Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается?

Оглавление

1.Как появляется игра?…………………………………………….3
2.Психологическое значение игры ……………………………….4
3.Психологические вопросы дошкольной игры ………………..5
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольника……………..7
5.Главный воспитатель дошкольника – игра...……………….10
6.Заключение………………………………………………………..12
7.Библиография…………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ1.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОТКРЫТЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА 
 
 

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

Контрольная работа по возрастной психологии

''Роль  игровой деятельности в психическом  развитии дошкольника''

 
 
 
 

                                                            

                                                            

                                                             

                                                             

                          Выполнила:

                                                                 Студентка 3/3 курса(2 потока)

                        группа №2

                                 Петрушина Е.А. 
 
 
 
 
 
 

Москва 2005

ПЛАН
 
 

1.Как  появляется игра?…………………………………………….3 

2.Психологическое  значение игры  ……………………………….4 

3.Психологические  вопросы дошкольной  игры ………………..5 

4.Игра  как ведущая деятельность  у дошкольника……………..7 

5.Главный  воспитатель  дошкольника  – игра...……………….10 

6.Заключение………………………………………………………..12 

7.Библиография…………………………………………………….13

1.Как  появляется игра? 

Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Игра настолько  присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается?

Детская игра – один из сложных теоретических  вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации  жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны и потому что понять природу детской игры – это значит понять природу самого человека.

«Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений». (Д.Б.Эльконин)

Как же возникла детская игра? Ответить на этот вопрос непросто. Оказалось, что  необходимо понять, что же такое  человеческое детство? Когда появилось детство и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?

В обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры, ребенок  рано включался в производительный труд взрослых. Дети жили со взрослыми  общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание детей. Основная задача воспитания – сделать детей участниками производительного общественного труда. А основное средство воспитания – непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то детства не было, не было и игры.

Итак, детство  существовало не всегда. О возникновении  детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного  включения детей в производительный труд взрослых.

Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.

Вместе  с постепенным усложнением форм производства происходит новое распределение  трудовых обязанностей. Дети перестают  принимать непосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать свою результативную производительную функцию. Игровые действия приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры-соревнования, игры с правилами. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производственных отношений приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд осложняется, возникает производство специальных предметов для детей. Причем теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общих зрительно-двигательных и других координаций. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра. Возникновение игры связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе. 

2.Психологическое  значение игры 

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем  следы действительной жизни, в которую  он не мог еще войти по сложности  ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». 

Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Мало того, игра присуща не только человеку – играет и животный детеныш. Следовательно, этот факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна, имеет какое-то специально биологическое назначение, иначе она не могла бы существовать, получить такое широкое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры, пытавших разгадать эту мысль. Одна из них сводила игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе, которая не находит себе выхода и употребления на естественные надобности. Эта теория видит в игре не случайную прихоть, забаву, но важную жизненную необходимость. 

Американский  философ Герберт Спенсер считал, что игра является способом изживания накопившейся у ребенка энергии, которую некуда больше девать, потому что от деятельности по удовлетворению своих потребностей он освобожден взрослыми.

Другая  теория, которая усматривает биологическую  полезность игры в том, что она  – как бы естественная школа воспитания.

Бюллер считал, что к игре понуждает удовольствие, которое организм получает от своего функционирования. Гросс утверждал, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности. Дьюи доказывал, что игра представляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов, подражания и научения.

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд полагал, что игра – это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний.

Советский психолог Л.С.Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Некоторые психологи считали, что корень игры – просто инстинкт подражания, а другие видели в ней способ освоения ребенком реальности.  

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем, убеганием и т.д., связан  с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры. Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.

Ни одна игра не повторяет с точностью  другую, но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз новых и новых решений.

При этом надо иметь в виду, что такая  игра является величайшей школой социального  опыта.

В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Последняя особенность игры – подчиняя все  поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды.

Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная  известным правилам система поведения  или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. 

3.Психологические  вопросы дошкольной  игры 

Игра  по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место. Нет нужды  доказывать, что она имеет большое  значение для всего хода развития детей в дошкольном возрасте. Можно  указать два ряда фактов, подтверждающих это положение.                    

Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры для развития психических процессов.

З.М.Истомина  подвергла  специальному  исследованию  процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследования показало, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобы задача нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшего дошкольного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли бы предпосылки для развития процессов произвольного запоминания. З.В.Мануйленко в специальном экспериментальном исследовании убедительно показала, что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

Наконец, исследованиями А.В.Запоорожца и Я.З.Немерович, посвященными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшее отношение к формированию истории ребенка дошкольного возраста.

Второй  ряд фактов относится к сравнительному исследованию игры у детей, стоящих  на различных уровнях интеллектуального  развития.

Оба ряда фактов с убедительностью показывают, что игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены, как например, воображение, мышление, но и для таких, которые в ней непосредственно могут не принимать участия или во всяком случае связаны с ней косвенно, например память.

В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом.

Раскрытие психологической природы дошкольной детской игры заключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологическое  развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышления, воображения, восприятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более существенные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и сознания ребенка.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью  ребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.

Информация о работе Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника