Шпаргалка по "Речевое развитие"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 02:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Речевое развитие".

Файлы: 1 файл

шпаргалки.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Обследование  звукопроизношения начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях. Проверяются следующие группы звуков: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, Mb, H, НЬ;  глухие и звонкие парные П-Б,— в твердом и мягком звучании: П'-Б', Ф'-В'; мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ. При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения. Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии. Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных. Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенку предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие связной речи, ее функции и формы. Характеристика диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная.

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общение и в/понимание людей (Бородичь)

- это развернутое  выражение пределенного содержания, кот осуществся логично, последовательно,  точно, грамат правильно, образно  (Ушакова)

- это такая речь  форма кот закончено связана  и определся её смысловым содержанием,  а оно опредся мыслями намериниями  говорящего (ляушина)

Св речь: монолог – связанные высказывания одного челка, внутр мотивы, не рассчитан на быструю реаякцию, сам определяет тематику, язык срва – литерат мысли, невербал срва – незначит роль, больше говорит чем понимает. Диалог – разговор 2 людей на определ тему, внутр+внеш мотивы, рассчитан на быстр реакцию собеседника, тема определся двумя собеседниками она корректируется, язык срва – разговорная лексика, невербал срва – значимая роль. контектсная речь – содер понятно всем окружщим, раскрывается самим контекстом (развернутое изложение). Ситуативная речь – содержание м.б. понято собеседникам если он был в этой ситуации или нахся в конкрет момент.

Монологи: * пересказ – воспроизведение готов текста детьми. *рассказ – самост изложение детьми когнетив содержания

Рассказы: вед познават проц: рассказы по восприятию, рассказы по памяти, по воображению (придуманные). Все рассказы м поделить в завти от источника высказывания: нагляд материал, детский опыт, творческие рассказы. По назначению: описание, повествование, рассуждение.

описание – это харка предметов, игр, явлей природы, людей, кто, что какой. Отношение может передавт ч/з признак кот для него значим. Чем больше признаков выделил реб, тем полнее описание. Предлож простые, прост расростран. прилаг

Повествование – передача развя действия или состояния предметов, изложение событий во временной последоватти. Начинается с названия (предложения). Прост, слож предложения, предлоги, глагольная лексика.

начало указывается -> развитие действия время место->концовка

Рассуждение: реб либо объясняет какойто факт или доказывает.

все типы предложений  СПП, ССП, вводные слова, предлоги, глагольная лексика.

тезис кот надо доказть, аргументы, вывод. СПП, ССП, гл.

Показатели:

  1. смысловая цельность текста. наличие темы, раскрытие и ч/з отдел микротемы, мысли высказывания.
  2. структурная форма текста начало, середина, конец. темы – аналогич, связанны
  3. связность текста/ членимость

коммуникат приемственность  предложений

3 типа связ предлож:  цепной, параллельный, лучевая связь

в дошкол возр реб м  овладеть разн средвами связи м/у  предложениями.

чаще всего они используют мест, лексич повторы

 

Осн линии развития связ речи:

  1. от диалога к монологу
  2. от ситуативной речи реб к контекстной
  3. от части к целому Зв->слово->предложение->связная речь
  4. от уст к письменной

Составл письма Тихеева

25.Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи

(значение, виды, тематика). Диалог – разговор 2х чел на определ тему. это сложн форма соцного в/действия людей. Диалогич речь положена в основ базисн содерж реб, коммуник, компетентность – это сит полож обще с взр с детьми и полностью знач и нерев средв. Диалог – это осн форма реч общения в недрах кот зарождается монолог.

Функции диалога: поддержка соцх контактов людей др с др, общ интеллект информацей, возможноть наблюдать эмоц сферу или повед партнера, сделать сообщение, обменяться язык сревами.

Значение:Умение планировать свою Дть; умение детей общаться в паре и в группе; собственно речевые умения (воспитывать  в реб конкр высказывать cв точку зрения, поддержать разговор, завершить, выйти из речевого контакта); умения речевого этикета (это правила реч поведения кот опред в/отношя говорящих, эти правила приняты в дан национ колве (носители языка), теми соц группами с кот общается реб) В программе эти правила: уме приветствовать, прощаться, благодарить

Осн методом  формиря диалогич речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговор оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоц благополучие. Реб охотно вступт в контакт со взр, если чувсет вние, интерес и доброжелатсть взр, комфортность, св защищенность. Разговор имеет большое значение. можно оказть влияние на все стороны речи реб: исправлять ошибки, давать образец правил речи, развть навыки диалог и монологич речи. В индивид разговоре легче сосредоточить вниме реб на отдел ошибках в его речи. Вль м изучить все стороны дет речи, выявить ее недостатки, опредть, в чем поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. В коллект разговоре участвт несколько детей или вся группа. Сам лучшее время для коллектх разговоров – прогулка. Для индивидх разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднам. Преднамер разговоры планирся влем заранее. Непреднам разговоры вль не планирует, они возник по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определся задач воспя и зависят от возрасх особенй детей. В мл гр круг разговоров связан с тем окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В сред и стар грх тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С реб м говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Воспитатель обращается к детям с общими вопросами. Малыш не всегда относит к себе речь, обращенную ко всей группе, поэтому следует конкретизировать свое обращение («Дети, подойдите ко мне. И Ваня подойди, и Катя»). В ср и ст группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Для развития диалогической речи в ст дошк возрасте значе им совмест дть. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность.

26. Беседа как метод обучения диалогической речи детей. Значение, виды, тематика,

структура обобщающей беседы. Беседа – это целенаправное обсуждение чего-либо, организов, подготовл диалог на заранее выбранную тему. как метод ознакомления с окруж и одновремно как метод развя связн речи. Ценность беседы заключся в том, что взр учит реб логически мыслить, помогает думать, поднет от конкре спба мышля на более выс ступ простейш абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Цель беседы: углубить, уточнить, зактрепить, систематиз знания, приобщенные опытным путем, непосредтсвенно связ с воприят детей, их живым впечатлениям (тихеева) Тематика бесед определся конкрет задач воспит работы с детьми, их возраст особен, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Темы, отраж явля общестной ж: Темы труда: беседы на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школх и умывалх принадлежтях. о природе. на морально-этические темы: о культуре поведения. классификации бесед. Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. три типа бесед. 1. вводная, выявить разрозненный опыт детей и вызвать интерес к теме буд дти детей. 2. Сопровождающая, стимулировать и направлять вниме детей на сбор, накопление опред информи. в ходе экскурсий, осмотров, вопр на выделение объекта. 3. Итоговая, обобщающая, уточнить, и систематизть зная детей по опред проблеме, разв диалог речи. со сред гр. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи. Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. Структура беседы: 1. Начало испол ввод беседы, ц – выявить зня детей о предмете разговора, вызвать интерес, приемы: показ картин, игрушек, рассказ-напоминание, загадка, чте отрывка худ произвед. закан постан учеб задачи. 2. Осн чать, Ц – системат опыт детей и зня, активизировать речев активность детей. Микротемы:опред программ содерж: явл нежив природы, жив прир (раст, живот, чел). начин со сред гр берем какуюто одну микротему. по мере накопля знай повыш колво микротем. Приемы: вопр. в завти от того какую зад решать, вопросы делятся на: оснвные, дополнит, подсказывающие. в конце желат подвести детей к установлею связей и зависимостей; чте худ литры, показать иллюстратив материал. 3. заключ Ц-подвести итог беседы, дать оценку дти детей на зан. Приемы: обобщающ слово вля, речев логич зад, чте отрывка худ литры, установка на др виды дти, вопрос в вопросе, образец вопроса вля, моделире

27.Методика обучения составлению описательных рассказов в разных возрастных

группах. По форме  рассказ м б описательным.  Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описател рассказ м б составлен и по предметным картинкам. На занх вль учит реб выделять существе призн, качва предм или явл, существе м/у ними связи и отношя и придержився опредной последовати при описании их; исполть точн обозначения, эмоц окраше слова и словосочетания. Однако описательный рассказ, м б, развернут и на материале образов памяти — реб припомет то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д. Наиболее интересны игрушки тк позвют исполть разные анализаторы для знакомва. При рассматриви картин дети воспринют отраж образ предмета,  раб вклся тол зрит анализотор. Значе нагляд матла: 1. матл явлся стимулом и вызет у детей желае выказаться. 2. позвлет обогатить сенсорн опыт реб и уточнить конкрете представле, кот у него есть. 3. позв реб отобрать необход предметно логическое содержание рассказа. 3. явлся источником нов слов, способет активизации словаря. 4. позвет композиционно выстроить свой текст. 6. развеет познават проц реб (воспре, память, мышле, воображе). Задачи: 1 гр задач: учить реб внимно рассматривать предметы, картину (испол все анализаторы), отмечать его своеобразие и признаки. 2 гр.задач: уч детей слушать вопр вля и отвечать точно на них. 3 гр задач: воспит желе общаться с влем  и детьми, вступать в диалог, высказть св отношение к изображю, игрушке. Зане по рассматривю: 1. ввод часть: вызвать интерс, желане вступить в диалог. выявить представле реб о предмете. Приемы: внезапнее появление и исчезновение предмета, замена положения предмет, появле героя дается время на самост рассматриве. 2. осн часть научить последно рассматривать картины, игрушки. Приемы: вопр к детям, внимане общается на центральный образ, затем опредся где это происхт, когда это могло проиходить. 3. заклбчит подвести итоги, обощить представляя о предмете. приемы: обощающий рассказ вля по содержю картины,игрушке, чте произведя, кот совпадает с содержаем представ матла.

Обучене детей  рассказыванию: начинся со сред гр! 1. учить детей опредть или назвать премет, объект для описания. 2. уч детей выделять и называть признаки описываемого объекта (последть признаков опредет сам реб) 3. учить детей выражать свое отношение к описываемому объекту

структура заня по обучению составляя рассказыванию: 1. вводная цель: вызвать интерес, выявить представления. в начале года проводится отдельное зане по рассматриванию картины, затем зане по рассказваю по этой же картине. с середины года вносим картину за несколько дней до заня и по заня рассматрив объект в ввод части. 2. ц: научить детей составл описател рассказы а осн картик и игрушек. приемы: образец – краткое живое описание предмета, доступное к пониманию детей.

Информация о работе Шпаргалка по "Речевое развитие"