Среди огромного количества игр
для умственного развития детей младшего дошкольного возраста
самую большую группу занимают дидактические игры – многоплановое,
сложное педагогическое явление, которое является
и игровым методом, и формой обучения детей,
и самостоятельной игровой деятельностью,
и средством всестороннего развития личности
ребенка.
Если говорить об умственном воспитании младших дошкольников
посредством дидактической игры, то нужно
отметить, что многие дидактические игры
ставят перед ними задачу рационального
использования имеющихся знаний в мыслительных
операциях: находить характерные признаки
в предметах и явлениях окружающего мира,
сравнивать, группировать, классифицировать
предметы по определенным признакам, делать
правильные выводы, обобщения, что способствует
развитию основных умственных процессов
ребенка: мышления, памяти, воображения
и т.д. С помощью дидактических игр воспитатель
приучает детей самостоятельно мыслить,
использовать полученные знания в разных
условиях в соответствии с поставленной
задачей.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется
словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается
связная речь, и умение выражать свои мысли.
Дидактические задачи многих игр составлены
так, чтобы научить младших дошкольников
самостоятельно составлять рассказы о
предметах и явлениях. Некоторые игры
требуют от детей активного использования
родовых и видовых понятий, нахождение
синонимов, антонимов, слов сходных по
звучанию и т.п., что также способствует
интенсивному умственному развитию.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо
обнаруживается структура, т.е. основные элементы,
характеризующие игру как форму обучения и
игровую деятельность одновременно. В
ней содержатся все структурные элементы
(части), характерные для игровой деятельности
детей: замысел (задача), правила (содержание),
игровые действия, результат.
Один из основных элементов такой игры – дидактическая
задача, которая подчеркивает обучающийся
характер игровых действий, направленность
их содержание на развитие умственной
деятельности детей. В отличие от прямой
поставки задачи на занятиях в дидактической
игре она возникает и как игровая задача
самого ребенка. Важное значение постановки
задачи в дидактической игре состоит в
том, что она развивает самостоятельность
и активность мышления и речи у детей.
Например, в одной из игр для младшей группы детского сада
«Раскроем тайну волшебных колпачков» воспитатель
ставит задачу учить детей рассказывать
о предмете, развивать связанную речь.
Игровая задача – узнать, что под колпачком.
В случае правильного решения ребенок
получает поощрительный значок. Педагог
в качестве участника игры поднимает первый
колпачок и, рассказывая о находящейся
под ним игрушке (например, матрешке), дает
образец ее описания. Если играющий ребенок
затрудняется дать такое описание или
указывает мало признаков, воспитатель
говорит: «А колпачок, который поднял Вова,
сказал, что Вова еще мало рассказал о
том, что колпачок прятал». Игровая задача
иногда заложена в самом названии игры:
«Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто
в каком домике живет» и т.п. Интерес к
ней, стремление выполнить ее активизируется
игровыми действиями. Чем они разнообразнее
и содержательнее, тем интереснее для
детей сама игра и тем успешнее решаются
игровые задачи умственного развития
ребенка. Одним из важных составных элементов
дидактической игры являются также правила
игры. Их содержание и направленность
обусловлены общими задачами формирования
личности ребенка и коллектива детей,
познавательным содержанием, игровыми
задачами и игровыми действиями в их развитии
и обогащении. В дидактической игре правила
являются заданными. Они имеют обучающий,
организационный, формирующий характер,
и чаще всего разнообразно сочетаются
между собой. Обучающие правила помогают
раскрывать перед детьми, что и как делать,
они соотносятся с игровыми действиями,
раскрывают способ их действий. Правила
активизируют умственную деятельность
детей, ведь им необходимо что-то рассмотреть,
подумать, сравнить, найти способ решение
поставленной игрой задачи.
Развитие интереса к дидактическим
играм, формирование игровой деятельности
у более старших детей (от 4-х до 5-ти лет) достигается
тем, что
воспитатель ставит
перед ними усложняющиеся задачи, не спешит
подсказывать игровые действия. Игровая
и умственная деятельность дошкольников
становиться при этом более осознанной,
она в большей мере направлена на достижение
результата, а не на сам процесс. Следует
учитывать, что в дидактической игре необходимо
правильное сочетание наглядности, слова
воспитателя и действия самих детей с
игрушками, игровыми пособиями, предметами,
картинками и т.д. К наглядности относятся:
1) предметы, которыми играют дети и которые
составляют материальный центр игры; 2)
картинки, изображающие предметы и действия
с ними, отчетливо выделяющие назначение,
основные признаки предметов, свойства
материалов; 3) наглядный показ, пояснение
словами игровых действий и выполнение
игровых правил.
Развитие игры во многом определяется
темпом умственной активности детей, большей
или меньшей успешностью выполнения игровых
действий, уровнем усвоения правил, их
эмоциональными переживаниями, степенью
увлеченности. В дидактической игре всегда
имеется возможность неожиданного расширения
и обогащения ее замысла в связи с проявленной
детьми инициативой, вопросами, предложениями,
что также способствует их умственному
развитию. Заканчивая игру, педагог должен
вызвать у детей интерес к ее продолжению,
создать радостную перспективу. Обычно
он говорит: «В следующий раз будем играть
еще лучше» или: «Новая игра будет еще
интереснее». В дальнейшем воспитатель
разрабатывает варианты знакомых детям
игр и создает новые – полезные и увлекательные.
Все дидактические игры, направлены на
умственное развитие детей младшего дошкольного
возраста, можно разделить на 5 обширных
групп: игры для развития памяти, игры
для развития речи, игры для развития мышления,
игры для развития восприятия и игры для
развития воображения, т.е. игры, направленные
на развитие основных мыслительных процессов
ребенка.
2.1.1 Игры
для развития памяти
В возрасте 3-5 лет память
ребенка является центральной функцией,
которая определяет остальные психические
процессы. Мыслить ребенка в этом возрасте
– значит вспоминать, то есть опираться
на свой прежний опыт или видоизменять
его. Благодаря очень хорошей памяти ребенок
приобретает способность действовать
в плане общих представлений. Если раньше
ребенок был под властью конкретной ситуации,
то теперь его мышление перестает быть
наглядно-действенным. Малыш становится
способен устанавливать простые причинно-следственные
связи между событиями и явлениями, даже
если они не получены в непосредственном
чувственном опыте. У ребенка появляются
способность и стремление как-то объяснить
и упорядочить для себя окружающий мир.
Следует учесть, что память у ребенка в
этом возрасте непроизвольна: он не ставит
перед собой цели что-то запомнить. Запоминание
происходит легко и естественно. Для развития
произвольного запоминания очень эффективны
игры на близком ребенку материале детских
сказок. Если при обучении малыша выделить
сюжет сказки, ее основных героев, их взаимоотношения,
ключевые моменты, то ребенок овладевает
способами произвольного запоминания.
Так, например, можно купить две одинаковые
книжки с одной сказкой, в которых на каждой
странице есть иллюстрации к сюжету сказки,
и сделать карточки. Затем необходимо
поставить перед ребенком дидактическую
задачу – попросить рассказать сказку
дальше по одной из карточек, пусть он
восстановит, что было до описанного события.
Опираясь на карточки, ребенок сможет
научиться абстрагироваться от всей сказки
и выделять отдельные моменты, а потом
по ним восстанавливать весь сюжет. Игры
с карточками позволят развить не только
память ребенка, но и воображение, речь,
мышление.
Игры
на развитие речи
Развитие речи у детей 3-5
лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3-м годам
почти усваивает родной язык. Активный словарь малышей от
3-х до 4-х лет растет буквально не по дням,
а по часам, примерно до 100 новых слов за
месяц. К пяти годам словарный запас превышает
2000 слов.
Так же быстро улучшается и
звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.
Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого
развития: одни к 3-м годам часто и правильно
произносят слова, другие говорят недостаточно
отчетливо, неправильно произносят отдельные
звуки. Наиболее же типичными ошибками
являются пропуск и замена звуков, перестановка
звуков и слогов, нарушение слоговой структуры
(сокращение слов – тамва вместо трамвай,
неправильное ударение и т.д.). Эти нарушения
в основном временные и в ходе правильного
речевого развития к 5-ти годам постепенно
исчезают. В возрасте 4-х-5-ти лет ребенок
может пересказать услышанную сказку,
описать картину, понятно для окружающих
передать свои впечатления об увиденном.
В этом возрасте младший дошкольник уже
способен понимать пассивные конструкции,
легко использует и применяет прошедшее
и будущее время глагола. Он как никогда
усваивает правила грамматики и запоминает
буквы, пытается писать и читать их. При
правильной организации обучения ребенка
грамоте он способен легко и быстро научиться
выполнять эти действия. Чтобы выработать
хорошую дикцию у ребенка, обеспечить
четкое и благозвучное произношение, воспитателям
и родителям необходимо уделить особое
внимание дидактическим играм для развития
речевого дыхания и фонематического слуха,
а также играм, воздействующим на центры
речи. Играя с ребенком, следует правильно
произносить звуки в слове, обращая внимание
малыша на правильное произношение.
2.1.3 Игры для развития
мышления
При формировании
игровых умений и навыков, направленных
на развитие мышления младшего
дошкольника необходимо учитывать,
что мышление трехлетнего ребенка
является наглядно- действенным:
малыш решает задачу путем непосредственного
действия с предметами. Это проявляется
в решении простых задач по конструированию,
т.е. конструированию по образцу. Ребенок
повторяет постройку из 2- 3-х деталей разной
формы, выполненную взрослым.
До 4-х лет
умственное развитие малыша, его
познание внешнего мира происходит
через практические действия
с предметами. Ребенку необходимо
обязательно потрогать предмет,
чтобы понять его.
На пятом году
некоторые задачи ребенок уже
может решать в уме, опираясь
на образное представление. Средством
решения задач становится не
действие, а образ, мышление приобретает
наглядно- образный характер. К этому
времени для развития интеллекта
малыша родителям необходимо
предоставить ему путем формирования
игровых умений и навыков возможность
приобрести опыт манипуляции
с различными предметами, обеспечить
знаниями о различиях между
предметами (цвет, форма, размер и
т.д.). Исследуя предметы, их строение
и взаимодействие друг с другом,
малыш пытается сформировать
целостное представление об окружающем
его мире. Таким образом, интеллектуальное
развитие ребенка выражается
в формировании представлений
о мире в виде наглядных
образов как едином целом. Таким
образом, игры для развития мышления младших
дошкольников должны быть направлены
на:
- выделение существенных признаков предмета;
- синтез различных признаков в целое представление о предмете;
- сравнение разных предметов и выявление различий в них;
- осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими.
2.1.4 Игры для развития
восприятия
Восприятие младшего
дошкольника трех- пяти лет становится
все более осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. Ребенок может подолгу,
не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать,
искать.
В этом возрасте
на развитие восприятия очень
большое влияние оказывает развитие
речи и мышления. Начиная активно
использовать названия свойств,
признаков, состояний предметов
и явлений, ребенок тем самым
выделяет для себя эти характеристики.
Обозначив предмет словом, он
отделяет тем самым его от
других предметов. С помощью
интеллектуальных усилий по изучению
свойств и состояний предметов,
отношений между ними, выявлению
связей и действий с ними малыш начинает
видеть и понимать реальные отношения
между предметами.
Развивающие
игры для этого возраста включают
обучение ребенка выявлять и
учитывать в своих действиях
свойства предметов, умению использовать
условные заменители вещей, строить
и использовать наглядные пространственные
модели (планы, схемы, чертежи).
Замечательно
развивают восприятие игровые
загадки (см. Приложение 4). Пытаясь отгадать
загадку, ребенок начинает искать в окружающих
предметах свойства, описанные в ней. Например:
«Два брюха, четыре уха» (подушка); «Летом
серый, а зимой белый» (заяц). Следует всячески
поощрять желание ребенка самому составлять
загадки.
По мере усложнения
психики и развития психических
процессов происходит их переплетение
и взаимовлияние друг на друга.
Так, загадывая и отгадывая загадки,
ребенок одновременно развивает восприятие,
внимание, творческое мышление, речь.
Игры для развития
воображения
Воображение ребенка
с самого начала его формирования
имеет две основные функции –
познавательную и аффективную.
Основная задача
познавательного воображения –
воссоздание объективной реальности,
«достраивание» целостной картины
мира, получение новых впечатлений.
С помощью воображения ребенок
может творчески овладеть схемами
и смыслами человеческих действий,
«достраивать» целостный образ
какого- либо события или явления.
Аффективная
функция воображения направлена
на утверждение и защиту своего
«Я». Она проявляется, во-первых,
через многократное проигрывание травмирующих
воздействий или ситуаций: малыш как бы
отстраняется от них, начинает видеть
их со стороны. Во-вторых, ребенок создает
воображаемую ситуацию, в которой он чувствует
себя сильным, смелым, всемогущим. Своего
апогея аффективное воображение достигает
к 4-м годам. В 4-5 лет число необузданных
фантазий, детских страхов снижается.
Доминирующее значение начинает приобретать
познавательное воображение при выполнении
различных игровых задач (см. Приложение
5).
Во время выработки
игровых умений и навыков у
младших дошкольников, необходимо
учитывать, что в 4-5 лет основной
фазой в развитии ребенка является
следование образцам. Как ранее
одно - двухлетний ребенок при
осваивании, какого- либо игрового движения
мог многократно его повторять и постепенно
овладевал правильными движениями, так
и теперь малыш воспроизводит одни и те
же игровые действия, склонен многократно
рисовать шаблонные графические схемы.
В воображение малыша начинает включаться
процесс планирования. Если раньше фантазии
ребенка были неуправляемыми, он не мог
предсказать, что получится, и лишь потом
объяснял результат своей деятельности,
то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии
разделить свою деятельность на этапы:
он
может спланировать
один шаг своих действий, выполнить его,
оценить результат, а затем приступить к
следующему этапу.
2.2.Сюжетно – ролевые
игры
Согласно теоретическим
познаниям отечественной психологии ведущей
деятельностью младшего дошкольника является
ролевая игра. Именно в ней складываются
и наиболее эффективно развиваются главные
новообразования этого возраста: творческое
воображение, образное мышление, самосознание
и пр. Специальное исследование, проведенное
отечественными и зарубежными учеными,
позволило установить, что для умственного
развития личности ребенка – дошкольника
и появления у него важнейших психических
новообразований, характерных для его
возраста особое значение имеют игровые
умения и навыки, формирующиеся в процессе
сюжетно – ролевой игры.
Во-первых, потому
что именно этот вид игры позволяет ребенку
почувствовать себя самостоятельным,
инициативным, «взрослым» и значительным
именно в игре, когда действуешь «понарошку»;
можно «принять гостей», «отремонтировать
машину» и «сделать» многое другое из
того, что в реальности жизни для ребенка
недоступно, но очень привлекательно.
Во-вторых, потому
что игра способствует развитию
воображения ребенка. В игре
дети создают вымышленные ситуации,
легко перевоплощаются в животных,
сказочных персонажей. Именно поэтому,
по мнению известного отечественного
психолога С.Л. Рубенштейн, игровую
деятельность дошкольника можно сравнить
лишь с «очарованием высших форм творчества»
[13, 58]. Ребенок многое «имеет в виду», держит
в плане воображения. За счет этого происходит
замещение, увеличивается число символических действий,
что является чрезвычайно важным для его
умственного развития. В отечественной
и зарубежной психологии и педагогике
разработано бесчисленное количество
сюжетно - ролевых игр, нацеленных на умственное
развитие младшего дошкольника (см. Приложение
6). Основной особенностью таких игр является
наличие в них воображаемой ситуации:
действие определяется мыслью, а не вещью,
однако, мысль в игре еще нуждается в опоре,
поэтому часто одна вещь заменяется другой,
которая позволяет осуществить требуемое
по смыслу действие. Воображаемая ситуация
складывается из сюжета и ролей, которые
принимают на себя дети в ходе игры, включает
своеобразное использование вещей и предметов.
В младших группах детского сада у детей
уже сформированы основные игровые умения,
позволяющие им развертывать в процессе
игры ряд взаимосвязанных условных предметных
действий, относить их к определенному
персонажу (роли). Психологами и педагогами
установлено, что в процессе сюжетно –
ролевой игры у младшего дошкольника развивается
способность к воображению и образному
мышлению. Это происходит благодаря тому,
что в игре ребенок воссоздает интересующие
его сферы жизни с помощью условных действий.
Сначала это действия с игрушками, замещающими
настоящие вещи, а затем – изобразительные,
речевые воображаемые действия (совершаемые
во внутреннем плане, в «уме»). В сюжетно-ролевой
игре знания детей не только уточняются
и расширяются, но и качественно изменяются,
приобретают социальный и обобщенный
характер. Поэтому отечественные ученые
характеризуют игру как форму практического
познания окружающей действительности,
как способ перехода от незнания к знанию
[16,117]. Руководство этим видом игр требует
большого мастерства и педагогического
такта. Воспитатель должен направлять
игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный
и творческий характер игровой деятельности
детей, непосредственность переживаний,
веру в правду игры. Педагог влияет на
игровой замысел и его развитие, обогащая
содержание жизни детей: расширяет их
представление о труде и быте взрослых,
о взаимоотношениях людей и тем самым
конкретизирует содержание той или иной
игровой роли. Все эти способы не прямо
воздействуют на игру, а направлены на
все более глубокое раскрытие тех источников,
из которых дети черпают ее содержание,
на обогащение их интеллектуального и
духовного мира.