Шпаргалка по "Речевое развитие"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 02:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Речевое развитие".

Файлы: 1 файл

шпаргалки.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Развитие словаря –  это длител проц количественного и качественного накопления слов, усвоение детьми соц-закреп значений слов.

Словарная работа – расширение, развитие (качественное развитие, закреп соц-закреп значений слов, умение использовать в конкрет коммуникации)

Особенности словаря  ребенка:

  1. объм словаря реб значит меньше чем у взр челка.
  2. Значит индивидуальный разброс словаря в одной возрастной группе.
  3. основ часть словаря реб состав слова с конкретным значением и видовым понятием
  4. в словаре больше сущест, глаголы, реже испол в речи прилагат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Задачи, содержание и принципы словарной работы в детском саду.

Осуществляя словарную  работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1)   работа над  словом проводится при ознакомлении  детей с окружающим миром на  основе активной познавательной деятельности;

2)   формирование  словаря происходит одновременно  с развитием психических процессов  и  умственных  способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3)   все задачи  словарной работы решаются в  единстве и в определенной последовательности.

Задачи:

- расширение словря  ребенка (обогащение, введение слов, нов значений слов)

- закрепление, уточнение  словаря

- активизация словаря

- формирование у детей  умений использовать разные слова  в разн коммуникат ситуациях

- устранение из речи реб нелитер слов.

Усложнение содержания задач в разных возрастных группах:

- расширение словаря  на основе ознакомления детей  с постепенно увеличивающимся  кругом предметов и явлений

- введение слов обозначающих  качва, сходства, отношения на  основе углубления знаний детей

- введение в словарь  детей детей слов обознач понятия  (видовые, родовые)

 

15.Методика словарной работы в возрастных группах детского сада.

Методика словарной  работы в д/с предусматривает следующие направления:

1)   Обогащение словаря. способть количест накоплению слов, необхх реб для реч общения с окруж. Обогащ речи должно идти прежде всего за счет знаменательных слов. Бол труднть для усв реб представ числительные, явлся наиб абстракт частью лексики. Важную роль играет обогащение речи словами, обознач качва и свва предов, а также элемент поня. Следует знакомить и со словарем, использ в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребенка старш, следует приучать воспрть устойч словосочетания, пословицы и поговорки. Мален ребенку трудно усвоить общее значе словосочетания, кот не завит от конкрет смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому вль д вклть в св речь выражения, смысл которых будет ясен детям.

2)  Закрепление и  уточнение словаря. как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, и в их запоминании. нужд слова, трудные для детей: собирательные существит — обувь, транспорт и др., отвлеченные сущ — красота, тишина, чистота и т. п., числит, относит прилагат — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложе в звук или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Зад: уточнение смысла слова, углубление его значения. Эт проц происхит на протяжении всего дошк возраста. Необход обращ вне детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы {ручка —для письма, ручка — фурнитура), привлет вне детей, вызт интерес.

3)  активизация словаря,  т. е. перенесение как можно  большего числа слов из пассивного в активный словарь,  включение  слов в предложения, словосочетания; вль побуждает детей употрть в речи наиб точные, подходящие по смыслу слова. Спец приемы актив словаря д вызыть у реб вние к выбору слова, формирть точность и ясность речи. В «ПВО» спец подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, кот они д не только понимать, но и свободно употрть, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком

4)   устранение нелитературных  слов, перевод их в пассивный  словарь (просторечные, диалектные, жаргонные) .

Содере словарной раб  в различх возрх гр опред «ПВО». В «Программе» словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве.

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в  каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: 1)   овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2)   рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества,   свойства,   детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями,    как анализ, сравнение; 3)   введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следоват, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.

В программе представлений  об окружающем можно условно выделить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; явления общественной жизни; родная страна; В. И. Ленин — вождь и организатор нашего государства, его соратники; Советская Армия—защитница Родины; труд людей; средства передвижения лю-д«й и связь; жизнь природы.

«Программа» предусматривает  постепенное усложнение матла по ознакомлению детей с окружающим. С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6—7 лет).

 

 

 

 

16. Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей (А.Н. Гвоздев).

Грамматический строй языка – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.

Морфология – грамат свва слова, граматичес значения в пределах слова.

Словообразование – образование слова на базе др однокоренного слова

Синтаксис – словосочетание и предложения сочетаемость и порядок следование слов.

Знакомство детей со словообразованием

Грамматика – наука о строе языка и его законах. совокупность знаний кот нужны чел, чтобы создавать высказывания и понимать высказывания других.

Гвоздев

Выделяя этапы усвоения детьми грамат строя родного языка:

  1. 1,3 – 1,8 мес – предложения из односложных слов

Особенности усвоения грамат строя языка

  1. 1,10 – 3 г. – усвоение грамат структуры предложения
  2. 3 – 6 л. – усвоение морфологич системы рус яз.

 

      1.  Особенности усвоения грамат  строя языка

предложения: однословные, двусловные предложения. Появляются сущест, затем глаголы.

  1. остаются  неусвоенные категории предложения

есть простые предложения, увелич число слов

бессоюзные сложносочиненные затем предложения

время, число – освоены

появлся прилагат -> краткие  причастия

появлся местоимания  готорят о себе в третьем лице

частицы –> союзы -> предлоги

если отсутствует какаято  часть речи, надо - разнообразить  виды Дти, пополнить словарный запас.

  1. развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

все части речи есть

овладевают всеми типами склонения

усваиваются сравнит  степень прилагат и наречий

Закономерности  усвоения граматич строя речи:

  1. связь усвоения грамат формы слова и его смысловым значением.

если реб хорошо усвоил значение, понял смысл слова, и  осволи грамат строй слова

Дети усвот число  сущ, разницу м/у уменьшител и  неуменшител прилагат, усваивают  повелительность слов

самое трудное усвоение категорий рода

  1. Стремление к норме

сначала реб усваивает грамат формы, кот наиб часто испол взр, а затем усваивает исключая из этих форм

  1. Формирование у детей грамат обобщения (на основе словатворчесвта)
  2. на основе вкл реб в разн виды Дти
  3. В усвоении грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.

Задачи:

    1. помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж)
    2. помочь в овладении синтаксической стороны рус яз (соглаосв в предлож)
    3. дать знания детям, о некот спобах словообразования
 

морфология

словообразование

Синтаксис

Мл

Учим изменять слово  по падежам.

Осн вниме на использование  родит падежа, единствен и множест  числа.

Учим детей согласовывать  числит в роде и числе.

Активизация пространственных прдметов

Обучать детей некотор  способам словообразования.

Суффиксальный споб (сахар - сахарница)

Изменение приставок (пришел, зашел)

Образование звукоподражат  глаголов.

Учить детей испол  в речи простые предложения

Учить их распространить (на осн набл за действиями детей)

Ср

Учим согласовывать  сущ с прилаг.

Особое вниме на род

Учим образовавыть глаг повелител наклонения, игров сит, ч/з упраж

Спб образования родит  падежа множест числа

Образ глагол приставочным способом (гл от им сущ (мыло - мылит))

Учить распространять предложения

Бол колво слов в прдложении (сложносочиненные предлож)

Ст

подг

Обучать детей тем  грамат формам кот вызывают трудности

Воспитть языковое чутье

Воспитывать приорет  отношение: ст – к рече сверственников, подг – к cвоей речи

Образовавыть сущ с  увел и умен ласкат суффиксами

Учим различать смысл  слов

Уточнить у детей  правил упостребление детьми глаголов

Учим дете подбирать  однокоренные слова

Учить детей пользоваться слож предложениями

Использ спп предложений

Исполть разные типы предлож  в письменной речи: обучение детей  составлению письма


Усложнение  овладения этой стороной речи:

    1. создание благопр яз среды кот позвол усвоить образцы грамматики правильной речи
    2. организация специальной работы с детьми на занятиях
    3. разнообразные виды Дти

Арушанов выделяет направления в изучении грамат строя  языка:

  1. связ с нарправ и предубеждением грамат основании в речи детей
  2. выявление механизмов овладения детьми теми или иными грамат категориями
  3. выявление пед усл кот нужно созд в д/с для усвоения занятия тех или иных грамат форм.
  4. Методика проведения дидактических игр, лексических и грамматических упражнений в разных возрастных группах детского сада.

Дидакт игры с материалом. выбирая предмет, кот связ с их жизнью,он рассматривается и по его существу ведется беседа: дети рассматривают, сравнивают, описывают. все что будет ими воспринято (осмотрено, обнюхано, ощупано) отражается в слове. так заня облегчают слож проц анализирования детьми окружго матер мира и закрепл отделх явлй эт мира словом.

Игры-заня с игнрушками. в игрушках представлены в уменьш виде те же предметы жизнего окружения. Это  позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают   многократные   возможности   для   закреп как тех представл, кот дети опытным путем добыли в ж, так  и  обусловленных   ими   словесных форм. По мере разв детей, расшир круга их представлений и навыков речи содерже игр усложняется,  число включенных в них персонажей и предметов увеличся. Актив речь детей проявлся все дополняя речь взр.

Игрушки эти подбираются  по категориям. Люди:   фигурки детей,  рабочих,  колхозников, солдат. Дидактически оборудованная кукла: мебель, платье, белье, обувь, посуда, предметы жизнго обихода. Жилища людей и их окружение. Строения разных типов. Срва передвижения. Живот домашние и дикие. Птицы домаш и дикие. Овощи, плоды, грибы. Орудия труда

В основу заняй по разв речи д б положены требования: дети д слышать обращенную к ним речь, д говорить сами.

Содержание и методы ведения игр: 1. номенклатура называн  предметов, качв, действий, числовый, пространственх соотношений. 2. описание предмета 3. сравнение  предметов(2-3) 4. составле и отгадывание  загадок о предмете. 5. нахождение игрушки по стишку 6. составле фраз.

Упражнения  по разв речи Для расширея лексикона мален детей испол опыт и наблюдя, нагляд образом знакомится с предметом, его сввами (как прдмет), его качми (особенности пред) Последовать: знакомство с предметом, образование представления, отражение его в слове.

Информация о работе Шпаргалка по "Речевое развитие"