Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Файлы: 1 файл

pedagog1.docx

— 151.56 Кб (Скачать)

Существует апробированная схема анализа воспитательного  дела, заключающаяся в последовательных ответах на вопросы:

1. Все ли позиция  подготовки и проведения воспитательного  дела нашли отражение в плане.

2. Отвечало ли  содержание программы намеченной  цели.

3. Отвечал ли  намеченной цели, задачам и требованиям  уровень организации.

4. Все ли запланированные  меры в достаточной степени  были подкреплены ресурсами.

5. Какие фрагменты,  части дела удались лучше, почему.

6. Выдержано ли  воспитательное дело во времени.

7. Кто и почему  срывал сроки.

8. Представляло  ли воспитательное дело систему  или же было набором мало  связанных между собой фрагментов  и частей.

9. Был ли эффект  новизны.

10. Отвечала ли  эмоциональная окраска воспитательного  дела его замыслу.

11. Удовлетворяет  ли качество дела, отношение к  нему участников, над какими вопросами  оно заставило их задуматься.

12. Какой оценки  заслуживает каждый член коллектива, принимавший учасгие в воспитательном деле.

13. Каким было  поведение участников.

14. Почему возникли  случаи отрицательной реакции  части учеников на те или иные педагогические действия.

15. Отчего нужно  отказаться.

16. Что нового  ввести в следующие воспитательные  дела.

115. Сущность  эстетических и экологических  воспитательных дел

Эстетические (художественные) дела - общее название дел, доминирующая цель которых - формирование эстетического  отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Главные задачи эстетического воспитания - формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим. Основной смысл экологических воспитательных дел - конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека - земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел.

116. Компьютерная  диагностика воспитанности

Диагностирование  воспитанности - это исследование классного  руководителя, которое дает ему информацию об уровне воспитанности классного  коллектива в целом и каждого  воспитанника в частности. Главная  задача воспитательного диагностирования - установление реального состояния сформированное моральных л социальных качеств учеников, определение критических и рискованных аспектов. На основе диагностирования разрабатываются стратегия и тактика управления воспитательным процессом, программа воспитательных дел. Диагностирование помогает определить, сколько времени и усилий понадобится классному руководителю для того, чтобы достичь заданного уровня сформированное определенных качеств.

Технология диагностирования воспитанности должна отвечать ряду важных требований. Она должна быть:

1) доступной для  массового применения воспитателями  всех уровней квалификации;

2) экономной - требовать минимума времени и усилий;

3) надежной - давать максимально обоснованные выводы;

4) информативной - результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;

5) наглядной - выводы фиксируются в виде графиков, сравнительных срезов, чтобы их можно было анализировать, сравнивать изменения, накапливать.

117. Общественное  воспитание

Под общественным воспитанием понимается воспитание, осуществляемое в системе «человек - человек», т. е. через непосредственные человеческие отношения, а также  специально учрежденными для этой цели общественными институтами - благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и т.п.

Иногда понятие  «общественное воспитание» сужается до отдельного направления воспитательной деятельности, например в семье, в  других случаях оно охватывает всю  общественную воспитательную систему, подчиняя себе даже школьное воспитание. Социальное воспитание обретает особую остроту в кризисные периоды  развития общества и служит средством  самозащиты людей, брошенных государством.

В развитых странах  мощная система общественного воспитания серьезно влияет на формирование важнейших  качеств у подрастающих поколений. Только в обществе могут быть сформированы у людей те качества, которые ни школа, ни семья в отдельности  сформировать не могут, - гражданственность, патриотизм, социальная активность, ответственность  и т.д.

118. Социальная  педагогика и социальный педагог

Социальная педагогика изучает проблемы общественного  воспитания. Ее предмет - закономерности влияния социальной среды на формирование личности. Внимательно присматривается  социальная педагогика к «группам риска», которые составляют люди, волею судеб оказавшиеся в сложных и критических условиях, - безработные, бомжи, наркоманы, пьяницы, проститутки, преступники, больные и т.д. Этим людям особенно нужна квалифицированная педагогическая помощь. Социальная педагогика изучает также особенности процессов воспитания в зрелом и пожилом возрасте. Интересуют ее и проблемы деловой карьеры, женского воспитания, организации досуга. Социальная педагогика ищет пути активного сотрудничества с церковью в духовном возвышении людей.

Работу социального  педагога с одинаковым правом можно  называть религиозным долгом, социальным призванием, профессией и бизнесом.

Социальные работники  сталкиваются с широким кругом проблем. Это алкоголизм, нарушение прав собственности, плохое обращение с детьми и т.д. Специализация по группам проблем  необходима, так как она позволяет  специалисту получить более глубокую подготовку.

В настоящее время  сферами практической работы считаются: семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, исправительные заведения. Это самый широкий подход к  специализации.

119. Содержание  семейного воспитания

Семейное воспитание - общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в  той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет, социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья - таково общество. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние семья оказывает на выбор будущей профессии. Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются:

1) физическое - основывается  на здоровом образе жизни и  включает правильную организацию  распорядка дня, занятия спортом,  закаливание организма и т.д.;

2) нравственное - стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

3) интеллектуальное - предполагает заинтересованное  участие родителей в обогащении  детей знаниями, формировании потребностей  их приобретения и постоянного  обновления;

4) эстетическое - призвано  развить таланты и дарования  детей или просто дать им  представление о прекрасном, существующем в жизни;

5) трудовое - закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь - поиск «легкой» жизни.

120. Общие  модели отношений в семьях

Можно выделить типичные модели отношений между взрослыми  и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие  детей. Детей в таких семьях  любят. Родители знают, чем  они интересуются, что их беспокоит.  Это наиболее благополучные для  воспитания семьи.

2. Отзывчивые семьи.  Отношения между взрослыми и  детьми нормальные, но существует  определенная дистанция, которую  ни родители, ни дети стараются  не нарушать. Родители сами решают, что нужно детям.

3. Материально ориентированные  семьи. В таких семьях главное  внимание уделяется материальному  благополучию. Детей в подобных  семьях с раннего возраста  приучают смотреть на жизнь  прагматически, во всем видеть  выгоду.

4. Враждебные семьи.  Детям здесь плохо. Неуважение  к ним, недоверие, слежка, телесные  наказания. Дети в таких семьях  растут скрытыми, недружелюбными, они  плохо относятся к родителям,  не ладят между собой и со  сверстниками, не любят школу,  могут уходить из семьи.

5. Антисоциальные  семьи. Это, скорее, не семьи,  а временные пристанища для  детей, которых здесь не ждали,  не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный  образ жизни. Влияние таких  семей крайне негативно.

121. Наиболее  распространенные стили родительского  отношения

В современной практике семейного воспитания довольно определенно  выделяются три стиля отношений: авторитарное, демократическое и  либеральное отношение родителей  к своим детям.

1. Авторитарный  стиль родителей в отношениях  с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью.  Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля.  У детей он вызывает чувство  страха, незащищенности.

2. Либеральный стиль  предполагает всепрощенчество, терпимость  в отношениях с детьми. Источником  является чрезмерная родительская  любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

3. Демократический  стиль характеризуется гибкостью.  Родители, мотивируя свои поступки  и требования, прислушиваются к  мнению детей, уважают их позиции,  развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают  родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

122. Общие  методы семейного воспитания

Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью  которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей  на сознание и поведение детей. Они  имеют свою специфику:

1) влияние на  ребенка индивидуальное, основанное  на конкретных поступках и  приспособлениях к личности;

2) выбор методов  зависит от педагогической культуры-родителей:  понимания целей воспитания, родительской  роли, представлений о ценностях,  стиля отношений в семье и  т.д.

Поэтому методы семейного  воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько  разновидностей методов. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1. Знание родителями  своих детей, их положительных  и отрицательных качеств: что  читают, чем интересуются, какие  поручения выполняют, какие трудности  испытывают и т.д.

2. Личный опыт  родителей, их авторитет, характер  отношений в семье, стремление  воспитывать личным примером  также сказывается на выборе  методов.

3. Если родители  отдают предпочтение совместной  деятельности, то обычно превалируют  практические методы.

4. Педагогическая  культура родителей оказывает  решающее влияние на выбор  методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях  педагогов, образованных людей  дети всегда лучше воспитаны.

123. Определение  непослушания и упрямства

Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и  младшем школьном возрасте форма  сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может  выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения  ребенка, в котором ярко проявляются  его активность, инициатива, изобретательность.

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие  от шалости озорник уже сознательно  нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя. Проступок - это  уже социально опасное явление. Основное отличие проступков от озорства - в их повторяемости и заблаговре менной продуманности. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением. Упрямство - психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое > действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы. Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обстановку требовательности, но вместе с тем и доброжелательности друг к другу. Ребенок не должен прибегать к психологической защите. Доброта и доверие к нему, обстановка творческой деловитости в семье - главные условия успешного преодоления упрямства.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”