Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, шпаргалка
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Виднейшие представители
современной
Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма своеобразную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Привила педагогической деятельности простые: меньше наставлений, больше дружеского участия.
Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквииского (1225-1274). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология - высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познать, только приближаясь к богу.
Видные представители - Ж. Маритен, У. Каннимгам, У. Махгаген, М. Казотти и др. Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой» человека. Человек - единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Наука бессильна определить цели воспитания. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни. Главное - душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного начала. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилизацию.
Бихевиоризм - психолого-педагогическая
концепция технократического
Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Компоненты системы,
в которой протекает
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:
1) целеполагание;
2) диагностика условий;
3) прогнозирование достижений;
4) проектирование
и планирование развития
Основной этап — осуществление педагогического процесса - можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
2) взаимодействие педагогов и учеников;
3) использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
4) создание благоприятных условий;
5) осуществление
разнообразных мер
6) обеспечение связи
педагогического процесса с
Этап анализа
достигнутых результатов (заключительный).
Этот этап нужен для того, чтобы
в будущем не повторять ошибок,
неизбежно возникающих в любом,
даже очень хорошо организованном процессе,
чтобы в следующем цикле учесть
неэффективные моменты
Педагогическая система - это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Профессор В.П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:
1) учащиеся;
2) цели воспитания (общие и частичные);
3) содержание воспитания;
4) процессы воспитания
(собственно воспитание и
5) учителя (или
технические средства обучения)
6) организационные формы воспитательной работы.
Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации. Важными компонентами педагогической системы, не сводимыми к выделенным, являются также:
1) результаты;
2) управление учебно-
3) технология.
Инновации - это
изменения внутри системы. Под педагогии
подразумевают нововведения в педагогической
системе, улучшающие течение и результаты
учебно-воспитательного
Инновации - это
и идеи, и процессы, и средства,
и результаты, взятые в единстве
качественного
Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе:
1) педагогическая система в целом;
2) учебные заведения;
3) педагогическая теория;
4) учитель и обучаемые;
5) педагогическая технология,
6) содержание, формы, методы и средства;
7)управление;
8) цели и результаты.
По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений.
Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни:
1) низкий, к которому относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок;
2) средний - изменение форм, не затрагивающее сущностей;
3) высокий - изменяющий
систему или ее главные
Нетрудно заметить, что лишь последний являет научную и практическую ценность. Остальные же только дезориентируют, педагогическую теорию и практику, приносят дивиденды разве что инициаторам самих «инноваций». Процентное соотношение, складывающееся сегодня между выделенными уровнями, составляет, по некоторым оценкам, 80:17:3.
Гуманистическая педагогика требует ставить ученика в центр школьных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие.
Гуманистическую педагогику
чаще всего называют инновационной.
Но инновационная она только для
нас лучшие западные системы уже
давно эволюционируют в сторону
гуманистической ориентации и постепенно
трансформируются в систему новых
отношений. Гуманизм - это целостная
концепция человека как наивысшей
ценности в мире. Главным положением
этой концепции является защита достоинства
личности, признание ее прав на свободу,
счастье, развитие и проявление своих
способностей, создание для этого
соответствующих благоприятных
условий (жизни, труда, обучения и т.д.).
Гуманистическая педагогика - система
научных теорий, утверждающая воспитанника
в роли активного, сознательного, равноправного
участника учебно-
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной деятельности:
1) дифференциацию
учебно-воспитательной
2) индивидуализацию
процессов воспитания и
3) создание благоприятных
условий для развития
4) формирование
гомогенных классов и
5) комфортность
учебно-воспитательной
6) психологическую безопасность, защиту учащихся;
7) веру в учащегося, его силы и возможности;
8) принятие учащегося таким, каков он есть;
9) обеспечение успешности обучения и воспитания;
10) изменение целевой установки школы;
11) обоснованность
уровня развития каждого
12) исключение заочного обучение (экстерната) как такового, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями»;
13) переориентация
внутренних личностных
14) усиление гуманитарного образования.
Оптимизация - это процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В педагогической системе существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его - главная задача оптимизации. Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив. Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимизации всегда конкретно. Оптимизация реализуется через систему способов, которая органически вытекает из закономерностей и принципов учебно-воспитательного процесса и носит характер конкретных мер. Система способов оптимизации включает в себя:
1) комплектование задач;
2) конкретизацию задач;
3) генерализацию содержания (выделение главного);
4) координацию содержания;
5) выбор варианта методов, форм, средств;
6) выбор структуры;
7) дифференциацию обучения;
8) выбор темпа;
9) обеспечение условий.
Педагогическая
функция - предписанное педагогу направление
применения профессиональных знаний и
умений. Главными направлениями приложения
педагогических усилий являются обучение,
образование, воспитание, развитие и
формирование учащихся. В каждой из
них учитель выполняет