Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:43, реферат
В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.
Введение……………………………………………………………………………
Крупнейший отечественный деятель педагогической мысли………
Основные этапы жизни и деятельности Н. И. Пирогова…………………
1.2. Процесс развития системы педагогических идеалов Н. И. Пирогова…..
2. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова………………………………
2.1. Статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»………………………………...
2.2. Основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова.
2.3. Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова……………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
Вместе с тем, если посмотреть на это со стороны личной карьеры, то его деятельность, действительно, вряд ли можно признать успешной. Причины отставок Н.И. Пирогова с постов попечителя учебных округов, разумеется, объясняются тем жестким противостоянием, которое он встретил со стороны всего бюрократического аппарата, мгновенно почувствовавшего в нем опасного чужака. Обвинения, которые предъявлялись Н.И. Пирогову, были достаточно традиционны для реформаторов в сфере образования второй половины ХIХ – начала ХХ века. Резкое недовольство со стороны влиятельных русских националистов вызывала его стремление к созданию равных условий для получения образования поляков и евреев. В этом, естественно, виделись не только опасные политические последствия, но и «притеснение интересов русского народа».
Крайне опасной считалась деятельность попечителя по просвещению широких слоев трудящихся, выразившаяся, в частности, в поддержке открытия в Киеве первой воскресной школы. Эти школы сразу же попали под подозрение, прямо скажем небезосновательное, в распространении революционных идей.
Но
особенно раздражал бюрократию
подлинный демократизм Н.И. Пирогова,
его стремление решительно
Разумеется, все эти радикальные течения не имели к самому Н.И. Пирогову никакого отношения. По своим общественно-политическим взглядам Николай Иванович никогда не был радикалом. Он всегда почитал верховную власть, был государственником в самом высшем значении этого слова. К революционным движениям 60–70-х годов относился, безусловно, отрицательно, горячо возмущался террористическими действиями «крамольников», а социализм считал «чистейшей утопией, угрожающей свободе личности».
Кстати, это создавало для советских исследователей педагогического наследия Н.И. Пирогова существенные трудности в трактовке его политического кредо. Так А.А. Красновский в обстоятельной монографии «Педагогические идеи Н.И. Пирогова» (М., 1948) с сожалением отметив, что «в политическом смысле он не был революционером», подчеркнул, что «педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма». При этом, по мнению профессора, «гуманизм Пирогова являлся гуманизмом буржуазного просветителя. Только гении человечества Ленин и Сталин дали учение подлинного гуманизма, подлинной человеческой культуры, подлинной заботы о человеке» [16, c. 92–93, c. 101].
Сами же непосредственные поводы для отставок просто поражают своей смехотворностью. Так с должности попечителя Одесского учебного округа, Н.И. Пирогову пришлось уйти из-за одобренной им вечеринки студентов Ришельевского лицея, шумно отметивших сообщение в бельгийской газете «Independence Belge» о том, что в России начата подготовка отмены крепостного права. То есть, по сути, горячо и верноподданно поддержавших действия верховной власти.
Что касается поводов к отставке с поста попечителя Киевского учебного округа, то здесь, несомненно, сыграл свою роль комплекс до конца не выясненных обстоятельств. Среди них было и прямое недовольство начальства, и клеветнический донос. Но, разумеется, проблема была более сложной. Н.И. Пирогов так писал об этом: «Как ни обширна и ни благотворна могла бы быть деятельность лица, которому вверяется просвещение края, но на деле, когда правительство все внимание сосредоточивает на, в сущности, неизбежных треволнениях корпоративной жизни учащегося поколения, эта деятельность, принимает характер чисто полицейской» [23, c. 197].
Непосредственным же поводом стал решительный отказ, высказанный Н.И. Пироговым на личной встрече с императором Александром II, выполнять надзорно-полицейские функции по отношению к студентам, которые с начала 1861 года возлагались на попечителей учебных округов.
Все эти обстоятельства и привели, согласно указу от 13 марта 1861 года, к увольнению Н.И. Пирогова с поста попечителя Киевского учебного округа. Отказался он и от предложенной ему должности члена совета Министерства народного просвещения. Пирогова опять «остановили на полпути». Как с горечью написал Николай Иванович в частном письме баронессе Реден, «во мне не хватает чего-то, чем необходимо обладать, чтобы быть приятным и казаться полезным» [4, c. 23].
Так или иначе, сразу после отмены крепостного права и начала этапа прогрессивного развития всех сторон общественной жизни, особенно образования, Н.И. Пирогов парадоксально и несправедливо оказался не у дел, хотя как раз наступало его историческое время. Как отмечал Н.С. Державин, «Пирогов воспитал в себе лучшие идеалы великой эпохи, эпохи широкого гуманизма и просветительных идей, и внес их в свою педагогическую деятельность. Он хотел поднять современную ему школу до уровня своих высоких идеалов, и, если достичь этого ему и не всегда удавалось, то, конечно, не потому, что в нем не было достаточно энергии, воли, настойчивости и характера, не потому, что идеалы его были слишком далеки от действительных нужд современной школьной жизни. Идеалов жизни Пирогов не мог осуществить в сфере своей школьной работы, потому что в окружающей его жизни эти идеалы были еще только намечены» [2, c. 3–4].
Правительство еще дважды обращалось к Николаю Ивановичу с предложениями послужить на педагогическом поприще. Сначала новый министр народного просвещения А.В. Головнин предложил Пирогову провести своеобразную ревизию постановки учебного процесса на медицинских факультетах российских университетов, с целью совершенствования этой деятельности. Но этот проект так и не получил своей практической реализации.
А вот другое предложение оказалось принятым. И оно знаменовало начало четвертого – «университетского» – периода развития философско-педагогической системы Н.И. Пирогова, охватывающего время с 1862 по 1866 годы. Содержательно этот период был посвящен распространению идей и взглядов, наработанных мыслителем в предыдущий период преимущественно на сферу высшего образования.
Весной 1862 года Н.И. Пирогов был командирован за границу «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». Главное поручение министра народного просвещения со- стояло «в руководстве и направлении молодых людей, готовящихся к профессорской деятельности». И здесь Н.И. Пирогов проявил свои способности и столь присущую ему ответственность. Он посетил свыше 20 европейских университетов, ознакомился с построением в них образовательного процесса. Умело направлял научную работу молодых ученых и поддерживал их стремления и начинания.
Однако в 1866 году после покушения Д.В. Каракозова на Александра II и начавшейся смены политического курса, связанного с постепенным сворачиванием реформ, Н.И. Пирогов был отозван в Россию и отправлен 17 июня 1866 года в отставку. Опять же по смехотворному внешнему поводу, изложенному министром народного просвещения Д.А. Толстым в докладе Александру II следующим образом: «Принимая во внимание, что наши университеты преимущественно нуждаются в профессорах по наукам филологическим, я нахожу, что пребывание за границей Н. Пирогова, как специалиста по наукам медицинским, не представляется существенно необходимым для наших профессорских кандидатов» [33, c. 12–13].
После этого к педагогической деятельности Н.И. Пирогов больше не вернулся. Поселившись в своем небольшом имении с. Вишня Подольской губернии (ныне Винницкой области) он продолжил частную врачебную деятельность.
Однако было бы совершенно неправомерно исключать это время конца 1860-х–70-х годов из общего процесса развития системы педагогических идеалов Н.И. Пирогова.
Пятый период можно охарактеризовать как рефлексивно-педагогический. Он охватывает время от конца 60-х годов до смерти Н.И. Пирогова 23 ноября (5 декабря) 1881 года. Главное содержание этого периода состоит в осмыслении им в «Дневнике старого врача», который Пирогов писал буквально до последнего вздоха, своего жизненного, в том числе и педагогического, пути и формулирования на этой основе корпуса значимых идей. По выражению Ф.А. Кони «оставленный Пироговым “Дневник старого врача” дает возможность заглянуть в его душу не как общественного деятеля и знаменитого ученого: он дает возможность услышать голос сердца человека, того человека, которого Пирогов хотел воспитать бы в каждом юноше. Это сердце преисполнено глубокой и трогательной веры в высший Промысел и умиления перед заветами Христа. Жизнь учит, что Христос имел много слуг, но мало действительных последователей. Одним из них был Пирогов» [4, с. 26].
В каком же виде можно представить целостный образ педагогических идеалов Н.И. Пирогова? Сразу подчеркнем – мыслителем была разработана охватывающая все страты новая педагогическая парадигма – от ее высших идеалов до конкретных технологий их реализации. Причем научно-исследовательская деятельность по разработке данной парадигмы носила целенаправленный и последовательный во времени и пространстве характер, что рельефно отразилось в корпусе его основных работ.
Глава 2: «
2.1.Статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни».
Воспитанием молодого поколения Пирогов
начал интересоваться задолго до выхода
в свет его первой и самой значительной
педагогической работы "Вопросы жизни".
К.Д.Ушинский в своей статье "Педагогическое
сочинение Н.И.Пирогова" писал: "Н.
И. Пирогов первый у нас взглянул на дело
воспитания с философской точки зрения
и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины,
дидактики, но глубочайший вопрос человеческого
духа".
Для того, для кого, как для Ушинского и
Н.И. Пирогова, вопросы воспитания суть
глубочайшие вопросы человеческого духа,
— воспитание неотъемлемо от вопросов
о достоинстве и назначении человека.
Критикуя философские работы Н.И. Пирогова,
Ушинский указывал на то, что в них нет
единой системы, иногда даже нет внешней
связи, но зато есть такая глубокая внутренняя
связь, которую редко можно встретить
в систематических сочинениях философов.
"Объединяет их то, — пишет Ушинский,
— что все они вышли из одного богатого
и поразительно деятельного духа, что
особенно примечательно в такое время,
когда разрозненность души человеческой
достигла последних пределов, когда в
одной и той же голове вмещаются разнообразные,
часто противоречащие друг другу взгляды
и убеждения".
Статья "Вопросы жизни" в первом своем
варианте была напечатана в 1856 году в "Морском
сборнике", а вторая редакция появилась
лишь в посмертном издании в 1887 году.
Статья "Вопросы жизни" зрела долго.
В ней отразилась продолжительная, глубокая
и искренняя духовная борьба, совершавшаяся
в душе ее автора. Это одно из самых замечательных
произведений русской литературы. Эта
небольшая журнальная статья, написанная
сто лет тому назад, не утратила глубокого
животрепещущего значения и для нашего
современного читателя. (Нам кажется, что
она в чем-то перекликается с письмом к
генералу X. известного современного французского
писателя-летчика Антуана де Сент-Экзюпери).
Общее между этими статьями то, что там
и тут автор скорбит о том, что человек
перестает быть человеком, и обращается
с призывом вернуть человеку его достоинство
и истинный смысл его существования.
Призыв Н.И. Пирогова звучит громче, смелее,
определенней, чем у Экзюпери.
Эпиграфом к первой редакции статьи "Вопросы
жизни" является следующий диалог:
— К чему готовите Вы вашего сына? — спросил
меня кто-то.
— Быть человеком, — отвечал я.
— Разве Вы не знаете, — сказал спросивший,
— что людей собственно нет на свете: это
одно отвлечение, вовсе не нужное для общества.
Нам нужны негоцианты, солдаты, механики,
моряки, врачи, юристы, а не люди.
Правда это или нет?
Вот вопрос, который Пирогов ставит перед
читателем. Перенесемся в нашу эпоху второй
половины ХХ-го века. Не внушают ли детям
с ранних лет, что они должны стать трактористами,
космонавтами, научными работниками (слово
ученый у нас оставлено для торжественных
случаев), директорами предприятий и т.
п.? Если бы кто-нибудь ответил на вопрос
так, как Н.И. Пирогов, его, конечно, сочли
бы чудаком, идеалистом, не понимающим
задач строительства современного нам
общества. Кое-кто, возможно, и согласился
бы с тем, что человеком быть надо тоже,
но это приложится как-то само собой. А
между тем, такой взгляд более чем утопия.
Пирогов четко и смело ставит этот вопрос,
связывая его с вопросом о задачах воспитания
и назначения человека. Читатель, который
даст себе труд подумать, легко поймет,
что мы стоим перед альтернативой.
1) Или воспитание (и образование как элемент
воспитания) заботится только о внешнем,
прикладном, забывая того внутреннего
человека, который, как личность, проявляет
себя во всех видах деятельности, и недоразвитие
которого сделает во много бесплодной,
даже вредной его общественную и профессиональную
деятельность.
2) Или воспитание должно исходить из развития
внутреннего человека, и тогда его деятельность
дает обильные зрелые плоды.
Наша современная школа, а в большинстве
случаев и семья, идет по первому пути.
Пирогов напоминает нам о необходимости
иного, единственно правильного пути.
Он говорит:
"Дайте
созреть и окрепнуть внутреннему человеку".
Но и этого еще мало. Вслед за этим идет
второй, не менее важный совет:
"Дайте
ему время и средства подчинить себе наружного"
(иными словами, научите его работать над
собой и бороться с собой), и у вас будут
инженеры, и моряки, и солдаты, и юристы,
а главное, у вас будут люди и граждане".
Каждому человеку при вступлении в жизнь
свойственно задумываться над основными
вопросами:
1. В чем состоит цель нашей жизни?
2. Какое наше назначение?
3. К чему мы призваны?
4. Чего мы должны искать?
Наличие этих вопросов является одной
из основных черт, отличающих человека.
Если он перестает о них думать и проверять
себя — он перестает быть человеком.
Только два рода людей не задают себе этих
вопросов при вступлении в жизнь, — отмечает
Н.И. Пирогов.
Во-первых, те, которые получили от природы
жалкую привилегию на идиотизм и, во-вторых,
те, которые, подобно планетам, получив
однажды толчок, движутся по силе инерции в данном им направлении.
Не без иронии, Н.И. Пирогов указывает на
то, "что общество, к счастью, успело
так организоваться, что оно для большой
массы людей, само, без их сознания, задает
и решает эти вопросы и дает этой массе,
пользуясь силой ее инерции, известное
направление, которое оно считает лучшим
для своего благосостояния".
В результате этой инертности люди превращаются
в толпу. Какие же взгляды господствуют
в этой толпе? Они довольно разнообразны:
Одни едят, работают и развлекаются, при
этом стараются не думать.
Другие стремятся приобретать знания,
но только преследуя практические цели.
Есть и такие люди, которые удовлетворены
тем, что вертятся, как белка в колесе,
и находят удовлетворение в том, что не
имеют свободной минуты.
Иные ищут приятного. Есть и такие, которые
считают, что можно думать все, что угодно,
но, соблюдая приличия, надо говорить так,
чтобы скрыть свои мысли. Играя такую роль,
какая им выгоднее, они отделяют теорию
от практики.Все эти люди пытаются оправдать
перед собой свою слабость и недостаток
энергии.
Развитое чувство индивидуальности внушает
нам отвращение к этому движению по инерции.
Надо "осмотреться", заглянуть в себя.
А если мы заглянем в себя, то увидим, что
в нас существуют как бы две половины:
одна зовет нас к лучшему, другая к худшему.
Быть человеком — значит победить в себе
то, что мешает существованию добра на
земле: лень, страх, различные страсти
и немощи. Для этого надо отказаться от
того, чтобы жить ощупью, бессознательно,
изо дня в день, без руля и ветрил. Человек
— высшее звено на лестнице животного
мира. Быть человеком — значит воспитать
в себе все лучшее, высшее, то, чем является
человек — венцом творения, созданным
по образу и подобию Божию. Надо любить
добро, делать его, стремиться к нему, пробудить
в себе искру Божию.
Н.И. Пирогов хорошо понимал, что все внешние
дела человеческие не имеют в себе корня,
если в основе их не лежит "внутреннее
делание", если человек не учится изо
дня в день в течение всей своей жизни
познавать себя и трудиться над возделыванием
поля своей души.
Привычка к самоанализу предохраняет
от вредных увлечений, к одному и тому
же предмету можно подойти с различных
сторон. Так, например, во время забав и
развлечений одно "я" веселится, а
другое тоскует, разбивая причины веселия
первого.
Для того, чтобы научиться работать над
собой, необходимы духовные упражнения:
внимание и молитва. Неправильно думать,
что эта внутренняя работа связана только
с юношеским возрастом, она должна продолжаться
до конца жизни, в противном случае человек
будет жить уже только внешне, как бы механически,
но подлинной жизненной силы он будет
лишен.
Человек, как личность, всегда борется
с самим собой и с соблазнами современного
ему общества. Он должен выдержать этот
бой. К этому должно подготовить его воспитание.
Что же такое личность человека? Н.И. Пирогов
ясно и конкретно отвечает на этот вопрос.
Личность — это "я" человека, его
тождество на протяжении всей жизни. Пережитое
в любом возрасте человек относит к своему
"я". "Сколько раз, — говорит Пирогов,
— клеточки моего мозга заменялись новыми
через обмен веществ и всякий раз передавали
новым прежние впечатления. Нас поражает
необъяснимое (материалистически) тождество
и цельность нашего "я". Личность
— это самосознание, чувство ответственности
за все, что человек получил: разум, речь,
чувства, образование и т. п.
Самосознание есть постановка и решение
вопросов жизни каждым вновь вступающим
в жизнь индивидуумом в отдельности. Единство
стремлений, единство жизни и деятельности
и есть единство личности.
Быть человеком — значит ясно поставить
перед собой цель жизни и осуществить
ее, т. е. перевести в дело.
Необходимо установить правильную связь
между мыслью, словом и делом. Для того,
чтобы сделать это, необходимо иметь твердые
убеждения. Убеждения переходят в дело
жизни. Но убеждения не даются в готовом
виде, без труда. Пирогов предостерегает
молодых людей от этой роковой ошибки.
Он требует искренности и самопроверки,
напоминая слова Евангелия: "свет, который
в тебе, не есть ли тьма?" "Вы думали,
что вы убеждены, но убеждения — это дар
неба, требующий разработки".
Что же нужно для того, чтобы иметь убеждения?
1) Приучиться с ранних лет проницательно
смотреть в себя.
2) Быть откровенным.
3) Искренне любить правду.
Если человек весь отдался частным вопросам
и перестал обращаться к основным вопросам
жизни, он не может иметь твердых убеждений.
Забывая основы, он прибегает к ним только
в минуты кризиса. Такие люди быстро устают
от борьбы и проявляют колебания и непоследовательность.
Каждый человек может проверить себя,
где он находится. Существует две возможности;1)
Или перестать разбирать смысл своего
бытия, заменив его трафаретом, или 2) с
утра до ночи роясь в тайниках своей души,
подстерегать минуты внутренней свободы.
Необходимо учиться мыслить. Это значит,
например, отсылать некоторые мысли назад,
уничтожая их, а другие, наоборот, укреплять.
Живя, мы стремимся низшее в себе уничтожить
или переделать в высшее. Настойчиво проверяя
свои ощущения, человек начинает упорно
бороться с притаившимися на дне души
низменными вожделениями и нечистыми
мыслями. Инстинкты наши часто прячутся
от нас. Наши собственные соображения,
как тайная полиция, оказываются на жаловании
у инстинктов, а воля обманывает нас, и
мы запутываемся в "дипломатических"
сетях.
Необходимо бороться с двойственностью
в себе. "Я хочу исследовать свои наклонности,
привычки, потребности, — пишет Пирогов
в своем дневнике, — и если некоторые из
них господствуют надо мной, свергнуть
их иго. Я хочу быть свободным, потому что
я призван к бессмертию и принадлежу не
праху, но Богу".
Внушить такое стремление, подготовить
к такой борьбе, — значит воспитать человека.
Из воспитания необходимо исключить все,
что может развивать ложь, лицемерие, все
неискреннее, показное, поддельное.
Прощаясь со своими студентами, Н.И.Пирогов
говорил им: "Берегите жизнь и здоровье
и вооружайтесь всей силой воли и нравственным
чувством против чувственности, не дайте
ей овладеть вашим внутренним бытием.
Будьте осторожны, вдумывайтесь в жизнь,
а главное, не дайте заглохнуть в душе
вере и стремлению к добру — они у вас
есть, как и у всего человечества".
Относясь с глубочайшим вниманием и ответственностью
к построению личной и общественной жизни
на земле, Н.И. Пирогов понимал, что человек
не выполнит своего назначения и останется
во власти иллюзий, если он не признает
наличия плана, целесообразности и разумной
мысли во всяком проявлении мировой жизни.
В век позитивизма ученый-Пирогов до конца
осознал, что одна только наука без религии
никогда не откроет человеку полноту Истины.
Он ясно указывает на то, что перед нами
здесь только "вальпургиева ночь земного
бытия", что вся история человечества
без идеи бессмертия — ничто. Она теряет
всякий смысл: "остается без применения".
"Меня не смущает, — говорил он, — мысль
о том, что человек произошел от обезьяны,
но меня страшит возможность обратного
перехода от образа Богочеловеческого
к зверочеловеческому". Самое главное
— бороться за жизнь души, за свободу,
которая отличает человека от животного.
Главное — не зарыть, не засыпать тот источник
света, который есть в душе.
Никакая человеческая мораль не может
заменить религии. Два самых существенных
элемента веры Христовой: всеобъемлющая
любовь и благодать Духа Святого отличают
ее от морали, как небо от земли.
2.2. Основные положения
В основе педагогической системы Пирогова лежала глубокая любовь к человеку и человечеству, определяющая его доведенный до высшего напряжения идеализм. Сам Н.И. Пирогов так писал об этом: «Итак, я остаюсь при моем убеждении, что, задавая себе вопрос, чего мы желаем, мы открываем себе путь к идеальной стороне каждого дела; решая этот вопрос, мы узнаем, насколько мы еще отделены от идеала, и с тем вместе узнаем самих себя. Ясно ли это для других – не знаю; но я, при моем складе ума, никогда не пойму, чтобы идеал, как ложный признак недосягаемого совершенства, не мог руководить нами ни в действиях, ни в суждениях. Идеальное мне представляется нитью электрического телеграфа, один конец которого тянется к нам чрез всю земную жизнь, а другой исчезает в беспредельности. Как идея времени, пространства, числа и меры, так и идея совершенства, служащая незримою мерою наших действий, присущи человеку» [20, c. 115].
Сразу подчеркнем, что целеценностная страта философии образования, разработанной Н.И. Пироговым, носила ярко выраженный религиозный характер, но в особом, присущем Пирогову общечеловеческом виде. По его убеждению «учение Спасителя, нарушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейских стремлений.
Найдя в Откровении самый главный вопрос жизни – о цели нашего бытия – разрешенным, казалось бы, человечество ничего другого не должно делать, как следовать с убеждением и верой по определенной стезе» [18, c. 30].
Однако, поскольку этого не происходило, отсюда исходный пункт его педагогического мировоззрения: надо преодолеть противоречие между официально признанными христианскими идеалами общества тогдашней России и духом стяжательства и наживы, характерными для большинства ее представителей. И, наряду с этим, преодолеть другое противоречие, вызванное тем, что «самые существенные основы нашего воспитания находятся в совершеннейшем разладе с направлением, которому следует общество» [18, c. 32].
Цель педагогической деятельности в широком смысле виделась ему в подготовке человека к жизни вечной, спасении его бессмертной души. В этом ракурсе интерпретаторы Пирогова отмечали, что он в известном смысле жертвовал земной жизнью человека.
Вместе с тем это не совсем так. Опыт Крымской войны убедил Н.И. Пирогова в том, что для человека жизненно необходимы внутренние идеалы. И человек, имеющий эти идеалы, сохраняющий внутренний стержень – это и есть настоящий гражданин своей Родины. Отсюда центральный тезис, провозглашенный в «Вопросах жизни»: необходимо «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдержать неравный бой. Приготовить нас с юных лет к этой борьбе – значит именно: Сделать нас людьми, т.е. тем, чего не достигнет ни одна наша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас с самого нашего детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов» [18, c. 36].