Шпаргалка по "Речевое развитие"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 02:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Речевое развитие".

Файлы: 1 файл

шпаргалки.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

29.Обучение детей пересказыванию литературных произведений. Принципы отбора художественных произведений. Методика обучения.

Принципы отбора художественных произведений: * кажд произведение д учить полезному, развить черты Лти. * д б доступны по содержанию возрасту детей, близки их опыту, чтобы в персказе реб мог отразить лное отношение к нему. *присутствовали знакомые детям персонажи * произвед сюжетные с четкой композицией, с хорошо выраженной последоватью собй * язык произведй д б доступным словарю реб, короткие ческие фразы, отсутствие слож граматич форм.; д б выразительным язык, наличие богатых и точных опредений, сравнений, наличие несложный форм прямой речи, что способствует формирю выразительности речи детей.. * д б подобраны с учетом особенностей детского внимание и памяти

Структура заня по пересказу: 1.  Ввод часть. Подготовка детей к восприю нов произведения, гл обр его идеи   (оживление аналогичного лго опыта детей, показ картинки и др.). 2.  Первич чте без предупрежния о последующем пересказе, обеспечить свободн художест воспре. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям. 3.  Вторич чте с установкой на запоминание и послед пересказ. 4. Подготовител беседа (разбор произведепия). Цели: уточнение содержания (гл об идеи и характик образов), привлече внимя к языку (подчеркнуть точн определения, сравня, фразеологизмы), подготовка к выразитму пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). 1-й и 4-й эт опускаются, если сравните сложн произведе было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно. 5.  Повторн чте, суммирующее резты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю». 6.  Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7.  Пересказ (3—7 человек). Активное руковво вля. В кон вызвать реб с наиболее яркой речью или использоть эмоцион приемы (пересказ по ролям, инсценировка). Во втор половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести заня по пересказу знаком сказок уже по выбору самих детей. Вль называет 2-3 сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое зане помогает формирть вкусы и интересы реб.

Приемы обучения пересказу: Образец чтя произведя, вопросы, объяснения, указания, обращения к лному опыту детей, показ нагляд матла, подсказ слова, фразы, совместный пересказ реб и педагога, отраженный пересказ (повтре реб сказанного пегом, особенно начал фраз), пересказ по частям, оценка пересказа пегом , пересказ по ролям (если есть диалог), хоровые проговаривания коротких реплик,  игра-драматизация, инсценировка.

 

30.Обучение дошкольников творческому рассказыванию. Этапы, условия, виды занятий, методика обучения.

Творческое  рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

— фантастическое преобразование содержания;

— рассказ от имени  изображенного (представляемого) объекта  с заданной или самостоятельно выбранной  характеристикой.

Наиболее оправданная  форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Предлагаемое пособие  включает в себя игры как с изображенным на картине объектом, так и в  целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному  рассказыванию, часть — опосредованно  касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации  работы с картиной

1. Работы по обучению  детей творческому рассказыванию  по картине рекомендуется проводить  начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета  необходимо учитывать количество  нарисованных объектов: чем младше  дети, тем меньше объектов должно  быть изображено на картине.

3. После первой игры  картина оставляется в группе  на все время занятий с ней  (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться  с подгруппой или индивидуально.  При этом не обязательно, чтобы  все дети прошли через каждую  игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать  как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать  развернутый рассказ дошкольника,  построенный им самостоятельно  с помощью усвоенных приемов.

  1. Этапы и приемы обучения рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания.

Этапы обучения детей  рассказыванию: 1. подготовительный (Ц: научить детей детей рассматривать  предмет, игрушки, картины) 2. учить детей  составлять рассказы на наглядной основе

Ушакова: 1. подготовительный 2. обучение составлению описательных рассказов 3. составл повествоват рассказов 4. обучение рассуждению

Приемы обучения рассказыванию: назначение – получить от реб связное  высказывание, монолог.

- образец рассказа  – это краткое, живое описание  предмета, собя, доступ детям для заимствования по содержанию и форме., облегчает проц обучя, т к показывают резтат, кот он должен достичь, опред примерное содер буд рассказов детей. в нач заня

- частичный образец  – употреб в проц закрепляя  умя рассказать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задя, напр придумывания в нач повествования.

- дублер образца, при  сопоставли кот с первым ярче  выявятся общие закономерности  постороения повествования, напр  вль описывает 2 разн игрушки  и поясняет обязатные элемента эт описаний.

- разбор образца рассказа  – способстет осмысленному отбору  речевых форм, подводит к вычленению  плана высказывания

- план рассказа –  это 2-3 осн вопр (пункта), опредяющих  содер и последовать изложения

- воспроизведе плана  детьми (подгот гр) вль не говорит слово «план», предлагает всем про себя повторить о чем и как они сейчас будут рассказывать и вызывает1-2 детей для ответа вслух. план д б сообщен четко, отделяя смысловыми паущами один пунтк от другого, подчеркивая ударением опорные слова.

- коллект разбор плана  – облегчает составление детьми  рассказа, заранее обогащет содерж  их высказываний, на перв ступенях  обуч рассказнию. обсуждение с  детьми некот вопр плана, показвая  возможное разнообразие содер  их буд рассказов. 

- коллект составле рассказа – испол в онс на перв ступенях обуч творческому рассказыванию. разбираянамеченный заранее план, вль и дети выслушивают отдел ответы, обсуждают, наиб удачные, вль повторяет их как начало буд рассказа -> выбир лучш ответы на послед вопр -> вль соединяет фразы в целое повествование, включ в него свои предложения. в заключ вль повт рассказ, и кто-то из детей.

- составление рассказа  по частям – содер рассказов  полнее и глубже, удается спросить  большее колво детей. по частям  описыватся картины с общим смыслом (праздник 1 мая в д/с)

- окончание детьми  рассказа начатого влем

- подсказ вариантов  (сюжета, обстоятельств действия)

- оценка, для того чтобы  дети подражали тому, что похвалил  вль, избегали того, что он осудил. тут же после рассказа реб,  в подгот м оценить рассказ сверстника сам ребенок.

32Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая  интерес к личности, к внутреннему  миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»1,— писал В. Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются  в процессе усвоения языка тех  произведений, с которыми знакомит его писатель. Художественное слово помогает понять красоту звучащей род-кой речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка  с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малыш слушает авторские сказки, стихи, рассказы.

Народ — непревзойденный  учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти  такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки и др.). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир  сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.                                         

И эстетические и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного наносит часто непоправимый вред: «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу же после чтения утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает.

Вот что писал о  силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь  и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит era в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»1. В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Таким образом, помогая  детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

33Особенности восприятия детьми художественной литературы. Диагностика уровня восприятия детьми художественной литературы.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Проц развя эстетич воспря оч заметен в дошкол возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, реб м уже в 4—5 лет. Особенть художго восприятия реб: активность, глубокое сопереживание героям произведений. У стар дошкол появлся способть мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Напр, вместе с героями сказки дети испыт чувво страха в напряжные драматические моменты, чувво облегчения, удовлетвя при победе справедливости. Художное произве привлекает реб не тол св яркой образн формой, но и смыслов содержем. Стар дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в св суждениях сложився у них под влиянием воспитя критерии поведя чел в нашем социалист общеве. Прямое сопереживание героям, уме следить за развем сюжета, сопостав собй, описанных в произви, с теми, что ему приходилось наблюдать в ж, помогают реб сравнител быстро и правильно понимать реалисткие рассказы, сказки, а к концу дошк возраста — перевертыши, небылицы. Недостат урнь развя отвлеченного мышля затрудняет воспре детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловлет необходть помощи взр. Дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Дети стар дошкол возраста под воздействием целенаправленного рукова влей способны увидеть единво содерж произведя и его художест формы,найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, исполь-вованные др поэтами. Задачи д/с по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

 

 

36Взаимосвязь всех задач речевого развития детей как условие эффективного проведения занятий. Комплексные занятия в ДОУ, их своеобразие.

Комплексные занятия  в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.  широко использся практикой дошкол воспя в разн сферах обучя детей. Перв часть заня решает познавате зад и развет интеллекте способти дошколв. Вль уточняет и обобщает представя детей об осени, выделяя харакные ее особсти. Втор часть заня предполагает иные програме зад и др вид дти для детей. К заню органся спеця небол выставка на тему осени. Осмотр выставки, переживание красоты - это др вид дти, кот несет в себе реше эстетичх задач. Третья часть- это художное творчево детей, ручня дть, в кот они сами станся художниками и выполют работу по св усмотрению и желанию. Так комплеке зане, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного заня - смена дти не вызовет усталости и скуки. Компле заня м б организны на самые разные темы. Напр, зане об овощах может вкл беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрыве стихотя Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисе или аппликацию плодов. Комплеке заня - это творческое дело вля, их м организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают лть реб, а сочете различх видов дти способет более легкому и быстрому формирю отношя к содержю заня.

Информация о работе Шпаргалка по "Речевое развитие"