Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:42, реферат
Успешность во многих видах деятельности требует огромной затраты физических и психических сил. Возможность к их проявлению в большой степени зависит от таких психологических образований, как мотивы и потребности. Мотивационная сфера является сложнейшим психологическим образованием. Входящие в нее мотивы различаются не только по содержанию, но и по уровню осознанности, устойчивости. Кроме того, мотивы и потребности тесно связаны с направленностью личности человека в целом. Изучение мотивов и потребностей является актуальным для развития представлений о том или ином виде деятельности, и успешности в ней, поскольку позволяет предвидеть наиболее вероятную структуру мотивации человека при занятии этим видом деятельности, а соответственно его возможности к затрате сил и предполагаемую эффективность этой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1.Потребности как внутренние побудители активности человека
2. Сила мотива и эффективность деятельности
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЁЖИ И СПОРТА
МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РОЛЬ
ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ В РАЗВИТИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1.Потребности как внутренние побудители активности человека
2. Сила мотива и эффективность деятельности
ВЫВОД
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Успешность во многих видах деятельности требует огромной затраты физических и психических сил. Возможность к их проявлению в большой степени зависит от таких психологических образований, как мотивы и потребности. Мотивационная сфера является сложнейшим психологическим образованием. Входящие в нее мотивы различаются не только по содержанию, но и по уровню осознанности, устойчивости. Кроме того, мотивы и потребности тесно связаны с направленностью личности человека в целом. Изучение мотивов и потребностей является актуальным для развития представлений о том или ином виде деятельности, и успешности в ней, поскольку позволяет предвидеть наиболее вероятную структуру мотивации человека при занятии этим видом деятельности, а соответственно его возможности к затрате сил и предполагаемую эффективность этой деятельности.
Объект исследования: мотивация,как система процессов отвечающая за побуждение деятельности,потребность,как «единица» мотивации.
Предмет исследования: особенности связи потребности и мотивации с человеческой деятельностю,роль мотивации и потребностей в поведении человаека.
Оптимальное
определение потребности дано в
"Философском
Основные
проблемы анализа потребностей состоят
в установлении их состава, иерархии,
границ, уровней и возможностей удовлетворения.
Эти проблемы тесно взаимосвязаны.
В частности, иерархия потребностей
во многом обусловлена уровнями их
удовлетворения.
1.Потребности
как внутренние побудители активности
человека
Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.
Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с уровнем развития личности и её включением в различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основе которой витальные, а последующие ее уровни - социальные потребности, высшее проявление которых - потребности в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности. За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами.
Физиологические
потребности – самые
После
удовлетворения физиологических потребностей
их место в мотивационной жизни
индивидуума занимают потребности
безопасности (в стабильности; в
зависимости; в защите; в свободе
от страха, тревоги и хаоса; потребность
в структуре, порядке, законе, ограничениях;
другие потребности). Подобно физиологическим
потребностям, эти желания также
могут доминировать в организме,
узурпировать право на организацию
поведения, подчинив своей воле все
возможности организма и
Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлажено функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. Точно так же, как насытившийся человек уже не испытывает голода, человек, живущий в безопасном обществе, не чувствует угрозы.
Для того, чтобы наблюдать потребности данного уровня в их активном состоянии, нам приходится обращаться к проблемам невротиков и невротизированных индивидуумов, к представителям социально и экономически обездоленных классов; массовые проявления активной работы этих потребностей наблюдаются в периоды социальных потрясений, революционных перемен. В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких ормах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на "черный день", в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).
Тягой
к безопасности в какой-то мере объясняется
также исключительно
Потребность
в любви. После того, как потребности
физиологического уровня и потребности
уровня безопасности достаточно удовлетворены,
актуализируется потребность в
любви, привязанности, принадлежности,
и мотивационная спираль
Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилось амбивалентное отношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способам выражения этих чувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или иное табу или ограничение. Практически все теоретики психопатологии сходятся во мнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность в любви и привязанности.
Потребность
в признании. Каждый человек (за редкими
исключениями, связанными с патологией)
постоянно нуждается в
Удовлетворение
потребности в оценке, уважении порождает
у индивидуума чувство
Потребность
в самоактуализации. Если все вышеперечисленные
потребности человека удовлетворены,
он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность
оттого, что занимается совсем не тем,
к чему предрасположен. Говоря о самоактуализации,
имеется в виду стремление человека к
самоосуществлению, к воплощению в действительность
потенциально присущих ему возможностей.
Это стремление можно назвать стремлением
к самотождественности, самобытности.
У разных людей эта потребность выражается
по-разному. Один желает стать идеальным
родителем, другой стремится достичь спортивных
высот, третий пытается творить или изобретать.
Как правило, человек начинает ощущать
потребность в самоакту-ализации только
после того, как удовлетворит потребности
нижележащих уровней.
2.
Сила мотива и эффективность
деятельности
Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Главное
в мотивации - ее неразрывная связь
с потребностями человека. Человек
стремится снизить напряжение, выражающееся
в состоянии беспокойства и тревоги,
которое возникает у него, когда
он испытывает нужду (не всегда осознаваемую)
в удовлетворении какой-либо потребности
(биологической или социальной)
Достижение
цели восстанавливает
Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения.
Основными функциями мотивации являются:
Информация о работе Роль потребностей и мотивов в развитии деятельности