Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:11, курс лекций
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
– опыт педагогов-новаторов.
Учение, в котором заинтересован
ученик, где есть не просто накопление
фактов, а изменение ученика, его
поведения, его Я-концепции, Роджерс
назвал «значимым для человека учением».
Он определял следующие условия,
при которых оно может
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, каков он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков он есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, инструменты, материалы.
Педагог играет роль помощника
и стимулятора значимого
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.
69. Методы воспитания и методы педагогического воздействия
Метод воспитания – это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.
Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.
Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.
Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.
Указанные методы воспитания носят факторный характер, обладают силой объективного влияния на подрастающую личность.
Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном периоде жизни детей.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.
Выбор и осуществление
методов осуществляется в соответствии
с педагогическими целями (оперативными,
тактическими, стратегическими), которые
ставятся с учетом специфики общественно-
Для практической работы педагога
больше всего подходит следующая
классификация методов
– методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);
– методы упражнений — это такого рода воздействия, которые обеспечивают реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого. С помощью методов упражнений организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);
– методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
Методы воспитательного
воздействия разрабатывает
70. Средства воспитательного процесса
Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельного процесса.
Роль средства может выполнять любой объект действительности, кроме человека.
Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе.
При отборе средства главным для педагога в первую очередь выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности:
– функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается;
– функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;
– функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.
Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальными дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.
Как любое явление реальной действительности, с которой сталкивается человек, вызывает определенные реакции человека, так и средство, являясь частью жизни, не может не вызывать реактивного отклика на его появление. Педагог вынужден учитывать то влияние, которое окажет невольно на детей привнесенный предмет в поле их внимания и поле отношений, так чтобы предотвратить негативное самочувствие, агрессию, излишнее возбуждение. Ему должно помочь чувство меры. И, прежде чем окончательно выбрать средство для работы с детьми, он мысленно воспроизведет ситуацию привнесения средства в поле группового общения и спрогнозирует психологическое влияние этого средства.
Искусство избрания воспитательного средства обусловлено предварительной готовностью педагога к восприятию мира. Педагог должен видеть в предмете – явление, в явлении – закономерность, в закономерности – основу жизни. Ценностное абстрагирование педагога позволяет ему за любым предметом обнаружить воспитательное средство.
В основу классификации воспитательных средств положен канал психологического влияния на человека:
– аудиальный (лат. «ауди» – слух) – слово, музыка, песня, стихи и т. д.;
– визуальный (лат. «виз» – видеть, зрение) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись и т. д.);
– кинестический (гр. «кине» – движение и «эсте» – чутье, ощущение) – ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения и т. д.
На практике наблюдается синкретическое единство этих средств. При этом один из каналов доминирует при восприятии.
Средства нейтральны к воспитательному влиянию, они полностью подчинены методу.
Средства, избранные педагогом, определяют форму воспитательного акта.
71. Формы воспитания
Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В процессе коллективного
планирования, подготовки и проведения
мероприятий создается
В педагогической литературе
нет единого подхода к
– массовые формы (участие всего класса);
– кружковая групповая;
– индивидуальная.
Заслуживает внимания подход
к определению форм воспитательной
работы, связанный с направлениями
воспитательной деятельности, например
для организаций познавательно-
При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.
Условия, с которыми сопряжен педагогический поиск форм
1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия, так чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.
2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, не известной им, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным.
3. Форма должна быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность формы рождается как следствие такого анализа.
Практика показывает, что
часто применяемые одни и те же
формы организации
72. Направления воспитательной работы
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.
Содержание физического воспитания включает: совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности; просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства; развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия; индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся; развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала; формирование профессионального мышления.
Содержание нравственного воспитания составляет:
– моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
– этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
– патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа;
– формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;