Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 00:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачёту по курсу «Современные образовательные технологии».

Файлы: 1 файл

Вопросы к зачёту по курсу.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Вопросы к зачёту по курсу «Современные образовательные  технологии»

на 2011/2012 учебный год

 

  1. Сущность педагогической технологии. Состав и структура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методики обучения и воспитания».
  2. Критерии технологичности образовательных процессов.
  3. Классификация образовательных технологий.
  4. Технология проектирования и конструирования педагогического процесса.
  5. Технология целеполагания.
  6. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
  7. Педагогика сотрудничества.
  8. Развивающее обучение: научное обоснование и практическая реализация.
  9. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
  10. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
  11. Технологии интерактивного обучения.
  12. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
  13. Технология проблемного обучения.
  14. Метод проектов. Технология проектного обучения.
  15. Игровые технологии. Функции игровой деятельности.
  16. Коллективный способ обучения.
  17. Технология опережающего обучения с использованием опорных схем (С.Н. Лысенкова).
  18. Технология программированного обучения. Принципы программированного обучения. Виды обучающих программ.
  19. Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе.
  20. Система развития творческих способностей И.П. Волкова.
  21. ТРИЗ – технология в педагогическом процессе (Г.С. Альтшуллер).
  22. Технология воспитания социального творчества, коллективное творческое воспитание и коллективное творческое дело (КТД) (И.П. Иванов).
  23. Технология мастерских.
  24. Технология эвристического образования.
  25. Информационные технологии обучения. «Проникающие» и «определяющие» информационные технологии обучения.
  26. Использование информационных технологий в образовании. Информационные монотехнологии (дистанционное, виртуальное, открытое, электронное обучение).
  27. Технологии разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса.
  28. Технологии сбережения и укрепления здоровья (валеологические технологии).
  29. Валеологическая модель воспитания (А.Г. Татарникова, М.И. Дроздова).
  30. Методическая работа в школе и формы её организации. Педагогический совет школы и технология его проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр. 15 /                    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма  занятий создается на уроках при  помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых  приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

              В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-  игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

           Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.         В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений

 

 

Вопр.16   Коллективным называют такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего ученика, активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной работе. Коллективная форма организации учебной работы - это общение обучаемых и обучающихся.

По В.К. Дьяченко, обучение есть общение  обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения:

  1. опосредованное общение через письменную речь (форма обучения – индивидуальная);
  2. общение в паре (форма обучения – парная, где один учит другого);
  3. групповое общение (форма обучения – групповая, где один одновременно учит многих);
  4. общение в парах сменного состава (форма обучения – коллективная, где каждый учит каждого).

Коллективный  способ обучения включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Преимуществом КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

А.Г. Ривин и В.К.Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, используя форму меняющихся (динамических) пар, в которой ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

КСО - это включение в учебный процесс  естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

Работа  организуется так, чтобы весь учебный  материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.

Концептуальные  положения КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

 

Специфика коллективных способов обучения

Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:Наличие сменных пар учащихся; Их взаимообучение; взаимоконтроль; взаимоуправление.

В основе КСО  лежат следующие дидактические принципы:

  • принцип завершенности обучения; интернационализация процесса обучения; дифференциации; всеобщего сотрудничества и взаимопомощи; разновозрастности и разноуровневости; разнообразия тем (заданий, формул); педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий; непрерывности и безотлагательности.

 

 

 

 

 

 

Вопр. 24 Технологии эврестического учения

Эвристи́ческое  обуче́ние — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

        Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).

  Под эвристическим обучением понимают:

форму обучения, например, эвристическую беседу; - метод обучения, например, метод мозгового штурма; - технологию творческого развития учащихся.

    Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

     Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

 

эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в  условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно.

В настоящее  время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристической технологии в образовательном процессе является одной из наиболее актуальных.

Вопр. 13   Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Е.Л.Мельникова  говорит, что «проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через  следующие этапы творчества:

1. Постановка  проблемы. 2.Поиск решения. 3. Выражение решения. 4.Реализация продукта и его оценивание.

 Она  выделяет  четыре уровня проблемного обучения:

1. Учитель сам  решает проблему при активном  слушании и обсуждении учениками.

2. Учитель ставит  проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её

3. Учащиеся ставят  проблему, учитель помогает её  решить 

4. Учащиеся сами  ставят проблему и сами её  решают.

       Приемы создания проблемных ситуаций:

- подвести школьников  к противоречию и предложить  им самим найти способ решения;

- изложить различные точки  зрения на один и тот же  вопрос;

- побудить учащихся делать  сравнения, обобщения, выводы  из ситуации, сопоставлять факты;

- ставить конкретные вопросы  на обобщение, обоснование, конкретизацию;

- определить проблемные теоретические и практические задания;

- ставить проблемные задачи (с недостающими, избыточными или  противоречивыми данными, с заведомо  допущенными ошибками)

    На проблемном  уроке создаются все условия  для проявления познавательной  активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Но с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

Самостоятельный поиск новой  информации.

Самостоятельная работа с  учебником.

Овладение навыком решения  задачи.

Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

Развитие личностных качеств.

Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

 

Вопр.21   ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера .Третье тысячелетие, в котором он описывает принципы педагогики будущего:

1. Педагогика должна быть  направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё.

2. Обучение начинается  в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается  в 13, 15, 16 лет.

3. Специализация происходит  сама собой. Выбор специальности  студент делает сам.

4. Обучение производится  с максимальной скоростью (принцип форсажа).

5. Программа  подготовки должна постоянно  обновляться и дополняться.

6. Учебные группы  должны быть малыми (четверки) для  учета индивидуальных особенностей  ребенка.

7. ТРИЗ-педагог  сам должен быть универсальной  творческой личностью. ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей  стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения  изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач

      Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

  Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников и школьников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр.22. 

Технология воспитания социального творчества – преемница методики коллективного творческого воспитания. Основная цель технологии социального творчества—воспитать общественно активную личность, способную к сотрудничеству с другими участниками коллективной деятельности, к индивидуальному и коллективному творчеству. Сущность этой технологии заключается в такой организации взаимодействия педагога и воспитанников, при которой они вместе планируют, организуют и осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную творческую деятельность.

Коллективное  творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

 Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики: - 1 предварительная работа; - 2 коллективное планирование КТД; - 3 коллективная подготовка КТД; - 4 проведение КТД; 5 - подведение итогов КТД; 6 - выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

 

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации  яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

Вопр.14       Метод проектирования. Технология проектного обучения.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции  проектного обучения:

1) в центре  внимания — учащийся, содействие  развитию его творческих способностей;

2) образовательный  процесс строится не в логике  учебного предмета, а в логике  деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный  темп работы над проектом обеспечивает  выход каждого учащегося на  свой уровень развития;

4) комплексный  подход в разработке учебных  проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное  усвоение базовых знаний обеспечивается  за счет универсального их  использования в разных ситуациях.

Системы действий преподавателя и  учащихся.  предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.

Возможные темы учебных проектов разнообразны как  и их объемы. Можно выделить по времени  три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени  для поиска материала, его анализа и т.д.

В образовательном  учреждении в условиях разновозрастных  коллективов можно делать 2 - 3 проекта  за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.

По истории  проектное обучение может быть построено  на идее создания альтернативных документов и т.п.

Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося

 

Вопр.23 Технология мастерских  Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школьников.

Концептуальные  соображения:

  • -На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем; -Процесс познания гораздо важнее, чем само знание; - Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления; -В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются; -«Все способны». Каждый ребенок способен ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития; -Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками; -Творческая деятельность – безоценочная деятельность; - Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор; - Мастер – для ученика, а не ученик для мастера; - Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск; - Мастер – садовник, выращивающий растение – ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

Алгоритм  мастерской:

- Первый этап  «Схватывание» (индуктор).

Создается эмоциональный  настрой, мотивирующий творческую деятельность.

- Второй этап – деконструкция.

Работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос- смешение слов, явлений, событий.

-Третий этап  – организующее ядро.

Мастер предлагает ученикам разнообразный материал в  виде предметов, объектов, текстов, таблиц, схем, фактических данных – все, что способно пробудит фантазию, мысль, позволяет по-новому взглянуть на давно известное.

Четвертый этап –Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Можно работать индивидуально, в паре, либо в группе.

Пятый этап –  Предъявление созданного продукта, наработок, идей, планов.

Шестой этап – В сделанное ранее вносятся исправления, дополнения. Происходит промежуточная  рефлексия, самокоррекция деятельности Седьмой этап – рефлексия.

Критический анализ полученного знания, обобщение чувств, возникших в мастерской

 

 

 

Вопр.25

Информационная  технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства (ПС), которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.

Компьютерная  технология может осуществляться в  следующих трех вариантах:

I – как “проникающая”  технология (применение компьютерного  обучения по отдельным темам,  разделам для отдельных дидактических  задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

Особенности методики

Компьютерные  средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться”  на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах  компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может  использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учиьтеля, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.



Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"