Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:11, курс лекций
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
– опыт педагогов-новаторов.
77. Цели воспитания в зарубежной педагогике
Западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.
Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно – сама жизнь. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.
Система воспитания Дьюи предстает
в качестве решающего средства улучшения
социальной среды, изменения типа общества
без революционных
Методологические установки
Дьюи по вопросам целей воспитания
разделяют современные
Обобщая мысли этих теоретиков, можно прийти к выводу, что генеральная цель воспитания прагматической педагогики – в самоутверждении личности.
Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западно-германского педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманистами, не включается трудовая подготовка молодежи, так как она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых.
Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию.
Основное внимание в экзистенциалистских концепциях воспитания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий человека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать моральный выбор, обосновать его – одна из центральных задач научной методологии воспитания.
В 50—60-е гг. в европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания, среди которых видное место занимают взгляды немецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания.
Педагогика неотомизма выступает за формирование богобоязненной личности, а воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь.
Своеобразные пути решения
важнейших гуманистических
Воспитание в технократическом
обществе уподобляется социальному
механизму, с помощью которого в
учебных заведениях внедряются в
практику представления об идеале личности
индустриального и
78. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Основные функции семьи заключены в воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании.
Концепция семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, в различные исторические периоды и при различных общественных устройствах внешне оставалась неизменной. Она включала формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т. д.
Концепция семейной педагогики
встречается в различных
В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании.
На рубеже ХIХ—ХХ вв. модель традиционной патриархальной семьи значительно изменилась. Социальные и политические изменения привели к внутрисемейным противоречиям.
В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. Среди причин этого можно выделить следующие.
Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи.
Во-вторых, влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями.
В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, которая учила высокой нравственности через пословицы и поговорки.
В-четвертых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, – все возрастающие социальные и экономические трудности.
В зависимости от количества
детей современные семьи
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.
М.И. Буянов называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.
У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные».
В общей сложности кризисная ситуация в полярно противоположных семьях в значительной мере отрицательно влияет на детей, их воспитание в семье, затрудняет организацию обучения и воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.
79. Правовые основы семейного воспитания
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.
Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка. В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.
В Конвенции о правах ребенка
подчеркнуто, что дети имеют право
на особую заботу и помощь, для чего
в семье как естественной среде
для обитания и благополучия всех
ее членов и особенно детей, должна
быть обеспечена необходимая защита.
Признано, что для полного и
гармоничного развития личности ребенка
необходимо растить в семейном окружении,
в атмосфере счастья, любви и
понимания. Только такие условия
могут подготовить детей к
самостоятельной жизни в
Конвенция предупреждает
родителей об авторитаризме в
семейном воспитании. Она призывает
их строить взаимоотношения с
детьми на высокой нравственно-правовой
основе. Уважение к мнению, взглядам,
к личности ребенка в целом
должно стать в семье не только
проявлением нормы
Семейная педагогика должна
строиться родителями на основе отношений
равноправных личностей, равноправных
субъектов права, а не на основе требований
старших, не на слепом подчинении одних
другим. Родители должны стремиться к
тому, чтобы стержневым в формировании
подрастающей личности стало воспитание
уважительного отношения к
В Российской Федерации правовые
основы семейного воспитания базируются
на соответствующих статьях Консти
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей – это моральный долг родителей. К родителям, не выполняющим свой долг по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав.
Разрешить сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ, который определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры выплаты алиментов на содержание детей и др.
80. Семейное воспитание: принципы и содержание
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все личностные качества.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
– гуманность и милосердие к растущему человеку;
– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
– открытость и доверительность отношений с детьми;
– оптимистичность взаимоотношений в семье;
– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
81. Типы неправильного воспитания
Выделяют несколько типов неправильного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «улицы».
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. В результате такого воспитания ребенок, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
Воспитание по «типу Золушки», т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жесткое воспитание» – когда за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.