Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:43, реферат
В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.
Введение……………………………………………………………………………
Крупнейший отечественный деятель педагогической мысли………
Основные этапы жизни и деятельности Н. И. Пирогова…………………
1.2. Процесс развития системы педагогических идеалов Н. И. Пирогова…..
2. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова………………………………
2.1. Статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»………………………………...
2.2. Основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова.
2.3. Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова……………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
В 1846 году было утверждено предложение Бэра, Зейдлица и Н.И. Пирогова об открытии особого анатомического института. Н.И. Пирогов был назначен его директором. В феврале 1846 года он совершил поездку в Германию, Францию и Италию, откуда привез приборы и инструменты для института, а главное — микроскопы, которых прежде в академии не было. Он пригласил на должность главного прозектора института доктора Грубера, занимавшего аналогичную должность в Праге.
«Анатомический институт, основанный Н.И. Пироговым, скоро стяжал себе громкую научную известность и получил значение истинной научной школы, давшей России целую плеяду анатомов и хирургов» (Флоринский).
Н.И. Пирогов открыл музей патологической анатомии, куда передал 200 собственных препаратов, а также протоколы о 12 тысячах вскрытий, лично им проведенных.
В новом институте Н.И. Пирогов прежде всего занялся экспериментальными исследованиями анестезии при помощи эфирного и хлороформного наркоза.
Н.И. Пирогов изучал действие эфира на животных, затем на здоровых людях, а потом провел 50 операций под эфирным наркозом. Помимо вдыхания он предложил введение паров эфира через прямую кишку. Он придумал приборы для обоих способов. Н.И. Пирогов возымел мысль применить наркоз в военно-полевой хирургии. 8 июля 1847 года он уезжает на Кавказ в действующую армию. В Пятигорске и в военном госпитале в Темирхан-Шуре он изложил собравшимся врачам и начальникам способы этеризации и провел ряд показательных операций. В Оглах он вел эти операции в присутствии других раненых, а также здоровых солдат, чтобы убедить их в преимуществах и болеутоляющем действии нового способа. В Самурском отряде возле аула Салты он организовал полевой лазарет из шалашей. На большом камне вместо стола он делал операции, работая во время штурмов по 12 часов в сутки и провел 100 операций с эфирным наркозом.
Как военно-полевой хирург, он настаивал на ампутациях, говоря, что только так зачастую можно спасти жизнь раненому. Он внедрил алжирские «сиделки» и «лежаки» для транспортировки раненых лошадьми. Он подробно изучил искусство местных врачей, га- кимов, лечить огнестрельные ранения.
Свои исследования и наблюдения в кавказской экспедиции профессор изложил в нескольких статьях и трактатах, рассмотрев лечение огнестрельных ран, проведение ампутаций, использование наркоза. К этому времени сам Н.И. Пирогов провел 400 операций с эфирным наркозом и 300 — под хлороформом.
Приехав в Петербург, Н.И. Пирогов поспешил к военному министру, чтобы доложить об успешных результатах командировки на Кавказ. Но сразу же получил выговор от генерал-адъютанта Анненкова, нового попечителя академии, за то, что был одет не по форме. С ним от расстройства случился истерический припадок со слезами и рыданием. После этого он решил подать в отставку. Но его пригласила Великая княгиня Елена Павловна, беседа с которой возвратила ему бодрость духа и успокоила своей заинтересованностью состоянием медицины в Кавказской армии.
В 1848 году Н. И. Пирогов принялся за изучение вспыхнувшей в Петербурге холеры. Он устроил в своей клинике особое холерное отделение, где провел вскрытие 800 трупов больных, умерших от холеры. За солидный труд «Патологическая анатомия азиатской холеры», изданный в 1849-1850 годах на русском и французском языках, Н.И. Пирогову была присуждена Академией наук полная Демидовская премия.
Помимо колоссальной работы в Медицинской академии и госпитальной клинике Н.И. Пирогов состоял консультантом Обуховской, Марии Магдалины, Петропавловской и Максимилиановской больниц Петербурга. Кроме указанных трудов он написал «Курс прикладной анатомии человеческого тела» и предназначенные судебным врачам «Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключающихся в трех главных полостях человеческого тела». Но капитальным трудом его является знаменитая «Топографическая анатомия по распилам замороженных трупов» в 4 томах таблиц и рисунков и 4 тетрадях текста. Н.И. Пирогов ввел в практику новый вид препарирования — распил замороженных трупов. При этом сохраняется нормальное положение органов и соотношение частей. Из трудов по хирургии на первом месте стоит «Клиническая хирургия» на немецком языке. Там описаны диагностика и два хирургических метода, носящие ныне его имя, — операция вылущения стопы и гипсовая повязка Н.И. Пирогова.
В 1856 году Н.И. Пирогов ушел из Медикохирургической академии.
В октябре 1853 года разразилась Крымская война. Против России выступили объединенные силы Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства. Все русское общество обратило взоры на Севастополь. Н.И. Пирогов объявил себя «готовым употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле». Но прошение первого хирурга страны месяцами ходило по высшим канцеляриям. И вдруг его опять пригласила Великая княгиня Елена Павловна. Она взяла на свою ответственность разрешение ему ехать в Севастополь. Кроме того, она предложила свой замечательный план — организовать женскую помощь раненым и больным на поле битвы.
Женский уход в больницах тогда уже существовал. Но о привлечении сестер милосердия в полевые лазареты и на перевязочные пункты никто не помышлял. Великая княгиня склонила Николая I дать разрешение и обратилась с воззванием к патриотизму русских женщин. Для примера она сама наложила повязку раненому в госпитальной клинике. Была основана «Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных». Противниками выступили круги, ведавшие вопросами администрирования госпиталей. Ведь наличие честных милосердных сестер сразу же сокращало возможности для их воровства. Они стали обвинять Н.И. Пирогова в неприличности этого предприятия — женщины среди солдат, как можно!
Преодолевая все дрязги, в октябре 1854 года Н.И. Пирогов с отрядом врачей выехал в Крым. Вслед за ним был послан отряд сестер милосердия из 28 человек с начальницей Стахович.
В Крыму Н.И. Пирогов обнаружил полную неразбериху. Всю массу раненых отправляли из Севастополя в Симферополь, повозок и помещений не хватало, несчастные валялись на полу, в грязи, людей для ухода недоставало. Н.И. Пирогов оставил в Симферополе первую партию сестер для госпитального ухода.
В Севастополе он занялся разборкой раненных под Инкерманом, которых насчитывалось до 1500 человек. С успехом он стал применять гипсовые повязки, спасавшие от ампутаций. Главный перевязочный пункт был устроен в здании Дворянского собрания, здесь были хорошие операционные. Преодолев сопротивление продажных администраторов, Н.И. Пирогов наладил уход за ранеными и поручил это женскому персоналу под руководством К. М. Бакуниной, которая добилась бесперебойного снабжения раненых всем положенным.
Н.И. Пирогов создал систему сортировки раненых, разделив их на 4 категории. Эффективность медицинской помощи раненым значительно возросла.
В феврале 1855 года главнокомандующего князя Меньшикова сменил князь Горчаков. Н.И. Пирогов тотчас подал ему записку, в которой просил эвакуировать госпитали из Севастополя, устроить в безопасном месте на Северной стороне госпитальные палатки, привел факты необеспеченности раненых лекарствами, теплыми шубами и пр.
Н.И. Пирогов работал под выстрелами врагов, однажды бомба пробила крышу его дома. Затем он вообще со своими помощниками переехал жить в Дворянское собрание, в главный перевязочный пункт. Через его руки проходили тысячи раненых. Несмотря на все его усилия, руководство не обеспечивало лазареты всем необходимым, опять раненые умирали в грязи, под дождем, даже без палаток. А тут еще военное ведомство порицало Н.И. Пирогова за большое число ампутаций.
1 июня 1855 года больной, измученный физически и нравственно, Н.И. Пирогов уехал из Севастополя в Петербург. После ряда штурмов и гибели многих защитников 28 августа город был оставлен русскими войсками. В сентябре Н.И Пирогов сюда вернулся. Множество раненых лежали в палатках на Северной стороне, другие находились в Симферополе (13 тысяч) и Бахчисарае — в дощатых бараках, без удобств, в холоде и под дождем. Так же плохи были квартиры для сестер и врачей. Госпитальная администрация, возглавляемая генералом Остроградским, неохотно отпускала дрова, теплую одежду и горячую пищу.
Н.И. Пирогов неустанно жаловался обо всех безобразиях, а начальство обвиняло его в обидности выражений. За выражение «имею честь представить на вид» Н.И. Пирогов получил выговор от князя Горчакова вместо дров, которые просил для отопления бараков.
Раненых приходилось транспортировать за 400-700 верст в другие города Таврии и Малороссии — Перекоп, Екатеринослав и Берислав. Лишенные ухода и тепла, они отмораживали конечности и умирали в пути от холода. Н.И. Пирогов создал особое транспортное отделение из сестер для ухода за ранеными в пути.
Крымская война легла мрачной и гнетущей тучей на отзывчивую душу Н.И. Пирогова. Десять лет понадобилось ему, чтобы пережить все ужасное и поделиться своими наблюдениями и богатым запасом опыта Севастополя. Речь идет о «Началах военно-полевой хирургии». Помимо всего прочего Н.И. Пирогов считал неблагоприятным скопление большого числа больных и раненых вблизи театра военных действий. Необходимо было их рассредоточивать как можно скорее в близлежащих деревнях и городах. За год до Женевской конференции он призвал сделать медицину во время войны нейтральной, даже разрешая врачам обеих сторон общаться друг с другом и помогать по медицинским вопросам.
По возвращении из Крыма он оставил кафедру хирургии в Медико-хирургической академии. Но он тотчас откликнулся на приглашение Красного Креста посетить военносанитарные учреждения во франко-прусскую войну 1870 года и осмотреть перед русско-турецкой войной военно-санитарные учреждения нашей армии.
Н.И. Пирогов вел постоянную войну, часто бесплодную, с реакционной администрацией. Он был и желал быть хирургом, но не умел и не желал быть чиновником медицины. Он был человек научного кабинета, а не салона. Он подводил итоги севастопольской драмы не только с точки зрения хирургии. Он задумывался над язвами нравственного организма русского общества. Врач уступил в нем место патриоту и мыслителю, он искал самопожертвенных людей, а находил бездушных чиновников.
После Крымской войны наступило время обновления общества. Лучшие люди не могли молчать. Не молчал и Н.И. Пирогов. С отрывками из рукописи «Вопросы жизни» выступил и Н.И. Пирогов. В Севастопольской трагедии он видел недостатки нашей системы воспитания.
В XIX веке общество оказалось несостоятельным перед вопросами жизни, потому что соответственно так было воспитано. Масса жила по инерции, индивидуальная жизнь не совпадала с направлением среды. По Н.И. Пирогову, в обществе имелись следующие 8 взглядов на жизнь. Одни советовали много не думать, не задумываться ни над чем. Другие, наоборот, предлагали много читать и учиться, а уж ум подсказал бы, как быть. Далее следовал взгляд старообрядческий, рекомендующий строгое соблюдение постов и молитв. Был взгляд практический, когда можно жить без убеждений, лишь бы иметь полный карман. Другой практический — уживайся с людьми и пусть каждый думает, что хочет. Пессимистический взгляд говорил, что, не зная, откуда взялся, человек умрет, не зная, зачем жил. Был взгляд беспечный — живи и пользуйся настоящим. Наконец, был взгляд «благоразумный» — выбери себе выгодную и подходящую роль и живи, не задаваясь никакими теоретическими стремлениями.
Обычно, вступающие в жизнь примыкают к какому-нибудь из этих взглядов и на этом успокаиваются, утрачивая с летами «всякую наклонность переменить или перевоспитать себя». Если бы так было, то общество оставалось бы застывшей массой. Однако есть люди, родившиеся «с притязаниями на ум и чувство». Они ищут новые пути. В свою очередь, и сами взгляды, руководящие обществом, допускают всевозможные дальнейшие вариации. Все это не служит к единению. Из этого положения можно выйти тремя путями: согласовать воспитание с направлением общества; переменить направление общества; приготовить воспитанием к неравной жизненной борьбе. Первый путь Н.И. Пирогов отрицает, называя его иезуитским. Второй — дело будущего. Остается третий, который должен сделать из нас людей, а не моряков, купцов, юристов, солдат и т. д. Больше всего возмущает Н.И. Пирогова, что реальное воспитание прилагается в самом детском возрасте. Он пишет: «Все должны сначала научиться быть людьми. Все до известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и их таланты, должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения».
Статья Пирогова обратила на себя внимание министра народного просвещения Норова, который в сентябре 1856 года предложил ему место попечителя Одесского учебного округа.
В Одессе Пирогов застал применение розог в младших классах, кулачные расправы, физические издевательства учителей. Он начал обходить школы и гимназии, просиживая целые уроки в классах, глубоко вникая в ход преподавания, беседовал с учителями и учениками. Он вел себя скромно, без всякого генеральского высокомерия. Он организовал литературные беседы в гимназиях, приучая будущих студентов к самостоятельной учебной работе. На литературные вечера-диспуты приходили даже профессора лицея.
Особое внимание Н.И. Пирогов обратил на Ришельевский лицей. Он задумал преобразовать его в университет и убедил совет лицея в необходимости улучшения заведения для этой цели. Для закупки физических и химических приборов, минералов и прочего был послан за границу профессор химии Гассгаген. Специализированные кабинеты — физический, астрономо-геодезический, зоологический и другие были значительно улучшены. Местная газета «Одесский вестник» его стараниями перешла в заведование лицея, превратившись в почтенный литературный орган, редакторами были избраны профессоры Георгиевский и Богдановский. Н.И. Пирогов считал их задачей способствование единению разноплеменного населения края и города, не раз печатал там свои статьи и даже конфликтовал с цензорами. Писал он статьи и на педагогические темы, поднимая вопросы воспитания детей. Большую роль сыграла его статья, название которой говорит о ее содержании: «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей».