Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 02:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Речевое развитие".
Развитие словаря – это длител проц количественного и качественного накопления слов, усвоение детьми соц-закреп значений слов.
Словарная работа – расширение, развитие (качественное развитие, закреп соц-закреп значений слов, умение использовать в конкрет коммуникации)
Особенности словаря ребенка:
14.Задачи, содержание и принципы словарной работы в детском саду.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) работа над
словом проводится при
2) формирование
словаря происходит
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Задачи:
- расширение словря ребенка (обогащение, введение слов, нов значений слов)
- закрепление, уточнение словаря
- активизация словаря
- формирование у детей
умений использовать разные
- устранение из речи реб нелитер слов.
Усложнение содержания задач в разных возрастных группах:
- расширение словаря на основе ознакомления детей с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений
- введение слов обозначающих качва, сходства, отношения на основе углубления знаний детей
- введение в словарь
детей детей слов обознач
15.Методика словарной работы в возрастных группах детского сада.
Методика словарной работы в д/с предусматривает следующие направления:
1) Обогащение словаря. способть количест накоплению слов, необхх реб для реч общения с окруж. Обогащ речи должно идти прежде всего за счет знаменательных слов. Бол труднть для усв реб представ числительные, явлся наиб абстракт частью лексики. Важную роль играет обогащение речи словами, обознач качва и свва предов, а также элемент поня. Следует знакомить и со словарем, использ в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребенка старш, следует приучать воспрть устойч словосочетания, пословицы и поговорки. Мален ребенку трудно усвоить общее значе словосочетания, кот не завит от конкрет смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому вль д вклть в св речь выражения, смысл которых будет ясен детям.
2) Закрепление и уточнение словаря. как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, и в их запоминании. нужд слова, трудные для детей: собирательные существит — обувь, транспорт и др., отвлеченные сущ — красота, тишина, чистота и т. п., числит, относит прилагат — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложе в звук или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Зад: уточнение смысла слова, углубление его значения. Эт проц происхит на протяжении всего дошк возраста. Необход обращ вне детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы {ручка —для письма, ручка — фурнитура), привлет вне детей, вызт интерес.
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; вль побуждает детей употрть в речи наиб точные, подходящие по смыслу слова. Спец приемы актив словаря д вызыть у реб вние к выбору слова, формирть точность и ясность речи. В «ПВО» спец подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, кот они д не только понимать, но и свободно употрть, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные) .
Содере словарной раб в различх возрх гр опред «ПВО». В «Программе» словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве.
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: 1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; 3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следоват, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.
В программе представлений об окружающем можно условно выделить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; явления общественной жизни; родная страна; В. И. Ленин — вождь и организатор нашего государства, его соратники; Советская Армия—защитница Родины; труд людей; средства передвижения лю-д«й и связь; жизнь природы.
«Программа» предусматривает постепенное усложнение матла по ознакомлению детей с окружающим. С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6—7 лет).
16. Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей (А.Н. Гвоздев).
Грамматический строй языка – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.
Морфология – грамат свва слова, граматичес значения в пределах слова.
Словообразование – образование слова на базе др однокоренного слова
Синтаксис – словосочетание и предложения сочетаемость и порядок следование слов.
Знакомство детей со словообразованием
Грамматика – наука о строе языка и его законах. совокупность знаний кот нужны чел, чтобы создавать высказывания и понимать высказывания других.
Гвоздев
Выделяя этапы усвоения детьми грамат строя родного языка:
Особенности усвоения грамат строя языка
1. Особенности усвоения грамат строя языка
предложения: однословные, двусловные предложения. Появляются сущест, затем глаголы.
есть простые предложения, увелич число слов
бессоюзные сложносочиненные затем предложения
время, число – освоены
появлся прилагат -> краткие причастия
появлся местоимания готорят о себе в третьем лице
частицы –> союзы -> предлоги
если отсутствует какаято часть речи, надо - разнообразить виды Дти, пополнить словарный запас.
все части речи есть
овладевают всеми типами склонения
усваиваются сравнит степень прилагат и наречий
Закономерности усвоения граматич строя речи:
если реб хорошо усвоил значение, понял смысл слова, и осволи грамат строй слова
Дети усвот число сущ, разницу м/у уменьшител и неуменшител прилагат, усваивают повелительность слов
самое трудное усвоение категорий рода
сначала реб усваивает грамат формы, кот наиб часто испол взр, а затем усваивает исключая из этих форм
Задачи:
морфология |
словообразование |
Синтаксис | |
Мл |
Учим изменять слово по падежам. Осн вниме на использование родит падежа, единствен и множест числа. Учим детей согласовывать числит в роде и числе. Активизация пространственных прдметов |
Обучать детей некотор способам словообразования. Суффиксальный споб (сахар - сахарница) Изменение приставок (пришел, зашел) Образование звукоподражат глаголов. |
Учить детей испол в речи простые предложения Учить их распространить (на осн набл за действиями детей) |
Ср |
Учим согласовывать сущ с прилаг. Особое вниме на род Учим образовавыть глаг повелител наклонения, игров сит, ч/з упраж |
Спб образования родит падежа множест числа Образ глагол приставочным способом (гл от им сущ (мыло - мылит)) |
Учить распространять предложения Бол колво слов в прдложении (сложносочиненные предлож) |
Ст подг |
Обучать детей тем грамат формам кот вызывают трудности Воспитть языковое чутье Воспитывать приорет отношение: ст – к рече сверственников, подг – к cвоей речи |
Образовавыть сущ с увел и умен ласкат суффиксами Учим различать смысл слов Уточнить у детей правил упостребление детьми глаголов Учим дете подбирать однокоренные слова |
Учить детей пользоваться слож предложениями Использ спп предложений Исполть разные типы предлож в письменной речи: обучение детей составлению письма |
Усложнение овладения этой стороной речи:
Арушанов выделяет направления в изучении грамат строя языка:
Дидакт игры с материалом. выбирая предмет, кот связ с их жизнью,он рассматривается и по его существу ведется беседа: дети рассматривают, сравнивают, описывают. все что будет ими воспринято (осмотрено, обнюхано, ощупано) отражается в слове. так заня облегчают слож проц анализирования детьми окружго матер мира и закрепл отделх явлй эт мира словом.
Игры-заня с игнрушками. в игрушках представлены в уменьш виде те же предметы жизнего окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закреп как тех представл, кот дети опытным путем добыли в ж, так и обусловленных ими словесных форм. По мере разв детей, расшир круга их представлений и навыков речи содерже игр усложняется, число включенных в них персонажей и предметов увеличся. Актив речь детей проявлся все дополняя речь взр.
Игрушки эти подбираются по категориям. Люди: фигурки детей, рабочих, колхозников, солдат. Дидактически оборудованная кукла: мебель, платье, белье, обувь, посуда, предметы жизнго обихода. Жилища людей и их окружение. Строения разных типов. Срва передвижения. Живот домашние и дикие. Птицы домаш и дикие. Овощи, плоды, грибы. Орудия труда
В основу заняй по разв речи д б положены требования: дети д слышать обращенную к ним речь, д говорить сами.
Содержание и методы ведения игр: 1. номенклатура называн предметов, качв, действий, числовый, пространственх соотношений. 2. описание предмета 3. сравнение предметов(2-3) 4. составле и отгадывание загадок о предмете. 5. нахождение игрушки по стишку 6. составле фраз.
Упражнения по разв речи Для расширея лексикона мален детей испол опыт и наблюдя, нагляд образом знакомится с предметом, его сввами (как прдмет), его качми (особенности пред) Последовать: знакомство с предметом, образование представления, отражение его в слове.