Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:33, доклад
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ.
Педагогическая
деятельность Л. Н. Толстого. Педагогическая деятельность
Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась
с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских
детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую
работу он стал вести с 1859 года, продолжая
ее с перерывами до конца своей жизни.
По возвращении с Крымской войны он открыл
в Ясной Поляне школу и содействовал организации
в ближайших селениях еще нескольких крестьянских
школ. Толстой вступил, как он сам писал
об этом позже, в период «трехлетнего страстного
увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал,
что наступило время (вспомним, что тогда
Россия переживала период первой революционной
ситуации и подъема общественно-педагогического
движения), когда образованные люди страны
должны активно помогать народным массам,
испытывавшим огромную потребность в
образовании, удовлетворить это их законное
стремление, не доверяя столь важного
дела царской власти.
В 1860 году Толстой намеревался учредить
просветительное общество. Его задача
— открытие школ для крестьян, подбор
учителей для них, составление курса преподавание
и помощь учителям в их работе.
Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться
официального разрешения на такое объединение
общественных сил на дело создания крестьянских
школ, Л. Н. Толстой заключал признанием,
что он будет «составлять тайное общество».
Ему не удалось осуществить полностью
свое намерение, но в его яснополянском
доме регулярно собирались учителя его
школы и соседних крестьянских школ, составившие
коллектив единомышленников, сдружившийся
для претворения в жизнь прогрессивной
педагогики в школах для крестьянских
детей. Положительный их опыт освещался
в издаваемом писателем в это время журнале
«Ясная Поляна», где печатались его статьи
о народном образовании, сообщения учителей,
предварительно обсужденные на их собраниях
под руководством Л. П. Толстого.
В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением
занялся педагогикой. В 1872 году была издана
составленная Толстым «Азбука», в 1875 году
вышли в свет переработанная «Новая азбука»
и четыре «Книги для чтения». В это же время
он составил учебник арифметики и много
занимался методикой первоначального
обучения и другими вопросами работы народных
школ.
В своей статье 1874 года «О народном образовании»
он резко критиковал земства за то, что
они сдерживают активность крестьян, которые
стремятся сами создать сельские школы,
предпочитая их тем, которые открывают
земства на средства крестьян, недостаточно
учитывая при этом интересы крестьянских
масс. И хотя в критике земской деятельности
по народному образованию Толстой слишком
сгустил темные краски, его выступление
в защиту права крестьян иметь свой голос
при решении вопроса о воспитании их детей
было справедливым.
Он также совершенно правильно критикует
извращения в деле наглядного преподавания
в земских школах и формализма в начальном
обучении в казенных училищах.
Выработав свое представление о содержании
и методике работы народных школ, Л. Н.
Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру
в состав земства Крапивенского уезда.
Будучи избранным, он развертывает здесь
разнообразную деятельность по созданию
земских школ и усовершенствованию их
работы. Толстой становится руководителем
школ большого уезда.
В 70-х годах Толстой снова стал учить детей
в Яснополянском доме, разработал проект
крестьянской учительской семинарии,
которую шутливо называл «университетом
в лаптях». В 1876 году он получил от министерства
народного просвещения разрешение открыть
семинарию, но, не встретив поддержки со
стороны земства, не смог осуществить
этого проекта.
Последний период педагогической деятельности
Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой
в этот период в основу воспитания ставил
свою «толстовскую» религию — признание,
что человек носит бога «в самом себе»,
всеобщую любовь к людям, всепрощение,
смирение, непротивление злу насилием,
резко отрицательное отношение к обрядовой,
церковной религии. Он признает ошибкой
свое былое отделение воспитания от образования
и считает, что детей не только можно, но
и нужно воспитывать (что он отрицал в
60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия
с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н.
Толстой просил допустить его к учительской
деятельности в московской вечерней школе
для рабочих подростков, но не получил
на это разрешение министерства народного
просвещения.
Взгляды Л. Н. Толстого на народное
образование, воспитание и школу в 60—70-е
годы. В своих многочисленных статьях
этого времени по вопросам народного образования,
о содержании и методах учебно-воспитательной
работы школы Л. Н. Толстой сформулировал
оригинальное учение о воспитании и обучении
детей.
Горячий протестант и страстный обличитель,
как назвал его В. И. Ленин, подверг разрушительной
критике постановку воспитания и образования
в России и в Западной Европе, современные
ему школы, утверждая, что они осуществляют
насилие над детьми, прививают им идеологию
господствующих классов.
Свои представления о том, кто имеет право
и должен создавать школы для народа и
как в них следует воспитывать и учить
детей, Толстой изложил еще в своих первых
статьях, опубликованных в 1859—1862 годах
в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали
огромный интерес и оживленную полемику
оригинальной постановкой вопросов и
особенно предложением о способах их решения.
Л. Н. Толстой отверг широко бытующий тогда
предрассудок, будто бы народ по своей
темноте и невежеству не понимает важности
образования, и потому его следует принуждать
учиться в даруемых царской властью и
образованным обществом школах. Как и
Н. Г. Чернышевский, Толстой считал, что
нежелание крестьян отдавать своих детей
в школы объясняется антинародной направленностью
политики царизма в области народного
образования.
Л. Н. Толстой убежденно заявил, что народ,
находящийся по воле господствующих классов
в тягчайших условиях, тем не менее стремится
к образованию и что такое его стремление,
особенно заметное в 60-е годы, составляет
естественную и вечную народную потребность.
Доказывая это, Толстой обращался и к своему
опыту по организации сельских школ в
Крапивенском уезде: население уезда быстро
преодолело недоверие к новому начинанию
и охотно помогало в открытии школ, которые
быстро наполнились крестьянскими детьми.
Не может быть сомнений в том, что народ
признает школы своим делом, если они будут
отвечать его потребностям и интересам,
а сам народ привлечен к организации школ.
Одна из статей Л. Н. Толстого на эти темы
имела характерное название «О свободном
возникновении и развитии школ в народе».
В статье автор доказывал, что отсутствие
насилия при организации народного образования
и есть тот путь, идя которым «дело народного
образования найдет себе в народе не врага,
а помощника и... безостановочно поведет
общество к вечной цели совершенствования».
Наряду с введением демократических, свободных
от насилия над народом способов организации
народного образования, необходим коренной
пересмотр теоретических основ педагогики,
а также методов воспитания и обучения,
применяемых в школах.
По мнению Л. Н. Толстого, дети по своей
природе стоят ближе к идеалу совершенства,
чем взрослые, сформировавшиеся в условиях
несправедливого и далекого от идеала
общества. Заостряя свою мысль и допуская
полемические преувеличения, Толстой
писал: «Здоровый ребенок родится на свет,
вполне удовлетворяя тем требованиям
безусловной гармонии в отношении правды,
красоты и добра, которые мы носим в себе...
Родившись, человек представляет собой
первообраз гармонии, правды, красоты
и добра».
Эти слова дали повод к обвинению Л. Н.
Толстого в том, что он признает в природе
ребенка наличие мистических, божественных
начал и в создании теории «свободного
воспитания». Признавая в целом ошибочность
этих рассуждений Л. Н. Толстого, нельзя
вместе с тем не заметить в них верные
мысли писателя о том, что дети стремятся
к общению со взрослыми, что они доверчиво
относятся к разумным педагогическим
воздействиям, что им присущи большие
возможности для развития и воспитания.
Очень важно отметить, что настойчивое
требование Л. Н. Толстого о свободном
воспитании было формой его протеста против
царской официальной педагогики и казенной
школы.
Свои представления о демократических
и гуманных принципах организации народного
образования и обучения детей Л. Н. Толстой
воплотил в школе, организованной им в
1859 году в Ясной Поляне и реорганизованной
в 1861 году.
Толстой был тонким психологом, исключительным
знатоком детской души. Об этом свидетельствуют
его литературные произведения, вся его
педагогическая деятельность. По словам
Н. К. Крупской, «душу ребенка умел видеть
Толстой: и душу Анютки из «Власти тьмы»,
и душу Сережи из «Анны Карениной», и душу
Коленьки Иртеньева, и душу яснополянских
ребят».
Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать
и развивать их творчество, помогать им
самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать.
Он беззаветно увлекался педагогической
работой, непрерывно искал и требовал,
чтобы каждая школа была своего рода педагогической
лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной
школой была в 1861—1862 годах Яснополянская
школа.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания
Л. Н. Толстой резко критиковал современную
ему педагогику за абстрактность, догматизм,
оторванность от жизни. Он признавал школьный
опыт и деятельность учителей важнейшим
источником педагогики. Яснополянская
школа была задумана писателем как своеобразная
педагогическая лаборатория по созданию
нового содержания и методов воспитания
детей, отвечающих прогрессивным педагогическим
принципам. Она должна была основываться
на уважении личности ребенка, развитии
его активности и самостоятельности, всех
его способностей.
В этой школе занятия строились в форме
свободных бесед учителя с учениками.
Преподавались чтение, письмо, чистописание,
грамматика, закон божий, рассказы из русской
истории, арифметика, элементарные сведения
по природоведению и географии, рисование
и пение. Сведения по природоведению, географии
и истории Толстой сообщал детям в форме
художественных рассказов на уроках русского
языка. Как пример такого рассказа Толстой
приводит рассказ на тему об Отечественной
войне 1812 года в статье «Яснополянская
школа». Из описания видно, с каким захватывающим
интересом дети слушали рассказ и как
активно они переживали его.
Определенного учебного плана, программы
обучения и твердого расписания учебных
занятий не было. Толстой замечает, «как
начнем иной раз говорить о чем-нибудь
интересном, так увлечемся, что проговорим
до вечера». Хотя обязательного ежедневного
посещения школы от детей не требовалось,
они посещали ее и настолько заинтересовывались
занятиями, что им приходилось напоминать
о том, что пора по домам. Какие бы то ни
было взыскания и наказания в Яснополянской
школе отсутствовали.
Учащиеся делились на три класса — младший,
средний, старший; в них ежегодно учились
40—50 человек. По расписанию учебных занятий
каждый учитель давал ежедневно 5—6 уроков.
Учебный день делился на две части, с 12
до 15 часов был обеденный перерыв, но многие
дети не уходили домой, находясь в школе
с 9 часов утра до 6—7 часов вечера. Домашние
задания не практиковались, все выполнялось
в школе, в тесном общении с учителями,
с помощью более старших и знающих учеников
младшим и слабым.
Небольшой коллектив учителей школы работал
очень дружно и согласованно. Учителя
вели дневники и записи, намечали недельные
планы работы, которые обсуждались совместно.
В учебные планы вносились изменения в
соответствии с мнениями коллег, интересами
и запросами детей.
Общепедагогические и дидактические
взгляды Толстого 90—900-х годов. Вопрос о содержании обучения в народной
школе Л. Н. Толстой решал в разные периоды
своей педагогической деятельности различно
и противоречиво. В первом периоде он считал
достаточным «Марфутку и Тараску выучить
хотя немножко тому, что мы сами знаем»,
имея в виду обычную программу школы того
времени — чтение, письмо, арифметика,
закон божий.
Затем мерилом, определяющим содержание
обучения и объем учебных предметов, Толстой
считал интерес учащихся. Он насчитывал
12 учебных предметов в школе, но объем
их и время, которое отводилось на занятия
каждым из них, зависели от желания детей
(Толстой упоминает, что дети не любили
грамматики и географии).
Когда Толстой рекомендовал открывать
небольшие школы грамоты, критерием, определяющим
содержание обучения, объявляется уже
не детский интерес, а взгляды патриархального
крестьянства, которые ошибочно принимаются
им за потребности всего крестьянства.
Как уже отмечалось. Толстой считал тогда,
что народная школа должна давать только
знание русской и славянской грамоты,
учить счету, закону божьему.
Толстой высказал много ценных мыслей
о методике обучения. При выборе методов
он советовал исходить из отношения учеников
к тому или другому методу. «Только тот
способ преподавания верен, которым довольны
ученики», — писал Толстой. Он указывал,
что не следует придерживаться какого-либо
одного метода, так как нет такого метода,
который бы обладал универсальными свойствами.
Надо применять разнообразные методы
и находить новые. Школа должна быть педагогической
лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной
работе должен проявлять самостоятельное
творчество.
Среди различных методов обучения Л. Н.
Толстой особое место отводил живому слову
учителя (рассказ, беседа) и сам владел
этим методом в совершенстве, умея глубоко
заинтересовать детей и вызвать у них
глубокие переживания.
Придавая большое значение развитию творчества
детей, Толстой рекомендовал давать учащимся
самостоятельную работу, например сочинения
на различные темы. В полной педагогической
поэзии статье «Кому у кого учиться писать:
крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских
ребят?» Толстой художественно описал
процесс написания учениками коллективного
классного сочинения.
«Л. Н. Толстой вошел в историю
русской педагогики как крупнейший оригинальный
педагог-мыслитель и новатор. По словам
Н. К. Крупской, «для всякого педагога,
каких бы взглядов он ни держался, педагогические
статьи Толстого являются неисчерпаемой
сокровищницей мысли и духовного наслаждения».
Н. К. Крупская считала особенно ценными
мысли Л. Н. Толстого о том, что трудящиеся
должны принимать участие в организации
народного образования; она подчеркивала,
что педагогика была для Толстого не застывшей
доктриной, а живым, сложным, развивающимся
делом, что он горячо любил детей и учил
учителей правильному пониманию своих
задач, указывая, что их занятия только
тогда будут успешными, когда детям будут
предоставлены необходимые возможности
чувствовать себя с учителями свободно
и непринужденно, активно приобретать
знания.
«Его громадная заслуга в том, — писала
Н. К. Крупская, — что он каждый самый, казалось
бы, чисто педагогический вопрос...ставил
резко, во всей его широте. Не вне времени
и пространства, а в тесной связи с окружающей
действительностью. Допустим, что Толстой
неправильно решал тот или иной вопрос,
но он ставил его не как узкий специалист,
а как «гражданин земли родной», мучительно
искал ответа на него и заставлял искать
и читателя».