Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:11, курс лекций
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
– опыт педагогов-новаторов.
Стимулирование – это система мер, направленных на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся.
Важнейшей закономерностью
управления является единство по конечным
целям и задачам административно-
Для проявления этой закономерности
очень важна координация
90. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.
Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.
К ним относятся:
– гуманистический характер образования;
– приоритет общечеловеческих ценностей;
– свободное развитие личности;
– общедоступность образования;
– бесплатность образования;
– всесторонняя защита потребителя образования.
Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.
Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.
Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.
В соответствии с Законом
«Об образовании» (ст. 21–23) новой
является трактовка традиционно
существующих профессионально-технического
и среднего специального образования,
которые рассматриваются теперь
как начальное и среднее
Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Современная школа развивается
в условиях рынка, новых экономических
отношений. Закон об образовании, специфические
условия материального
Прежде всего Закон
требует установления стандартов образования.
Это необходимо в условиях многопрофильного
и разноуровневого среднего образования,
чтобы обеспечить эквивалентное
среднее образование
Оглавление
· 1. Понятие педагогики и этапы ее развития
· 2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
· 3. Структура педагогики и ее связь с другими науками
· 4. Основные категории педагогики
· 5. Понятие методологии в педагогической науке
· 6. Методологическая культура педагога
· 7. Методы педагогических исследований
· 8. Понятие цели воспитания
· 9. Закономерности воспитания
· 10. Условия развития личности
· 11. Взаимосвязь развития и воспитания
· 12. Влияние среды на развитие личности
· 13. Педагогический процесс как система
· 14. Закономерности и этапы педагогического процесса
· 15. Педагогические цели
· 16. Педагогические технологии
· 17. Сущность и направленность педагогических инноваций
· 18. Инновационные учебные заведения
· 19. Педагогические системы
· 20. Оптимизация педагогической системы
· 21. Функции педагога
· 22. Требования к учителю
· 23. Профессиональный потенциал педагога
· 24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
· 25. Педагогическая квалиметрия и аттестация учителей
· 26. Общее понятие о дидактике
· 27. Основные категории дидактики
· 28. Основные дидактические концепции
· 29. Сущность процесса обучения
· 30. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
· 31. Характеристика принципов обучения
· 32. Закономерности обучения, их классификация
· 33. Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса
· 34. Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса
· 35. Понятие содержания образования и принципы его формирования
· 36. Теории организации содержания образования
· 37. Государственный стандарт
· 38. Учебные планы
· 39. Характеристика учебных программ
· 40. Учебники и учебные пособия
· 41. Понятие и сущность метода и приема обучения
· 42. Классификация методов обучения
· 43. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
· 44. Словесные методы обучения
· 45. Наглядные и практические методы обучения
· 46. Выбор методов обучения
· 47. Понятие о средствах обучения, их классификация
· 48. Оборудование учебного кабинета
· 49. Технические средства обучения
· 50. Развивающее обучение
· 51. Проблемное обучение
· 52. Программированное и компьютерное обучение
· 53. Модульное обучение
· 54. Формы организации обучения и их развитие в дидактике
· 55. Классно-урочная система обучения
· 56. Требования, предъявляемые к современному уроку
· 57. Типология и структура уроков
· 58. Подготовка урока
· 59. Вспомогательные формы обучения
· 60. Организация учебной деятельности учащихся на уроке
· 61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия
· 62. Методы и формы контроля
· 63. Тестирование достижений и развития
· 64. Оценка знаний учащихся
· 65. Неуспеваемость учащихся
· 66. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
· 67. Принципы воспитания
· 68. Гуманистическая педагогика
· 69. Методы воспитания и методы педагогического воздействия
· 70. Средства воспитательного процесса
· 71. Формы воспитания
· 72. Направления воспитательной работы
· 73. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие
· 74. Межличностные отношения в коллективе
· 75. Структура и этапы формирования учебного коллектива
· 76. Современные зарубежные педагогические концепции
· 77. Цели воспитания в зарубежной педагогике
· 78. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
· 79. Правовые основы семейного воспитания
· 80. Семейное воспитание: принципы и содержание
· 81. Типы неправильного воспитания
· 82. Воспитательный потенциал семьи
· 83. Нарушения поведения ребенка в семье
· 84. Формы зависимого поведения ребенка
· 85. Показатели родительского поведения
· 86. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями
· 87. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
· 88. Система общего образования в России
· 89. Вопросы теории управления школой