Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
– опыт педагогов-новаторов.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по педагогике.docx

— 242.98 Кб (Скачать)

Стимулирование – это система мер, направленных на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся.

Важнейшей закономерностью управления является единство по конечным целям и задачам административно-педагогического, семейного и общественного воздействия и процесса формирования личности школьников.

Для проявления этой закономерности очень важна координация действий школы, семьи и общественности.

90. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

В Законе Российской Федерации  «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых  будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования  в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе  образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся:

– гуманистический характер образования;

– приоритет общечеловеческих ценностей;

– свободное развитие личности;

– общедоступность образования;

– бесплатность образования;

– всесторонняя защита потребителя образования.

Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.

Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

В соответствии с Законом  «Об образовании» (ст. 21–23) новой  является трактовка традиционно  существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно  полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы).

Среднее профессиональное образование  ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного  общего, среднего (полного) общего или  начального профессионального образования.

Современная школа развивается  в условиях рынка, новых экономических  отношений. Закон об образовании, специфические  условия материального обеспечения  требуют от руководителей школ принципиально  новых подходов к управлению школой.

Прежде всего Закон  требует установления стандартов образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное  среднее образование выпускников  всех типов средних учебных заведений.

 

Оглавление

·  1. Понятие педагогики и этапы ее развития

·  2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

·  3. Структура педагогики и ее связь с другими науками

·  4. Основные категории педагогики

·  5. Понятие методологии в педагогической науке

·  6. Методологическая культура педагога

·  7. Методы педагогических исследований

·  8. Понятие цели воспитания

·  9. Закономерности воспитания

·  10. Условия развития личности

·  11. Взаимосвязь развития и воспитания

·  12. Влияние среды на развитие личности

·  13. Педагогический процесс как система

·  14. Закономерности и этапы педагогического процесса

·  15. Педагогические цели

·  16. Педагогические технологии

·  17. Сущность и направленность педагогических инноваций

·  18. Инновационные учебные заведения

·  19. Педагогические системы

·  20. Оптимизация педагогической системы

·  21. Функции педагога

·  22. Требования к учителю

·  23. Профессиональный потенциал педагога

·  24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства

·  25. Педагогическая квалиметрия и аттестация учителей

·  26. Общее понятие о дидактике

·  27. Основные категории дидактики

·  28. Основные дидактические концепции

·  29. Сущность процесса обучения

·  30. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения

·  31. Характеристика принципов обучения

·  32. Закономерности обучения, их классификация

·  33. Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса

·  34. Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса

·  35. Понятие содержания образования и принципы его формирования

·  36. Теории организации содержания образования

·  37. Государственный стандарт

·  38. Учебные планы

·  39. Характеристика учебных программ

·  40. Учебники и учебные пособия

·  41. Понятие и сущность метода и приема обучения

·  42. Классификация методов обучения

·  43. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

·  44. Словесные методы обучения

·  45. Наглядные и практические методы обучения

·  46. Выбор методов обучения

·  47. Понятие о средствах обучения, их классификация

·  48. Оборудование учебного кабинета

·  49. Технические средства обучения

·  50. Развивающее обучение

·  51. Проблемное обучение

·  52. Программированное и компьютерное обучение

·  53. Модульное обучение

·  54. Формы организации обучения и их развитие в дидактике

·  55. Классно-урочная система обучения

·  56. Требования, предъявляемые к современному уроку

·  57. Типология и структура уроков

·  58. Подготовка урока

·  59. Вспомогательные формы обучения

·  60. Организация учебной деятельности учащихся на уроке

·  61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия

·  62. Методы и формы контроля

·  63. Тестирование достижений и развития

·  64. Оценка знаний учащихся

·  65. Неуспеваемость учащихся

·  66. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»

·  67. Принципы воспитания

·  68. Гуманистическая педагогика

·  69. Методы воспитания и методы педагогического воздействия

·  70. Средства воспитательного процесса

·  71. Формы воспитания

·  72. Направления воспитательной работы

·  73. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие

·  74. Межличностные отношения в коллективе

·  75. Структура и этапы формирования учебного коллектива

·  76. Современные зарубежные педагогические концепции

·  77. Цели воспитания в зарубежной педагогике

·  78. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества

·  79. Правовые основы семейного воспитания

·  80. Семейное воспитание: принципы и содержание

·  81. Типы неправильного воспитания

·  82. Воспитательный потенциал семьи

·  83. Нарушения поведения ребенка в семье

·  84. Формы зависимого поведения ребенка

·  85. Показатели родительского поведения

·  86. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями

·  87. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

·  88. Система общего образования в России

·  89. Вопросы теории управления школой


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"