Педагогические взгляды Н.И. Пирогова

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:43, реферат

Краткое описание

В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
Крупнейший отечественный деятель педагогической мысли………
Основные этапы жизни и деятельности Н. И. Пирогова…………………
1.2. Процесс развития системы педагогических идеалов Н. И. Пирогова…..
2. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова………………………………
2.1. Статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»………………………………...
2.2. Основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова.
2.3. Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова……………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 134.03 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………………

  1.      Крупнейший отечественный деятель педагогической мысли………
    1. Основные этапы жизни и деятельности Н. И. Пирогова…………………

1.2.    Процесс развития системы педагогических идеалов Н. И. Пирогова…..

2.       Педагогические взгляды Н.И. Пирогова………………………………

2.1.    Статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»………………………………...

2.2.    Основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова.

2.3.    Значение педагогического наследия  Н.И. Пирогова……………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Выдающий ученый, гражданин и патриот России Николай Иванович Пирогов из своей более чем полувековой научной и общественной деятельности образовательному поприщу посвятил менее пяти лет. Но этого хватило, чтобы его имя заняло неотъемлемое место среди крупнейших отечественных педагогических мыслителей и деятелей образования. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Сейчас, когда  в российском образовании вновь самое серьезное  внимание обращено к вопросам духовно-нравственного воспитания, идеи и  взгляды педагога-гуманиста приобретают особую актуальность. Складывается убежденность, что, наконец-то, наступает время Пирогова.

 

Век назад, в 1910 году, педагогической общественностью широко отмечалось столетие со дня рождения Н.И. Пирогова. Среди прозвучавших тогда многих выступлений и опубликованных книг и статей выделим суждение известного общественного деятеля С.А. Золотарева: «Чествование Пирогова не может ограничиваться одним только признанием его исторических заслуг. Его мысли нужны нам самим. Исторические имена то ж, что боевые знамена. В  благоговейном молчании

подходят к ним, когда они хранятся в музеях и пантеонах. Но, чтобы попасть туда, они раньше должны были реять в воздухе, среди бранного шума над местом ожесточенной схватки. Имя Пирогова заслуживает бессмертия и зовет наше учительство не к праздному восторгу, а к организованной борьбе за свободную единую школу, за права личности и учащих, и учащихся, за торжество научной истины и общественной правды» [1, с. 28–29].

 

Впечатляющую характеристику личности Н.И. Пирогова дал известный психолог И.А. Сикорский: «Подобно всем великим людям Пирогов, уже в самую раннюю пору жизни, восчувствовал в себе широкую программу своего существования и всю ее исполнил до конца, невзирая на ее сложности и размеры. В течение всей жизни он проявлял чрезвычайную, настойчивую, неустанную деятельность. Одаренный колоссальным самообладанием он был стоек, терпелив, смел, бодро переносил удары судьбы. Несокрушимая воля составляла главный нерв его натуры и дала ему  возможность закладывать и строить здание там, где почва еще вовсе не была готова. С редкою силою воли у него соединялась глубина и проницательность нежного сердца, дававшая ему возможность чувствовать пульс жизни и событий там, где взор обыкновенного человека ничего не замечал» [2, с. 31].

 

Естественно, деятельность Н.И. Пирогова и система его педагогических идей и взглядов на протяжении полутора веков постоянно подвергались изучению, трактовке и оценке с позиций современного на тот период положения системы образования. При этом подчеркнем, что при общей

несомненной позитивной оценке присутствовал определенный хронологический диссонанс. Одни считали педагогические  взгляды Пирогова устаревшими,  относящимися  к допетровской церковной педагогике, а другие – их было абсолютное большинство – относили их к самому далекому будущему, которое, впрочем, вряд ли когда-нибудь наступит.

 

Высокую и точную оценку дал Н.И. Пирогову П.Ф. Каптерев: «Мы имеем в нем убежденного педагога-гуманиста  и притом интеллектуалиста  чистой воды. Пирогов  отходит от нас не в прошедшее, а в будущее, становится не позади, а далеко впереди нас. Ему еще предстоит жизнь, его

время еще придет, то есть осуществление его идей, еще не выполненных в настоящем, принадлежит будущему. Его можно сравнить с Вифлеемской звездой, показавшей путь волхвам к истине –Христу» [3, с. 28–29].

 

Сам Н.И. Пирогов прекрасно понимал «идеальный» характер своей педагогической концепции. Он писал, обращаясь к обществу: «Вы скажете, что это общие риторические фразы. Но я не виноват, что без них не могу выразить того идеала, которого достигнуть я так горячо, так искренне же-

лаю и моим, и нашим детям. Не требуйте от меня большего; больше этого у меня нет ничего на свете» [4, с. 30].

 

В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть  смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

 

Целью данной работы:

*Изучить литературу.

* Познакомится с жизнью, педагогической деятельностью и взглядами Н.И. Пирогова.

*Познакомится с основными  положениями педагогической системы Н.И.   Пирогова.

*Определить значение педагогического наследия Н. И. Пирогова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: «Крупнейший отечественный деятель педагогической мысли».

 

    1. Основные этапы жизни и деятельности Н. И. Пирогова.

 

13 ноября 1810 года в семье казначея московского провиантского депо Ивана Ивановича Пирогова родился тринадцатый ребенок, мальчик Николай. Родители его жили в собственном доме в Сыромятниках. После нашествия французов пришлось построить новый дом, просторный и светлый, с небольшим, но хорошим садом. Отец, любитель живописи, украсил стены и печки фресками, а сад — беседками и садовыми играми. Он был отличный семьянин; как и мать, горячо любил детей. Доходы были приличными — кроме высокого жалованья Иван Иванович получал гонорары от ведения частных дел.

Ребенок хорошо развивался, в шесть лет выучился читать и набросился на книги. Он прочел бытовавшие тогда книги для детей, затем «Детское чтение» Карамзина, басни Крылова. После девяти лет его учил русскому языку студент университета, а латыни и французскому языку — два студента Медико-хирургической академии. Одной из любимых игр мальчика была игра в лекаря. А возникновением она обязана болезни старшего брата, которого лечил профессор Е. О. Мухин. Мальчик просил кого-то из домашних лечь в кровать, потом щупал пульс, смотрел язык, советовал лекарства, писал рецепты.

В 12 лет Николая отдали в частный пансион Кряжева, видного московского педагога. Курс обучения был очень обширный и длился шесть лет. В эти годы на семью Пироговых обрушились несчастья — умерли сестра и брат, растратил казенные деньги другой брат, вынужден был уйти в отставку отец — один из чиновников комиссариата сбежал с 30 тыс. рублей. И. И. Пирогова привлекли к ответственности, все имение и имущество описали и взяли в казну. Материальное состояние семьи резко упало. Пришлось забрать Николая из пансиона.

Профессор Мухин принял участие в судьбе 14-летнего Николая и посоветовал готовить его на медицинский факультет Московского университета. Для подготовки наняли студента-медика Феоктистова. В доме часто бывали знакомые отца из низшего врачебного персонала Воспитательного дома - Г. М. Березкин и А. М. Клаус. С большим интересом Николай слушал их беседы и смотрел в принесенный ими микроскоп.

В сентябре 1824 года Николай поступил в Московский университет. Для этого пришлось приложить выданное Московским комиссариатским депо «свидетельство», что юноше 16 лет, а не 14, иначе бы его не приняли по возрасту. К прошению было приложено свидетельство из пансиона Кряжева. На экзамене присутствовал профессор Мухин. Принимавшие профессора остались крайне довольны ответами Пирогова.

Московский университет 20-х годов представлял собой по составу профессоров безотрадное зрелище. Они читали не свои лекции, а просто старые учебники, один более рассказывал семейные хроники, другой зачитывал протокол предыдущего занятия и т. д., а такой выдающийся профессор, как Мудров, называл студентов баранами. Студенты устраивали на таких занятиях балаган. Лекции не сопровождались никакими демонстрационными пособиями. Знаменитый в те годы профессор Юст Христиан Лодер, талантливый и глубоко образованный, вынужден был читать анатомию лишь теоретически, потому что занятий на трупах тогда не существовало. Профессор Ефрем Осипович Мухин читал физиологию по иностранному руководству со своими комментариями, но и его лекции не отличались содержательностью и формой. Терапевт М. Я. Мудров и хирург Ф. А. Гильденбрандт читали свои предметы тоже словесно, без всяких упражнений на трупах. Из операций Пирогову случилось увидеть лишь вырезание камней у детей и однажды — ампутацию голени.

Гораздо сильнее было влияние старших товарищей. На обеденное время Пирогов оставался у своего бывшего учителя, студента Феоктистова, жившего в общежитии с пятью товарищами. Там было всё — разговоры о политике, чтение запрещенных стихотворений Рылеева и Полежаева, дикие кутежи в дни получения денег. Как-то раз Пирогов купил втридорога гербарий за 10 рублей, хотя это был крайне большой расход для семьи. Зато он долго занимался этим гербарием и изучил многие целебные растения. Тогда же он приобрел целый кулек костей человека для изучения, напугав и изумив нянюшку.

В конце первого года студенчества, 1 мая 1825 года, внезапно умер отец Пирогова, оставив вдову, двух дочерей и сына-студента. Дом отошел казне. Несчастной семье помог троюродный дядя Андрей Филимонович Назарьев, заседатель московского суда, живший с многочисленным семейством в маленьком собственном домике. Мезонин с тремя комнатами и чердаком он уступил Н.И. Пироговым.

«Эта добрейшая и тишайшая душа, — вспоминает Н.И. Пирогов, — поил иногда меня чаем в ближайшем трактире, когда я заходил в суд у Иверских ворот... Заметив у меня отставшую подошву, купил мне сапоги». Впоследствии, уже будучи профессором в Дерите, Пирогов, желая отблагодарить Назарьева, взял на воспитание его маленького сына. Правда, мальчик стал всего лишь квартальным полицейским.

Через год Н.И. Пироговы наняли квартиру и держали жильцов, мать и одна сестра рукодельничали, вторая сестра пошла работать. К сожалению, Николай не мог давать уроков, так как тратил 4 часа на дорогу в университет и обратно. Не имея настоящего мундира, который полагалось носить студентам, Н.И. Пирогову приходилось сидеть на лекциях в шинели. Семье помогал также крестный отец Николая московский именитый гражданин Семен Андреевич Лукутин. Благодаря самоотверженности матери и сестер Н.И. Пирогову удалось пройти университетский курс.

В 1822 году при лучшем в России Дерптском университете были открыты двухгодичные курсы (профессорский университет) для подготовки из студентов, окончивших другие университеты, будущих профессоров. После учебы им полагалась двухгодичная практика за границей. Идея эта принадлежала бывшему профессору физики в Дерпте, позже академику, Парроту, заботившемуся о подготовке профессорских кадров взамен тех «комиков», что учили того же Н.И. Пирогова.

По рекомендации того же Мухина в Дерпт был направлен Николай Пирогов, избравший специальность хирурга. В мае 1828 года он, как окончивший Московский университет, сдал экзамен на степень лекаря первого отделения. Затем он отправился с другими кандидатами в Петербург, где они были приняты директором департамента Д. И. Языковым и министром народного просвещения князем Ливеном. Затем был успешно сдан экзамен в Академии наук профессорам Бушу и Веланскому. Пирогов и его товарищи отправились в Дерпт.

В Дерпте «профессорских студентов» расселили по приготовленным квартирам. Н.И. Пирогов поселился вместе с ботаником Шиховским и акушером Корнух-Троцким. Руководил всеми приехавшими профессор русского языка В. М. Перевощиков, сухой, безжизненный бюрократ из школы Магницкого.

Кафедру хирургии занимал Иван Филиппович (Иоганн Христиан) Мойер, «талантливый ленивец», по определению Пирогова, ученик знаменитого Антони Скарпа в Павии, стажировавшийся в Милане и Вене. Своим практическим умом и обширными знаниями он принес большую пользу Пирогову. Лекции его отличались простотой, ясностью и наглядностью изложения, он владел истинной ловкостью оператора-хирурга. Правда, ко времени приезда Н.И. Пирогова он охладел к науке, но появление пылких студентов оживило его.

Семья Мойера состояла из тещи и семилетней дочери. Теща, Екатерина Афанасьевна Протасова, урожденная Бунина, взяла молодого Н.И. Пирогова под свое покровительство, познакомила со своим братом, знаменитым поэтом В. А. Жуковским. Она же спасла Пирогова после напраслинного донесения Перевощикова о недисциплинированности студента. Вскоре Пирогов переехал на житье в клинику. Здесь он четыре года прожил вместе с другим профессорским студентом Ф. И. Иноземцевым, будущим выдающимся русским клиницистом. Оба будущих светила медицины так и не сблизились, оставшись в течение всей жизни чуждыми друг другу людьми.

Приехав в Дерпт, Н.И. Пирогов с жаром принялся за препарирование и операции на трупах, а также эксперименты на животных, чего он был совершенно лишен в Москве. Он считал, что путь к хирургическому столу лежит

через стол анатомический. Он взял частный курс у прозектора анатомического института доктора Вахтеля. Пирогов говорил, что ни один курс впоследствии в немецких и французских университетах не принес ему столько пользы, как курс Вахтеля. Профессор же анатомии Цихориус, поклонник Бахуса, не интересовался занятиями студентов. Н.И. Пирогов, Иноземцев, В. И. Даль (тот самый составитель в последующем знаменитого «Толкового словаря») много занимались самостоятельно, изучая топографическую анатомию, т. е. предмет, рассматривающий взаимное расположение органов в определенной, ограниченной части тела. В то время это была новая наука.

Н.И. Пирогов подготовил научную работу на хирургическую тему о перевязке артерий. Он много препарировал, перевязывал артерии у собак и телят, подготовил на латинском языке работу в 50 листов с рисунками с его собственных препаратов. Работа была удостоена золотой медали Медицинского факультета университета.

Увлекаясь хирургией и топографической анатомией, занимаясь препарированием даже по ночам, он вынужден был пропускать и не учить лекции по другим предметам. На экзамене он нарушил старую традицию, когда слушатель приносил экзаменатору на дом, где проходил экзамен, чай, сахар, несколько бутылок вина, торт и шоколад. Н.И. Пирогов пришел к своему декану Ратке с пустыми руками. Однако экзамен на звание доктора медицины он сдал успешно.

Информация о работе Педагогические взгляды Н.И. Пирогова