также сделал вывод о том, что социальная педагогика - это постоянное обновление человечества- продолжающееся духовное рождение, «в котором человечество, идеальное и физическое продолжает себя поддерживать» [7, c. 302].
Заключение
Таким образом, по результатам анализа, проведённого в настоящей курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
Пауль Наторп - немецкий философ и педагог, представитель марбургской школы неокантианства. П. Наторпа с полным правом можно назвать одним из основоположников социальной педагогики как науки.
Как в своих историко-философских, так и в логических работах Наторп проводит мысль, что только идеализм - единственно правильное понимание окружающего мира. Начало познания - гносеологический, философский анализ, который он понимает как процесс постижения целого. Наторп полагает, что идеализм - это не какое-то застывшее состояние, не какая-то система, а вечное движения.
Информация о работе Социально-педагогические взгляды П.Наторпа