Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Файлы: 1 файл

pedagog1.docx

— 151.56 Кб (Скачать)

59. Осуществление  активизации учебной деятельности  школьника

Управление активностью  школьника называется активизацией. Активизация - это постоянно текущий  процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление  пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых  обучаемые должны:

- отстаивать свое  мнение;

- принимать участие  в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы  своим товарищам и учителям;

- рецензировать  ответы товарищей;

- оценивать ответы  и письменные работы товарищей;

- заниматься обучением  отстающих;

- объяснять более  слабым ученикам непонятные задания;

- самостоятельно  выбирать' посильное задание;

- находить несколько  вариантов решения познавательной  задачи;

- создавать ситуации  самопроверки, анализа личных познавательных  и практических действий.

60. Влияние  интереса на мотивацию человеческой  деятельности

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая  человеком как особо важная. Интерес  можно определить как положительное  оценочное отношение субъекта к  его деятельности. В обучении действует  множество интересов. Весь вопрос в  том, насколько интерес направлен  по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для  него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким  образом, правило заключается в  том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был направлен  как должно. Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему  в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо  и естественно возбуждает интерес.

61. Теория  потребностей А. Маслоу

Потребности - нужда  в чем-то. Потребности являются источником активности и ее движущей силой.

Абрахам Маслоу разработал концепцию мотивации и самоактуализации личности.

Фундаментальным тезисом  этой теории является утверждение о  необходимости изучения человека как  общего, уникального, организованного  целого. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни. У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, наглядной моделью которой является пирамида. В основании пирамиды индивидуальной мотивации лежат физиологические потребности в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне и т.д. Следующий уровень занимают потребности в безопасности, в защите от насилия' и угроз (стабильность, работа, защищенность и т.д.). За ними идут потребности в общении, привязанности и любви. Потребности в оценке и уважении (престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоинство, понимание) расположились выше. Вершину пирамиды занимают не всем доступные потребности - в самосовершенствовании (желать стать кем-то, найти себе применение, потребность в успехах), знании и понимании (любопытство, осмысление окружающего). Венчают пирамиду потребности эстетические (красота, упорядоченность, системность, аккуратность, гармония).

В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу лежат совпадение интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе общения формируются различные микрогруппы, которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества.

62. Методы  изучения мотивации

Для активизации  и развития мотивации применяются  общие методы исследования - наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка.

Сущность последней  состоит в организации целенаправленного  и всестороннего изучения индивидуальной или групповой мотивации с  помощью специальных экспертных методик и приглашении для  этой цели коллег-учителей или экспертов.

Экспертиза проводится а соответствии со строго определенной процедурой, обязательными моментами которой являются четкая формулировка целей экспертизы и вида экспертного значения, определение квалификации экспертов, безвредности процедуры, обоснованности выводов и др.

Среди специальных  приемов изучения мотивации выделяют:

1) создание ситуаций. Смысл данного приема в том,  чтобы посмотреть, как будет изменяться  поведение обучаемых при изменении  условий;

2) прием выбора  партнера. Применяется для того, чтобы изучить степень самостоятельности  мотивов, зависимость их от  взаимодействия с другими;

3) прием неоконченных  предложений. Школьникам предлагаются 10 предложений, которые нужно  дописать;

4) прием неоконченного  рассказа. То же самое, что и  в предыдущем, но с более развернутым содержанием;

5) рассказ по  картинке, воображаемые ситуации. Основывается  на утверждении психологов, что  обучаемые при этом невольно  раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отношение.

63. Тренинги  мотивации достижений и «причинных  схем»

Тренинг мотивации  достижений основывается на предположении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь более  высокую школьную успеваемость, у  которых обострено чувство собственного достоинства и стремление постоянного  улучшения своих достижений. Формирование синдрома достижения предполагает:

1) обучение учащихся  сопоставлять собственные достижения  с достижениями других обучаемых;

2) обучение способам  поведения, типичным для человека  с высокоразвитой мотивацией;

3) изучение конкретных  примеров из своей повседневной  жизни, а также из жизни людей,  обладающих высокоразвитой мотивацией  достижения.

В своих исследованиях  ученые обнаружили, что люди по-разному  объясняют причины своих поступков. «Психологическая причинность» - так  было названо это явление - затрагивает  и мотивационную сферу. Существуют даже типичные «схемы» объяснений и  оправданий.

Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотивацию, либо побуждая учащегося  к определенному поведению, либо вызывая у него равнодушие и безынициативность. Дело в том, что обучаемый, по-разному  объясняя свое поведение, уже прогнозирует ход своих дальнейших действий в  соответствии со своим объяснением.

Все программы тренинга мотивации путем изменения «причинных схем» отдают предпочтение «усилию» как оптимальному способу изменения  субъективного поведения учащихся о причинах неудач, чтобы любые  причинные объяснения заменить лишь одним - недостаточностью собственных  усилий.

64. Тренинги  личной причинности и внутренней  мотивации

Тренинг личной причинности  имеет цель научить обучаемых  искать причины своих неудач прежде всего в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Человек не должен быть «пешкой» в чужой игре и «источником» для других. Чтобы помочь школьникам, надо их учить:

1) ставить перед  собой реалистические цели;

2) соизмерять цели  со своими возможностями;

3) знать свои  сильные и слабые стороны;

4) определять конкретные  действия;

5) планировать перспективу;

6) правильно оценивать  складывающуюся ситуацию;

7) постоянно анализировать  выполнение личной программы  - приближают ли действия к  поставленной цели. Это основной  тренинг. В его основе открытие  американского психолога Э. Дэци: если испытуемым платили деньги за занятия, которые первоначально интересовали их сами по себе, то они теряли интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые, которым ничего не платили. Самые действенные в обучении внутренние мотивы. «Мотив следует считать внутренним, - пишут А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, - если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности». К факторам успешности тренинга внутренней мотивации относятся: переживание учащимся собственной автономии или личностной причастности; ощущение обучаемым собственной компетентности; возможности свободного выбора. Негативный эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факторы, как недостаток времени и необходимость выполнения работы к жестко зафиксированному сроку.

65. Составляющие  стратегии самомотивации

В стратегию самомотивации входят десять пунше:

1) стратегия - планируйте  на долгосрочную перспективу;

2) партнерство - ищите такого партнера по обучению, от общения с которым вы  сможете что-то позаимствовать  и которому вы тоже сможете  что-то дать;

3) структурирование - установите постоянное время  занятий (часы, дни недели);

4) приближенное  планирование - определите в общем  виде цели и задачи своего  обучения;

5) мотив - выясните, каким образом вы можете ввести  содержание обучения в вашу  сегодняшнюю или завтрашнюю профессиональную  практику, просто в повседневную  жизнь;

6) постепенность  - разделите содержание обучения  на легко усваиваемые разделы  и начинайте с усвоения содержания  средней трудности, затем переходите  к трудным и, наконец, к легким;

7) дополнение - попробуйте  дополнить изучаемое содержание  своими рисунками, примечаниями, структурными схемами;

8) награда - скажите  себе приятные слова, выполнив  задание;

9) расширение - по  отдельным, интересующим вас темам  читайте дополнительную литературу  или обсудите ее с товарищами, учителем;

10) сбережение - чтобы  знания были прочными, повторяйте  основное содержание, закрепляйте  изученный материал с помощью  упражнений.

66. Стимулы  учения

Стимулировать - значит подталкивать, побуждать человека к  чему-либо.

Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень  хочется действовать, требует специальных  усилий, которые, в свою очередь, связаны  с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Одного лишь понимания  того, как надо поступить, далеко не достаточно.

Стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей, опираться на достигнутый уровень  их развития. Тщетно взывать к высоким  чувствам и прибегать к изысканным побуждениям, если человек не способен еще ни понять, ни принять того, к  чему его зовут. Это очень важный вывод, а утверждение А. Маслоу, что большинство людей лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, подсказывает, в какой сфере нужно искать стимулы прежде всего. Понятно и то, что стимулирование по мере накопления опыта развития интеллектуальной и эмоциональной сфер должно развиваться по восходящей - каждый новый стимул в чем - то превышает предыдущий.

Стимулы, которые  советуют находить и применять учителям, опираются на тонкие, деликатные «подталкивания»  учащихся к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение.

1. Опирайтесь на  желания.

2. Используйте идентификацию.

3. Учитывайте интересы  и склонности.

4. Используйте намерения.

5. Поощряйте желание  добиться признания.

6. Показывайте последствия  совершаемых поступков.

7. Признавайте достоинства,

8. Ободряйте успехи.

9. Сделайте работу  привлекательной.

10. Говорите иногда  «надо».

11. Используйте  ситуацию.

12. Дайте обучаемому шанс.

67. Стимулы  для активизации состояния человека

Будем исходить из того, что натура человеческая многолика, а поэтому всегда предпочтительнее применять многие слабые стимулы, чем  один сильнодействующий. В таким случае что-нибудь обязательно сработает, а сильнодействующий стимул, на который сделана ставка, может и не попасть в цель.

1. Обращайтесь к  самолюбию. Нормальному человеку  свойственно стремление улучшать  свое положение.

2. Показывайте достижения, большинство людей любят слушать,  когда о них говорят приятные  вещи: на какое-то время доброе  слово, обнародованный рейтинг  придают чувство уверенности  и удовлетворения собой.

3. Осторожно поддерживайте  соперничество. Современная жизнь  требует закалки, умения выстоять  в борьбе с соперниками.

4. Хвалите.

5. Критикуйте! сопереживая,

6. Переходите на  контракты. Учитель предлагает  ученику составить контракт на  выполнение взаимных обязательств. Контракт считается одинаково  нарушенным, если обучаемый выполнил  свою работу на более высоком  уровне или учитель выставил  более высокую оценку, чем заслуживает  данная работа.

7. Ищите нестандартные  решения.

8. Дайте обучаемому шанс спасти свой престиж.

9. Создавайте хорошую  репутацию своим питомцам.

68. Классификация  закономерностей обучения

Закономерность  отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся  при определенных условиях взаимосвязи.

Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей  обучения создается модель. В ней  процесс обучения рассматривается  как система, компонентами которой  являются различные стороны целостного процесса:

1) дидактический  компонент, обобщающий собственно  дидактические характеристики процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средства, способы, формы  обучения и т.д.;

2) гносеологический  компонент процесса, определяющий  его в аспекте познания учащимся  под руководством учителя объективной  действительности, фактов и законов  природы и общества, самих себя;

3) психологический  компонент процесса, относящийся  преимущественно к внутренней, психической  (познавательной) деятельности учащихся  в процессе обучения;

4) в кибернетическом  аспекте находят отражение все  многообразие связей, существующих  в учебном процессе, циркуляция  информационных потоков, а главное  - управление усвоением информации;

5) социологический  компонент системы охватывает  отношение между участниками  учебного процесса;

6) организационный  компонент, отражающий учебный  процесс в аспекте интеллектуального  труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”