Роль потребностей и мотивов в развитии деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:42, реферат

Краткое описание

Успешность во многих видах деятельности требует огромной затраты физических и психических сил. Возможность к их проявлению в большой степени зависит от таких психологических образований, как мотивы и потребности. Мотивационная сфера является сложнейшим психологическим образованием. Входящие в нее мотивы различаются не только по содержанию, но и по уровню осознанности, устойчивости. Кроме того, мотивы и потребности тесно связаны с направленностью личности человека в целом. Изучение мотивов и потребностей является актуальным для развития представлений о том или ином виде деятельности, и успешности в ней, поскольку позволяет предвидеть наиболее вероятную структуру мотивации человека при занятии этим видом деятельности, а соответственно его возможности к затрате сил и предполагаемую эффективность этой деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.Потребности как внутренние побудители активности человека
2. Сила мотива и эффективность деятельности
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 36.27 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЁЖИ И СПОРТА                   

                                                    УКРАИНЫ

             МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 

                                                   РЕФЕРАТ

                                    По дисциплине «Психология»

    РОЛЬ  ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ В РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 

                                                                                       Подготовила:

                                                                                       Студентка 2 курса

                                                                                       Специальности исторя

                                                                                       Фёдорова Ю.Ю.

                                                                                          Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Мариуполь-2011

    ПЛАН 

    ВВЕДЕНИЕ

    1.Потребности как внутренние побудители активности человека

    2. Сила мотива и эффективность  деятельности

    ВЫВОД

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Успешность во многих видах деятельности требует огромной затраты физических и психических сил. Возможность к их проявлению в большой степени зависит от таких психологических образований, как мотивы и потребности. Мотивационная сфера является сложнейшим психологическим образованием. Входящие в нее мотивы различаются не только по содержанию, но и по уровню осознанности, устойчивости. Кроме того, мотивы и потребности тесно связаны с направленностью личности человека в целом. Изучение мотивов и потребностей является актуальным для развития представлений о том или ином виде деятельности, и успешности в ней, поскольку позволяет предвидеть наиболее вероятную структуру мотивации человека при занятии этим видом деятельности, а соответственно его возможности к затрате сил и предполагаемую эффективность этой деятельности.

    Объект исследования: мотивация,как система процессов отвечающая за побуждение деятельности,потребность,как «единица» мотивации.

    Предмет исследования: особенности связи  потребности и мотивации с человеческой деятельностю,роль мотивации и потребностей в поведении человаека.

      Оптимальное определение потребности дано в "Философском энциклопедическом  словаре" . "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" . В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

      Основные  проблемы анализа потребностей состоят  в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Потребности как внутренние побудители активности человека 

    Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания  жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся  на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые  носят исторический характер, зависят  от уровня экономики и культуры.

    Осознанные  обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают  как их интересы. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с уровнем развития личности и её включением в различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основе которой витальные, а последующие ее уровни - социальные потребности, высшее проявление которых - потребности в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности. За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами.

    Физиологические потребности – самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей, они обладают самой большой движущей силой по сравнению со всеми прочими потребностями. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. При доминировании физиологических позывов, остальные потребности могут не ощущаться человеком.

    После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни  индивидуума занимают потребности  безопасности (в стабильности; в  зависимости; в защите; в свободе  от страха, тревоги и хаоса; потребность  в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности). Подобно физиологическим  потребностям, эти желания также  могут доминировать в организме, узурпировать право на организацию  поведения, подчинив своей воле все  возможности организма и нацелив  их на достижение безопасности, и в  этом случае организм рассматривается  как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим  позывом, рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума  в данной ситуации превращаются в  орудие обеспечения безопасности.

    Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как  правило, удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлажено функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. Точно так же, как насытившийся человек уже не испытывает голода, человек, живущий в безопасном обществе, не чувствует угрозы.

    Для того, чтобы наблюдать потребности данного уровня в их активном состоянии, нам приходится обращаться к проблемам невротиков и невротизированных индивидуумов, к представителям социально и экономически обездоленных классов; массовые проявления активной работы этих потребностей наблюдаются в периоды социальных потрясений, революционных перемен. В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких ормах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на "черный день", в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).

    Тягой к безопасности в какой-то мере объясняется  также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место  в универсуме. Можно предположить, что наука и философия как  таковые в какой-то степени мотивированы потребностью в безопасности. Потребность  в безопасности редко выступает  как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные  бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями.

    Потребность в любви. После того, как потребности  физиологического уровня и потребности  уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в  любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда  остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или  детей. Он жаждет теплых, дружеских  отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его  такими отношениями, семья, которая  приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека, он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду  и был постоянно голоден, само понятие "любовь" не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

    Невозможность удовлетворить потребность в  любви и принадлежности приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилось амбивалентное отношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способам выражения этих чувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или иное табу или ограничение. Практически все теоретики психопатологии сходятся во мнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность в любви и привязанности.

    Потребность в признании. Каждый человек (за редкими  исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой  оценке собственных достоинств, каждому  из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

    Удовлетворение  потребности в оценке, уважении порождает  у индивидуума чувство уверенности  в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство  униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования тяжелых случаев посттравматических неврозов помогают нам понять, насколько необходимо человеку чувство уверенности в себе и насколько беспомощен человек, лишенный этого чувства.

    Потребность в самоактуализации. Если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность оттого, что занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Говоря о самоактуализации, имеется в виду стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей. Это стремление можно назвать стремлением к самотождественности, самобытности. У разных людей эта потребность выражается по-разному. Один желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоакту-ализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней. 
 
 
 

    2. Сила мотива и эффективность  деятельности 

      Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

      Главное в мотивации - ее неразрывная связь  с потребностями человека. Человек  стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда  он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).

    Достижение  цели восстанавливает физиологическое  и психологическое равновесие.

      Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения.

      Основными функциями мотивации являются:

Информация о работе Роль потребностей и мотивов в развитии деятельности