Социально-педагогические взгляды П.Наторпа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть сущность, содержание и особенности социально - педагогического наследия П.Наторпа.
Объект курсовой работы: социально-педагогическое наследие П.Наторпа.
Предмет курсовой работы: социально-педагогические взгляды П.Наторпа.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
проанализировать этапы становления социально-педагогических взглядов П.Наторпа;
раскрыть основные истоки и факторы формирования социально - педагогических взглядов Пауля Наторпа;
выявить содержание и сущность социальной педагогики в трудах П.Наторпа.

Оглавление

Введение………………………………………………………………............... 3


§1. Истоки и факторы формирования социально-педагогических взглядов Пауля Наторпа……………………………………………………
5

§2. Этапы становления социально-педагогических взглядов П.Наторпа…………………………….…..…………………………………….
10

§3. Содержание и сущность социальной педагогики по П.Наторпу........ 15

Заключение……………………………………….………………………..… 22

Список литературы………………………………………………………..… 24

Приложения………………………………….……………………………..…

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     П. Наторп распространяет идеализм не только на гносеологию, но и на этику Идеализм - это основа этики Марбургской школы. Наторп ставит этику в зависимость от логики. Логика, имеющая первоначально широкий смысл как учение разума, получает у него высший ранг она охватывает не только теоретическую философию, но и этику. Вместе с тем она обосновывает все социальные науки. Этика у Наторпа не связана с социальным, так как благо, по его мнению есть благо само по себе.

     Система социальной педагогики Наторпа приводит его к проповеди этического социализма, сводящегося к стремлению воспитать членов общества в духе разумности, которая должна привести к единению всех членов общества в достижении идеальной цели. Концепция этического социализма Наторпа - результат развития его обществоведческих взглядов, выразившихся в разработке им социальной педагогики. Согласно Наторпу, человек представляет собой микрокосм, в котором сконцентрирован весь мир в миниатюре в одном пункте Следовательно, все науки изучают человека с разных сторон. Человек выражает себя в деятельности, в труде, в работе. Человеческая деятельность - это своего рода практическое мышление, т.е. деятельность по воплощению в жизни общества «регулятивной идеи» , которая проходит три этапа - влечение, волю, разум. В этих характеристиках выражается человеческая природа, которая находит свое отражение в социальных структурах. Так, влечение выражается в хозяйственной деятельности, воля - в социальных учреждениях, разум - в системе образования.

     Как и Песталоцци, Пауль Наторп придавал огромное значение семейному воспитанию. Чтобы оно было эффективным, нужно помогать семье, для этого необходим квалифицированный специалист, знакомый с особенностями воспитания в этой семье и умеющий связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. Имя такого специалиста — социальный педагог, и в семью он приходит из школы — главного звена социального воспитания. Пауль Наторп обратил внимание и на необходимость научного изучения ребенка. Именно здесь социальная педагогика обретает союзницу — педологию. 

 

Список литературы 

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект пресс, 1999. – 373 с.
  2. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2000.
  3. Барт П. История социально-педагогической идеи (пер. с нем. СО. Лозинского) / Под ред. А.Г. Готалова—Готлиба. - Одесса: Гос. изд-во Украины, 1923.
  4. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.
  5. Гергет А. - Готалов-Готлиб А. Современные педагогические течения. - Херсон: Государственное издательство Украины, 1925.
  6. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И. Беляева. - М.: Гардарики, 2003.
  7. История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов вузов социального профиля / Под ред. В.И.Беляева – М.: МГОУ, 2007. – 510 с.
  8. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 544 с.
  9. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. - М.: «Мысль», 1965. - С. 219 - 310.
  10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  11. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М.: – Интерпракс, 1994, – с. 76
  12. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640 с.
  13. Лапина И.А. О некоторых теоретических источниках советской педагогики // Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы. – СПб, Образование, 1993. – С. 30-49.
  14. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.
  15. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
  17. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  18. Наторп И. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общности / Пер. Д.А. Громбаха с 3-го дополненного немецкого издания. - СПб., 1911.
  19. Наторп П. Философия как основа педагогики. - М.: Издание И.Н. Клочкова, 1910.
  20. Петрикова Н.Н., Климкина Е.В., Рунов С.С. Курсовая работа по социальной педагогике / Под ред. Л.В. Мардахаева. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: РГСУ,2008.
  21. Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум: Инфа-м, 2004. – 336 с.
 
  1. Борисов С.В. Философская культура мышления как основа модернизации образования// Теоретический журнал «Credo», 2004. http://credonew.ru/content/view/404/29/
  2. http://de.wikipedia.org/wiki/Paul Natorp
  3. http://www.uni-bielefeld.de/paedagogik/Seminare/05paul_natorp/
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Основные труды Пауля Наторпа

  • Natorp P. Allegemeine Psychologie nach kritischer Methode. 1. Buch: Objekt und Methode der Psychologie. Tübingen, 1912. – 352 S.
  • Natorp P. Fjedor Dostojewskis Bedeutung für die gegenwärtige Kulturkrisis: Mit einem Anhang zur geistigen Krisis der Gegenwart. Jena, 1923. – 41 S.
  • Natorp P. Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. Marburg, 1918. – 30 S. – (Marburger Akademische Reden, Nr. 39).
  • Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig – Berlin, 1910. – XX, 416 S.
  • Natorp P. Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme. Einführung in den kritischen Idealismus. Göttingen, 1911. – 172 S. – (Wege zur Philosophie; 1).
  • Natorp P. Philosophische Propädeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgründe der Logik, Ethik und Psychologie). 2. Aufl. Marburg, 1905.
  • Natorp P. Philosophische Systematik. Aus dem Nachlass hrsg. von H. Natorp. Mit der Gedankrede zum 100 Geburtstag von H.-G. Gadamer sowie mit Einl. und textkritischen Anwerk. von H. Knittermeyer. Hamburg, 1958. – XL, 420 S.
  • Natorp P. Platos Ideenlehre: Eine Einführung in den Idealismus. Hamburg, 2004. – 572 S. Перевод на англ.: Natorp P. Plato's Theory of Ideas. An Introduction to Idealism / Edited with an introd. by V. Politis. 1st english transl. by V. Politis and J. Connolly. 2004. – (International Plato Studies; 18).
  • Natorp P. Recht und Sittlichkeit. Ein Beitrag zur kategorialen Begründung der praktischen Philosophie. Mit besonderem Bezug auf Hermann Cohens «Ethik des reinen Willens» und Rudolf Stammlers «Theorie der Rechtswissenschaft» // Kant-Studien. 1913. Bd. XVIII. H. 1–2. S. 1–79.
  • Natorp P. Religion innerhalb der Grenzen der Humanität. Ein Kapitel zur Grundlegung der Sozialpädagogik. 2-te durchgesehene und um ein Nachwort vermehrte Aufl. Tübingen, 1908. – VII, 126 S.
  • Natorp P. Sozialpädagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. Stuttgart, 1899. – VIII, 352 S.
  • Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik. Abt. 1. Historisches. Stuttgart, 1907. – VIII, 510 S.
  • Natorp P. Selbstdarstellung // Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. Hrsg. von P. Schmidt. 2. Aufl. Bd. 1. Leipzig, 1923. S. 161–190.
  • Natorp P. Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. Berlin, 1920.
  • Natorp P. Individuum und Gemeinschaft. Jena, 1921.
  • Natorp P. Über objektive und subjektive Begründung der Erkenntniss // Philosophische Monatshefte. 1887. Bd. XXIII. S. 257–286.
  • Natorp P. Zum Gedächtnis Kants. Sonderdruck aus «Deutsche Schule. 1904. H. II». Leipzig, 1904. – 23 S.
  • Наторп П. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. М., 2006. – 384 с. – («Университетская библиотека Александра Погорельского»).
  • Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Непериодическое издание под ред. Н.О. Лосского и Э.Л. Радлова. Сб. № 5. СПб., 1913. С. 93–132; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 121–144.
  • Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций П. Наторпа, проф. Марбургского университета. Пер. с нем. М.М. Рубинштейна. СПб., 1912. – 189 с. Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 147–294.
  • Наторп П. Логика. Обоснование и логическое построение математики и математического естествознания. (Сжатое пособие к лекциям). Пер. с нем. В.А. Радзиевского с пред. И.И. Лапшина. СПб., 1909. – 64 с.
  • Наторп П. Общая педагогика. Пер. Б.А. Фохта. М., 1910.
  • Наторп П. Песталоцци. Его жизнь и его идеи. Пер. с нем. М.А. Энгельгардта. СПб., 1912. – 104 c.; Пг., 1918, 2-е изд. – 104 с.; 1920, 3-е изд. – 168 с.
  • Наторп П. Принцип относительности // Минковский Г. Пространство и время. Пер. И.В. Яшунского. СПб., 1911. С. 75–93.
  • Наторп П. Развитие народа и развитие личности. Перев. с нем. А. Пальчика. СПб., 1912. – 144 с.
  • Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. СПб., 1911. – XXVI, 360 с.
  • Наторп П. Социальный идеализм // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. № 1. С. 55–126; Перепеч.: Каган М.И. О ходе истории. М., 2004. С. 98–149.
  • Наторп П. Философия и психология // Логос. СПб. 1914. Т. 1. Вып. 1. С. 34–56; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 27–54.
  • Наторп П. Философия как основа педагогики. Пер. с нем., предисл. Г.Г. Шпета. М., 1910. –106; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 297–383.
  • Наторп П. Философская пропедевтика. (Общее введение в философию и основные начала логики, этики и психологии). Пер. с 3-го нем. изд. под ред. и с предисл. Б.А. Фохта. М., 1911. – 118,; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 57–118.

Информация о работе Социально-педагогические взгляды П.Наторпа