Роль игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:59, реферат

Краткое описание

Многие отечественные психологи занимались изучением проблемы влияния игры на умственное развитие ребенка-дошкольника. Л.С. Выготский отмечал: «Особенностью игровой деятельности детей является способность действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации. В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план. При этом у младших дошкольников – игровые действия с опорой на предметы-заместители выполняются очень развернуто, у старших же дошкольников они сокращены и обобщены, а игровой предмет заменяется словом»

Оглавление

Введение………………………………………………………………..
1.Роль игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста
1.1. Особенности умственного развития дошкольников…..............
1.2. Значение игры как средства умственного развития …………
2.Классификация основных видов игр для умственного развития детей дошкольного возраста
2.1. Дидактические игры………………………………………..
2.1.1. Игры для развития памяти……………………………………….
2.1.2. Игры для развития речи……………………………….
2.1.3. Игры для развития мышления……………………………
2.1.4.Игры для развития восприятия………..
2.1.5. Игры для развития воображения…………….
2.2 Сюжетно-ролевые игры…………………………………….
2.2.1. Строительные игры………………………………………..

Заключение…………………………………………………..
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

мой реферат по психологии умств.разв..docx

— 45.36 Кб (Скачать)

2.2.1 Строительные игры       

 Строительная игра – это такая деятельность младших дошкольников, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы и постройки, копируя их, но и привносят свое индивидуальное решение конструктивных задач. В группах детского сада дети возводят простейшие постройки из кубиков, песка, глины, камешков, шишек, веток и т.д. В старших группах дети в течении длительного времени возводят уже довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики, например, строят театр из разнообразных геометрических тел и подручного материала, а потом играют в артистов, или строя пароход, а затем играют в моряков. Воспитанное влияние строительных игр для умственного развития дошкольников заключено в идейном содержании отражаемых в них явлениях, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрощении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие ребенка определяется тем, что в замысле, содержаний строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления дошкольника.  В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарем, выражающим название геометрических тел, пространственными отношениями: высоко-низко, направо-налево, вверх-вниз, длинный-короткий, широкий-узкий, выше-ниже, длиннее-короче и т.п. Руководство воспитателя строительной игрой заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее – соединяющиеся доски, пластины. По размерам кубики и кирпичики должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьется координация движения рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу, на участке. В процессе прививания игровых умений и навыков в игре со строительным материалом необходимо придать ей содержательный характер. Окружающий детей мир еще сложен для них. Поэтому воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Возведение различных построек при помощи игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки – дворики, заборчики и организуют на этой основе игры. У дошкольников еще нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку – маленькую куколку, говорит, сто она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трех кубиков он тут же делает стульчик. Ребенку воспитатель дает коробку – ящичек, в котором находятся игрушки – кукла, маленький медвежонок и строительный материал – кубики, кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность игровых приемов и действий, учит детей ставить кубики аккуратно, поощряет старание детей и выражает радость при их успехах.       

 Руководство  строительной игрой младших дошкольников  в большей мере направлено  на сочетание интеллектуальной  и практической деятельности. Воспитатель  учит их обдумывать предстоящие  игровые действия, сравнивать одно  с другим, развивает сообразительность,  поощряет догадку, побуждает претворять  в жизнь принятое решение. 

 

Заключение       

 Подводя проведенного  нами исследования, мы считаем,  что игровые умения и навыки  являются ценным средством воспитания  умственной активности младших  дошкольников, игра активизирует  психические процессы, вызывает  у учащихся живой интерес к  процессу познания. В ней дети  охотно преодолевают значительные  трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой  учебный материал увлекательным,  вызывает у детей глубокое  удовлетворение, создает радостное  рабочее настроение, облегчает процесс  усвоения знаний. В дошкольном  возрасте посредством игры ребенок  наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем  или иным признакам, производит  доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Действуя с  предметами-заместителями, ребенок  начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия  сокращаются, и ребенок начинает  действовать во внутреннем, умственном  плане. Очень важно создать  в игре условия умственной  активности всех деятелей. Дети  очень любят, когда с ними  играет педагог. Он всегда должен  помнить, что очень важный момент  в игре – преодоление препятствий,  достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивают умственные способности младших дошкольников.      

 С учетом всего вышеизложенного  можно отметить, что умственное  развитие младших дошкольников  будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе, учета возрастных и психологических особенностей

детей, а также создания комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой интеллектуальной личности.                                               

   

 Список  литературы

  1. Брунер Дж. Значение игры для интеллектуального развития ребенка. – Минск: Амнибус, 2001 .
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2004. - №6.
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Гальперин П.Я. Умственное развитие дошкольников в игре // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1.
  5. Дошкольная педагогика и психология // Под ред. Логиновой В.И. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 2003
  7. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. – М.: Педагогика, 1999.
  8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста // Под ред. Венгер Л.А. – М.: Владос, 2006.
  9. Леонтьев А.Н. Роль игры в воспитании. – М.: Новая школа, 2001.
  10. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Экспо-пресс, 2000.
  11. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1999.
  12. Поддъяков Н.Н., Михайленко Н.Я.. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект // Школьный психолог. – 2005. - №7.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Академия, 2004.
  14. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 2001.
  15. Тимофеева Л.Э., Онучин А.А. Роль игры в умственном развитии дошкольника // Вопросы психологии – 2003. - №1.
  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – СПб.: Питер, 1998.

Информация о работе Роль игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста