Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Файлы: 1 файл

pedagog1.docx

— 151.56 Кб (Скачать)

Шпаргалка по педагогике

1. Определение  педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика - это  наука о воспитании человека. Понятие  «воспитание» здесь употребляется  в самом широком смысле, включая  образование, обучение, развитие. Поэтому  в мировом педагогическом лексиконе  все чаще употребляются новые  термины - «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести).

2. Основные  задачи педагогической науки

Главной задачей  науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о  воспитании человека. Функция педагогики - познавать законы воспитания, образования  и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается  как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение  возникающих в обществе проблем  воспитания, образования, обучения. Источники  развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

3. Определение  воспитания

Воспитание - это  целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к  младшим. Под опытом понимаются известные  людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и  управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью  формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс  и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

4. Определение  обучения

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем.

5. Определение  и виды образования

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

6. Система  педагогических наук

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия - фундамент  педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии  воспитания. История педагогики исследует  развитие воспитания как общественного  явления, историю педагогических явлений. Общая педагогика - базовая научная  дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая  общие основы учебно-воспитательного  процесса в воспитательных учреждениях  всех типов. Дошкольная и школьная педагогика - подсистема возрастной педагогики. Здесь  изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Сурдопедагогика занимается вопросами  обучения и воспитания глухонемых и  глухих. Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых. Олигофренопедагогика - умственно  отсталых. Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Психология изучает закономерности развития психики человека.

7. Традиционно-педагогические  методы

Традиционными будем  называть методы, доставшиеся современной  педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Наблюдение - наиболее доступный  и распространенный метод изучения педагогической практики. Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при  использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Изучение опыта - еще один издавна  применяемый метод педагогического  исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод нередко называют историческим. Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов - о многом скажет опытному исследователю.

Беседы - традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и  намерения, оценки и позиции. Разновидность  беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь  придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

8. Виды  педагогических экспериментов

Педагогический  эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического  процесса в точно учитываемых  условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет  созидательный характер. Экспериментальным  путем, например, пробивают дорогу в  практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический  эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько  школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию  законов их развития. Надежность экспериментальных  выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. В зависимости  от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий  эксперимент, при котором изучаются  существующие педагогические явления;

2) проверочный,  уточняющий эксперимент, когда  проверяется гипотеза, созданная  в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный,  преобразующий, формирующий эксперимент,  в процессе которого конструируются  новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.

Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения  учебно-воспитательного процесса. Объектами  естественного эксперимента чаще всего  становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного  процесса.

Лабораторный используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения  необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится  в специальные исследовательские  условия.

9. Педагогическое  тестирование

Тестирование - это  целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые  характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела  учебной программы. Выделяются два  вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все  вопросы; по тестам мощности у каждого  такая возможность есть.

10. Методы  изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто  применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы  могут быть устными (интервью) или  письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование - метод  массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”