Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Файлы: 1 файл

pedagog1.docx

— 151.56 Кб (Скачать)

87. Пути  повышения эффективности обучения

Рассмотрим главные  пути повышения эффективности обучения:

1. Создание на  каждом уроке таких условий,  чтобы основами изучаемого материала  учащиеся овладевали на самом  уроке, но усваиваться эти основы  должны не механически, а осознанно.

2. Создание возможности  для максимального развития каждого  ученика в условиях коллективной  работы.

3. Наличие определенной  структуры. В данном случае  имеется в виду не внешняя  сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя  структура, которая не заметна  для учащихся, но четко продумана  педагогом.

4. Увеличение доли  самостоятельной работы учащихся  на уроке. Это положение является  продолжением предыдущего пути  повышения эффективности урока.

5. Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное - дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

6. Сокращение времени  на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос.

Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых  форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность  проверки.

7. Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

88. Виды  нестандартных уроков

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько  десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление  о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Можно выделить следующие  виды нестандартных уроков:

1. Уроки-«погружения».

2. Уроки - деловые  игры.

3. Уроки - пресс-конференции.

4. Уроки-соревнования.

5. Уроки типа  КВН.

6. Театрализованные  уроки.

7. Уроки-консультации.

8. Компьютерные  уроки.

9. Уроки с групповыми  формами работы.

10. Уроки взаимообучения учащихся.

11. Уроки творчества.

12. Уроки, которые  ведут учащиеся.

13. Уроки-зачеты.

14. Уроки-конкурсы.

15. Уроки-игры.

16. Уроки-концерты.

17. Уроки-семинары.

18. Межпредметные уроки.

19. Уроки-экскурсии.

20. Уроки - ролевые  игры и т.д.

89. Диагностирование  обученности, контроль и проверка знаний и умений

Диагностика - это  прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Диагностирование обученности, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается так же, как достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Контролирование, оценивание знаний, умения обучаемых включается в диагностирование как необходимые составные части. Контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я. А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы. В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому. Проверка - выявление и измерение знаний, умений обучаемых. Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.

90. Понятие  оценивания и оценки

Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и  оценку (как результат) проверки. В  табелях успеваемости, классных журналах, базе данных и т.д. оценки фиксируются  в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, памятных знаков и т.п.). Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются  при этом как качественные, так  и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в  баллах или процентах, а качественные - в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. Каждому  оценочному суждению приписывается  определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель. Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения вычисляется из соотношения

О = Ф/П/100%,

где О - оценка успеваемости, обученности;

Ф - фактический  объем усвоенных знаний, умений;

П - полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения.

91. Тестирование  обученности, достижений, развития

Teст обученности - это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

1) относительно  краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

2) однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

3) правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

4) относительно  краткими, требующими сжатых ответов;

5) информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

6) удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

7) стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования - измерения уровня обученности как можно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

92. Правила  составления диагностического тестирования. Предварительный, текущий, тематический  и итоговый контроль

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил.

1. Нельзя включать  ответы, неправильность которых  на момент тестирования не  может быть обоснована учащимся.

2. Неправильные  ответы должны конструироваться  на основе типичных ошибок  и быть правдоподобными.

3. Правильные ответы  среди всех предлагаемых ответов  должны размещаться в случайном  порядке.

4. Вопросы не  должны повторять формулировок  учебника.

5. Ответы на один  вопрос не должны быть подсказками  для ответов на другие.

6. Вопросы не  должны содержать «ловушек».

Успех изучения любой  темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений  и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Бели информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности  проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование (предварительный контроль знаний). Он необходим еще для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов или зачетов. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно: они должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

93. Компоненты  и диагностика обучаемости учащихся

Обучаемость - это  способность учащегося овладеть заданным содержанием обучения. Важнейшими компонентами понятия обучаемости  являются следующие:

1) потенциальные  возможности обучаемого - индивидуальные характеристики обучаемого (восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др.);

2) действенных знаний;

3) процесса (- ответствен за качество.. ) эффективности познавательного процесса;

4) темпы продвижения  в обучение (усвоения знании).

Обучаемость учащихся можно диагностировать по темпам.

1. темп усвоения  знаний, умений (Ту). Можно охарактеризовать прежде всего время усвоения эталонного понятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного понятия или теста

* Ту = Тф/Тэ х 100%,

где Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым;

Тэ - среднестатистическое время выполнения эталонного задания.

2. Темпы продвижения  в обучении (Тп). Этот показатель темпа намного полнее характеризует обучаемость, поскольку учитывает более длительный период обучения, на котором влияние данного качества проявляется значительно сильнее

Тп = Ту/Дэ х 100%,

где Ту - время полного усвоения раздела конкретным учащимся;

Тэ - эталонное время  усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем  или же с помощью теоретических  расчетов.

3. Темпы прироста  результатов (Тр). Этот показатель характеризует динамику обучаемости и имеет исключительно важное значение для понимания и оперативного учета изменений, происходящих в учебном процессе. Эти изменения носят характер повышения, стабилизации или снижения результативности. Показатель изменения результативности (Тр) выражает отношение последующих достижений к предыдущим значениям показателя обучения.

Тр = Тп/Дд х 100%,

где Тп - последующее зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных: х, баллах);

Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей.

94. Процесс  воспитания и диагностика воспитанности.

Воспитание - это  целенаправленное развитие каждого  растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Воспитательный  процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики процесс воспитания - сознательно  организуемое взаимодействие педагогов  и воспитанников, организация и  стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими  социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).

Современная теория считает, что воспитание состоит  не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию  деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении  школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него. Выявить степень соответствия, помогает диагностика. Диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

95. Критерии  воспитанности

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные  показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности  условно можно подразделить:

1) на «жесткие»  - важные статистические показатели, в комплексе характеризующие  общий уровень воспитанности  молодежи;

2) «мягкие» - для  характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление  о ходе и результатах воспитательного  процесса, но не дают возможности  проникать вглубь.

Можно выделить две  группы критериев воспитанности:

1) содержательные - связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

2) оценочные - с  возможностью более или менее  точной фиксации интенсивности  проявления диагностируемого качества.

Можно выделить:

1) общие критерии  для диагностики конечных результатов  - достигнутого уровня воспитанности  личности или коллектива;

2) частные критерии - для анализа промежуточных результатов,  связанных с выработкой отдельных  свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся  на две группы:

1) связанные с  проявлением результатов воспитания  во внешней форме - суждениях,  оценках, поступках, действиях  личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

96. Проблемная  воспитывающая ситуация

Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно  созданная обстановка, в которой  воспитанник вынужден действовать  и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств.

В последнее десятилетие  передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих  ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Выделяются такие виды ситуаций:

1) проверочная;

2) воспитывающая;

3) контролирующая;

4) закрепляющая;

5) не предусмотренная воспитателем, но помогающая;

6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

97. Требования  к современным принципам воспитания

Принципы воспитательного  процесса (... воспитания) - это общие  исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного  процесса. Они отражают специфику  процесса воспитания, и, в отличие  от общих принципов педагогического  процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении  воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам  воспитания.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”