П.
Наторп распространяет идеализм не только
на гносеологию, но и на этику Идеализм
- это основа этики Марбургской школы.
Наторп ставит этику в зависимость от
логики. Логика, имеющая первоначально
широкий смысл как учение разума, получает
у него высший ранг она охватывает не только
теоретическую философию, но и этику.
Вместе с тем она обосновывает все социальные
науки. Этика у Наторпа не связана с социальным,
так как благо, по его мнению есть благо
само по себе.
Система
социальной педагогики Наторпа приводит
его к проповеди этического социализма,
сводящегося к стремлению воспитать членов
общества в духе разумности, которая должна
привести к единению всех членов общества
в достижении идеальной цели. Концепция
этического социализма Наторпа - результат
развития его обществоведческих взглядов,
выразившихся в разработке им социальной
педагогики. Согласно Наторпу, человек
представляет собой микрокосм, в котором
сконцентрирован весь мир в миниатюре
в одном пункте Следовательно, все науки
изучают человека с разных сторон. Человек
выражает себя в деятельности, в труде,
в работе. Человеческая деятельность -
это своего рода практическое мышление,
т.е. деятельность по воплощению в жизни
общества «регулятивной идеи» , которая
проходит три этапа - влечение, волю, разум.
В этих характеристиках выражается человеческая
природа, которая находит свое отражение
в социальных структурах. Так, влечение
выражается в хозяйственной деятельности,
воля - в социальных учреждениях, разум
- в системе образования.
Как
и Песталоцци, Пауль Наторп придавал
огромное значение семейному воспитанию.
Чтобы оно было эффективным, нужно помогать
семье, для этого необходим квалифицированный
специалист, знакомый с особенностями
воспитания в этой семье и умеющий связать
их со школьной и внешкольной деятельностью
ребенка. Имя такого специалиста — социальный
педагог, и в семью он приходит из школы
— главного звена социального воспитания.
Пауль Наторп обратил внимание и на необходимость
научного изучения ребенка. Именно здесь
социальная педагогика обретает союзницу
— педологию.
Список литературы
- Андреева
Г.М. Социальная психология: Учебник для
вузов. – М.: Аспект пресс, 1999. – 373 с.
- Андреева
И.Н. Антология по истории и теории социальной
педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. - М.: Издательский
центр «Академия». 2000.
- Барт П. История
социально-педагогической идеи (пер. с
нем. СО. Лозинского) / Под ред. А.Г. Готалова—Готлиба.
- Одесса: Гос. изд-во Украины, 1923.
- Бим-Бад Б.М.
Путь к спасению: Педагогическая антропология
Иммануила Канта сегодня. - М.: Изд-во Российского
открытого ун-та, 1994.
- Гергет А.
- Готалов-Готлиб А. Современные педагогические
течения. - Херсон: Государственное издательство
Украины, 1925.
- История социальной
педагогики (Становление и развитие зарубежной
социальной педагогики): Учебник / Под
ред. В.И. Беляева. - М.: Гардарики, 2003.
- История социальной
педагогики: Учебное пособие для студентов
вузов социального профиля / Под ред. В.И.Беляева
– М.: МГОУ, 2007. – 510 с.
- История социальной
педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.
М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. – 544 с.
- Кант И. Основы
метафизики нравственности // Кант И. Сочинения
в шести томах. Т.4. - М.: «Мысль», 1965. - С. 219
- 310.
- Коджаспирова
Г.М. Педагогический словарь. – М.: Издательский
центр «Академия», 2001. – 176 с.
- Козлова
О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие
для преподавателей. М.: – Интерпракс,
1994, – с. 76
- Кравченко
А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие
для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640 с.
- Лапина И.А.
О некоторых теоретических источниках
советской педагогики // Гуманистические
идеи, социально-педагогические эксперименты,
бюрократические извращения в развитии
отечественной школы. – СПб, Образование,
1993. – С. 30-49.
- Мардахаев
Л.В. Введение в социальную педагогику.
М., 1996.
- Мардахаев
Л.В. Словарь по социальной педагогике.
- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
– 368 с.
- Мардахаев
Л.В. Социальная педагогика: Учебник. -
М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
- Мудрик А.В.
Социальная педагогика: Учеб. для студ.
пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е
изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 200 с.
- Наторп И.
Социальная педагогика: теория воспитания
воли на основе общности / Пер. Д.А. Громбаха
с 3-го дополненного немецкого издания.
- СПб., 1911.
- Наторп П.
Философия как основа педагогики. - М.:
Издание И.Н. Клочкова, 1910.
- Петрикова
Н.Н., Климкина Е.В., Рунов С.С. Курсовая
работа по социальной педагогике / Под
ред. Л.В. Мардахаева. – 2-е изд., испр. и
дополн. – М.: РГСУ,2008.
- Соснин В.А.
Социальная психология. – М.: Форум: Инфа-м,
2004. – 336 с.
- Борисов
С.В. Философская культура мышления
как основа модернизации образования// Теоретический журнал
«Credo», 2004. http://credonew.ru/content/view/404/29/
- http://de.wikipedia.org/wiki/Paul Natorp
- http://www.uni-bielefeld.de/paedagogik/Seminare/05paul_natorp/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Основные
труды Пауля Наторпа
- Natorp
P. Allegemeine Psychologie nach kritischer Methode. 1. Buch: Objekt
und Methode der Psychologie. Tübingen, 1912. – 352 S.
- Natorp P. Fjedor Dostojewskis Bedeutung für die gegenwärtige Kulturkrisis:
Mit einem Anhang zur geistigen Krisis der Gegenwart. Jena, 1923. –
41 S.
- Natorp P. Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. Marburg,
1918. – 30 S. – (Marburger Akademische Reden, Nr. 39).
- Natorp P.
Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig – Berlin,
1910. – XX, 416 S.
- Natorp P.
Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme. Einführung in den kritischen
Idealismus. Göttingen, 1911. – 172 S. – (Wege zur Philosophie;
1).
- Natorp P.
Philosophische Propädeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie
und Anfangsgründe der Logik, Ethik und Psychologie). 2. Aufl. Marburg,
1905.
- Natorp P.
Philosophische Systematik. Aus dem Nachlass hrsg. von H. Natorp. Mit
der Gedankrede zum 100 Geburtstag von H.-G.
Gadamer sowie mit
Einl. und textkritischen Anwerk. von H. Knittermeyer. Hamburg, 1958.
– XL, 420 S.
- Natorp P. Platos
Ideenlehre: Eine Einführung in den Idealismus. Hamburg, 2004. – 572
S. Перевод на англ.: Natorp P. Plato's Theory of
Ideas. An Introduction to Idealism / Edited with an introd. by V. Politis.
1st english transl. by V. Politis and J. Connolly. 2004. – (International
Plato Studies; 18).
- Natorp P.
Recht und Sittlichkeit. Ein Beitrag zur kategorialen Begründung der
praktischen Philosophie. Mit besonderem Bezug auf Hermann Cohens «Ethik
des reinen Willens» und Rudolf
Stammlers «Theorie
der Rechtswissenschaft» // Kant-Studien. 1913. Bd. XVIII. H. 1–2.
S. 1–79.
- Natorp P.
Religion innerhalb der Grenzen der Humanität. Ein Kapitel zur Grundlegung
der Sozialpädagogik. 2-te durchgesehene und um ein Nachwort vermehrte
Aufl. Tübingen, 1908. – VII, 126 S.
- Natorp P.
Sozialpädagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der
Gemeinschaft. Stuttgart, 1899. – VIII, 352 S.
- Natorp P.
Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik. Abt. 1. Historisches.
Stuttgart, 1907. – VIII, 510 S.
- Natorp P.
Selbstdarstellung // Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen.
Hrsg. von P. Schmidt. 2. Aufl. Bd. 1. Leipzig, 1923. S. 161–190.
- Natorp P.
Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. Berlin, 1920.
- Natorp P.
Individuum und Gemeinschaft. Jena, 1921.
- Natorp P.
Über objektive und subjektive Begründung der Erkenntniss // Philosophische
Monatshefte. 1887. Bd. XXIII. S. 257–286.
- Natorp P.
Zum Gedächtnis Kants. Sonderdruck aus «Deutsche Schule.
1904. H. II». Leipzig, 1904. – 23 S.
- Наторп
П. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной.
М., 2006. – 384 с. – («Университетская библиотека
Александра Погорельского»).
- Наторп
П. Кант и Марбургская школа // Новые
идеи в философии. Непериодическое издание
под ред. Н.О. Лосского и Э.Л. Радлова. Сб.
№ 5. СПб., 1913. С. 93–132; Перепеч.: Наторп
П. Избранные работы. С. 121–144.
- Наторп
П. Культура народа и культура личности.
Шесть лекций П. Наторпа, проф. Марбургского
университета. Пер. с нем. М.М. Рубинштейна.
СПб., 1912. – 189 с. Перепеч.: Наторп
П. Избранные работы. С. 147–294.
- Наторп
П. Логика. Обоснование и логическое
построение математики и математического
естествознания. (Сжатое пособие к лекциям).
Пер. с нем. В.А. Радзиевского с пред. И.И. Лапшина. СПб., 1909. – 64 с.
- Наторп
П. Общая педагогика. Пер. Б.А. Фохта. М., 1910.
- Наторп
П. Песталоцци. Его жизнь и его идеи.
Пер. с нем. М.А. Энгельгардта. СПб., 1912. –
104 c.; Пг., 1918, 2-е изд. – 104 с.; 1920, 3-е изд. –
168 с.
- Наторп
П. Принцип относительности // Минковский
Г. Пространство и время. Пер. И.В. Яшунского.
СПб., 1911. С. 75–93.
- Наторп
П. Развитие народа и развитие личности.
Перев. с нем. А. Пальчика. СПб., 1912. – 144
с.
- Наторп
П. Социальная педагогика. Теория воспитания
воли на основе общности. Пер. А.А. Громбаха
с 3-го доп. нем. изд-я. СПб., 1911. – XXVI, 360 с.
- Наторп
П. Социальный идеализм // Диалог. Карнавал.
Хронотоп. 1995. № 1. С. 55–126; Перепеч.: Каган М.И. О ходе истории. М., 2004.
С. 98–149.
- Наторп
П. Философия и психология // Логос. СПб.
1914. Т. 1. Вып. 1. С. 34–56; Перепеч.: Наторп
П. Избранные работы. С. 27–54.
- Наторп
П. Философия как основа педагогики.
Пер. с нем., предисл. Г.Г.
Шпета. М.,
1910. –106; Перепеч.: Наторп
П. Избранные работы. С. 297–383.
- Наторп П.
Философская пропедевтика. (Общее введение
в философию и основные начала логики,
этики и психологии). Пер. с 3-го нем. изд.
под ред. и с предисл. Б.А. Фохта. М., 1911. –
118,; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы.
С. 57–118.