Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:59, реферат
Многие отечественные психологи занимались изучением проблемы влияния игры на умственное развитие ребенка-дошкольника. Л.С. Выготский отмечал: «Особенностью игровой деятельности детей является способность действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации. В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план. При этом у младших дошкольников – игровые действия с опорой на предметы-заместители выполняются очень развернуто, у старших же дошкольников они сокращены и обобщены, а игровой предмет заменяется словом»
Введение………………………………………………………………..
1.Роль игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста
1.1. Особенности умственного развития дошкольников…..............
1.2. Значение игры как средства умственного развития …………
2.Классификация основных видов игр для умственного развития детей дошкольного возраста
2.1. Дидактические игры………………………………………..
2.1.1. Игры для развития памяти……………………………………….
2.1.2. Игры для развития речи……………………………….
2.1.3. Игры для развития мышления……………………………
2.1.4.Игры для развития восприятия………..
2.1.5. Игры для развития воображения…………….
2.2 Сюжетно-ролевые игры…………………………………….
2.2.1. Строительные игры………………………………………..
Заключение…………………………………………………..
Список литературы…………………
Содержание
Введение………………………………………………………
1.Роль игры в
развитии умственных
1.1. Особенности
умственного развития
1.2. Значение игры
как средства умственного
2.Классификация
основных видов игр для
2.1. Дидактические игры………………………………………..
2.1.1. Игры для
развития памяти………………………………………
2.1.2. Игры для развития речи……………………………….
2.1.3. Игры для развития мышления……………………………
2.1.4.Игры для развития восприятия………..
2.1.5. Игры для развития воображения…………….
2.2 Сюжетно-ролевые игры…………………………………….
2.2.1. Строительные игры………………………………………..
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………
Введение
Один из самых
замечательных педагогических деятелей
современности В.А.
Сухомлинский доказывал,
что детство – это каждодневное
открытие той или иной стороны
окружающего мира. Он считал, что
детей необходимо знакомить с
каждым предметом окружающего мира
в его связях с другими; «открыть
его так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками
радуги» [14,22] и давать эти знаки
обязательно в игровой форме,
так как «без игры нет, и не может
быть полноценного умственного развития.
«Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается
Многие отечественные
1.1.Особенности умственного развития дошкольников.
Дошкольное детство – уникальный период в психическом развитии ребенка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребенка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Формируются не только такие свойства психики, которые определяют общий характер поведения, отношения к окружающему, а и те, что проектируются на будущее и проявляются в психических новообразованиях, которые достигаются к концу возрастного периода. Мировая психолого-педагогическая наука и передовая практика убедительно свидетельствуют о том, что в настоящее время очень дорого обходится пренебрежение возможностями именно младшего дошкольного детства расширять и углублять способность к образному познанию, т.е. «обогащать и максимально раскрывать те ценные качества, к которым детская природа наиболее благоприятна» [7,24]. При этом ведущую роль приобретает нацеленность на умственное развитие ребенка младшего преддошкольного возраста, которое, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, «нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовных облик, ведь об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию» [9,22]. Умственное развитие ребенка осуществляется посредством умственного воспитания – педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) – совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций. При этом свойствами ума выступают быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта и креативность.
В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу-воспитателю необходимо знать, что имеется две точки зрения на природу умственного развития ребенка. Согласно одной, интеллект, умственные способности данные от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. Ж. Пиаже, посвятивший исследованию мышления ребенка большое количество экспериментальных исследований, характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависят все остальные, как «познавательный эгоцентризм». Под этой особенностью Пиаже понимает недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство. Проблеме «познавательного эгоцентризма», возможности его преодоления и перехода мышления на более высокую ступень развития посвящено довольно много разнообразных исследований.
Согласно другой
концепции, умственные силы на
генетической основе
1.2 Значение игры как средства умственного развития
Дошкольный возраст
Игра – это важнейший вид детской деятельности,
в которой происходит формирование
В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное
педагогического руководства игрой в
П.Я. Гальперин выделял
- этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях;
- этап формирования того же действия в плане громкой речи;
- этап формирования собственно умственного действия.
Эти этапы могут быть названы этапами функционального
Таким образом, игра – один из тех видов детской
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании интеллектуальной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижение поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения все более обобщенных игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных, максимально сходных с практическими.
Во-первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность – воображаемая ситуация.
Во-вторых, игра, отображая хорошо
знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию,
невольно заходит в тупик. Вместе с тем
С точки зрения отмеченных выше теоретических
соображений, важна роль игры в умственном
развитии объясняется тем, что она
вооружает дошкольника
Информация о работе Роль игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста