Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Файлы: 1 файл

pedagog1.docx

— 151.56 Кб (Скачать)

19. Сущность  закона неравномерности развития

Практическая педагогика опирается на закономерности физического  развития:

1) в более молодом  возрасте физическое развитие  человека идет быстрее и интенсивнее;  по мере того как человек  становится старше, темп развития  замедляется;

2) физически ребенок  развивается неравномерно: в одни  периоды - быстрее, в другие - медленнее;

3) каждый орган  человеческого тела развивается  в своем темпе; в целом части  тела развиваются неравномерно  и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

1) между возрастом  человека и темпами духовного  развития проявляется обратно  пропорциональная зависимость: чем  ниже возраст, тем выше темп  духовного развития; с возрастом  темп духовного развития замедляется;

2) духовное развитие  людей протекает неравномерно;

3) существуют оптимальные  сроки для становления и роста  отдельных видов психической  деятельности и обусловленного  ими развития духовных качеств;

4) по мере развития  психика человека и его духовные  качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом  пластичность и возможность компенсации.

20. Особенности  воспитания детей младшего школьного  возраста (6—10 лет)

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст  связан с изменениями в его  деятельности, общении, отношениях с  другими людьми. Ведущей деятельностью  вместо игры становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка  с окружающими.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная  система, интенсивно развиваются функции  больших полушарий головного  мозга, усиливается аналитическая  и синтетическая функции коры. Быстро развивается и психика  ребенка. Повышается точность работы органов  чувств. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и в то же время остротой и  свежестью. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка  начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

Мышление у детей  начальной школы развивается  от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль учителя. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешнего четвероклассника насчитывает примерно 3500-4000 слов.

Большое значение в познавательной деятельности школьника  имеет память. Естественные возможности  школьника первой ступени очень  велики: его мозг обладает такой  пластичностью, которая позволяет  ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Однако ученики начальной  школы не умеют распорядиться  своей памятью и подчинить  ее задачам обучения.

21. Особенности  развития учеников среднего школьного  возраста (10-15 лет)

Средний школьный возраст - переходный от детства к  юности. Он характеризуется общим  подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В  этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Характерная  особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У  девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже - с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем  восприятие младшего школьника. Характерная  черта внимания ученика среднего школьного возраста - его специфическая  избирательность: интересные уроки  или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго  сосредоточиваться на одном материале  или явлении. На легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более  систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к  абстрактному мышлению.

22. Особенности  развития учеников старшего школьного  возраста (15-18 лет)

В этом возрасте в  основных чертах завершается физическое развитие человека. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его  высшего отдела - коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский  возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. У старшеклассников обычно ярко выраженное избирательное  отношение к учетным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных  черт нынешнего старшеклассника.

Нравственные и  социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует изменение характера  деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные  понятия, оценки, крепнут этические  убеждения. Появляется стремление выразить свою индивидуальность.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

23. Цели  и задачи умственного воспитания  в современной школе

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к  чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Сегодня главная цель средней  общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются  основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует  развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

- усвоение определенного  объема научных знаний;

- формирование  научного мировоззрения;

- развитие умственных  сил, способностей и дарований;

- развитие познавательных  интересов и формирование познавательной  активности;

- развитие потребности  постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

24. Задачи  физического воспитания

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая часть  почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке  у молодежи качеств, необходимых  для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического  воспитания следующие:

- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

- повышение умственной  и физической работоспособности;

- развитие и  совершенствование природных двигательных  качеств;

- развитие основных  двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

- воспитание нравственных  качеств (смелости, настойчивости,  решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

- формирование  потребности в постоянных занятиях  физкультурой и спортом;

- развитие стремления  быть здоровым, бодрым, доставлять  радость себе и окружающим.

25. Определение  трудового и политехнического  воспитания

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного  процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда  и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает  и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого  освоения мира, обретения опыта посильной  трудовой деятельности в различных  сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

26. Задачи  нравственного и эстетического  воспитания

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. В основе нравственного  воспитания подрастающего поколения  лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического  развития общества, так и новые  принципы и нормы, возникшие на современном  этапе развития общества.

Эстетическое (эмоциональное) воспитание – базовый компонент  цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно  можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы  приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения  в эстетическую деятельность. Задачи приобщения;

1) формирование  эстетических знаний и идеала;

2) воспитание эстетической  культуры;

3) формирование  эстетического отношения к действительности;

4) развитие эстетических  чувств;

5) приобщение человека  к прекрасному в жизни, природе, труде;

6) формирование  стремления быть прекрасным во  всем: в мыслях, поступках, делах,  внешнем виде.

27. Сущность  педагогической концепции прагматизма

Прагматизм –  философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии - Ч. Пирс и  У. Джемс.

Основные положения  этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную  активность учеников, развивать ее и стимулировать. Такая школа  может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни.

Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э.Келли, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. Неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей.

28. Сущность  неопозитивизма

Неопозитивизм - философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить  комплекс явлений, вызванных научно-технической  революцией. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется  «новым гуманизмом». Применительно  к некоторым его направлениям также употребляется термин «сциентизм». Виднейшие представители нового гуманизма и сциентизма - П. Хере, Дж. Вильсон, Р. С. Питере, Л. Кольберг и др. Главные положения педагогики неопозитивизма следующие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, так как социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми.

29. Сущность  экзистенциализма

Экзистенциализм - влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью  мира. Существование человека как  «Я» предшествует его сущности и  творит ее. Каждая личность уникальна. Каждый человек - носитель своей нравственности.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к  педагогической теории, к целям и  возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает; человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны  программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция - великие силы, помогающие воспитанникам  и их наставникам безошибочно  определять пути самореализации личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”