Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, шпаргалка
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие - «личность».
О личности мы судим по следующим признакам:
1) определенные
сформированные социальные
2) личность характеризуется
таким уровнем психического
Ученые единодушны
в том, что движущими силами в
самовоспитании личности являются определенные
противоречия. Механизм самовоспитания
имеет следующие особенности: воспитанник
выбирает цели жизни, идеалы в соответствии
с общественными критериями, готовит
себя к жизни в обществе, совершенствуется
в коллективной деятельности по улучшению
окружающего мира. Между указанными
факторами самовоспитания существуют
сложные взаимосвязи и
В своей работе А.И. Кочетов определяет параметры самовоспитания:
1) направленность, т. е. мотивы работы над собой;
2) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
3) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
4) эффективность
в формирование личности (выполняют
функции главные и
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.