Роль потребностей и мотивов в развитии деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:42, реферат

Краткое описание

Успешность во многих видах деятельности требует огромной затраты физических и психических сил. Возможность к их проявлению в большой степени зависит от таких психологических образований, как мотивы и потребности. Мотивационная сфера является сложнейшим психологическим образованием. Входящие в нее мотивы различаются не только по содержанию, но и по уровню осознанности, устойчивости. Кроме того, мотивы и потребности тесно связаны с направленностью личности человека в целом. Изучение мотивов и потребностей является актуальным для развития представлений о том или ином виде деятельности, и успешности в ней, поскольку позволяет предвидеть наиболее вероятную структуру мотивации человека при занятии этим видом деятельности, а соответственно его возможности к затрате сил и предполагаемую эффективность этой деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.Потребности как внутренние побудители активности человека
2. Сила мотива и эффективность деятельности
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 36.27 Кб (Скачать)
lign="justify">      • побуждение к действию,

      • направление деятельности,

      • контроль и поддержание поведения.

      Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

      Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее - они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.

      Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.

    Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

    Экспериментально  установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется  лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например, уровень  мотивации, который условно можно  оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению  эффективности деятельности. Таким  образом, очень высокий уровень  мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой  дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

    Познавательные  потребности рассматриваются как  необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего  мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной  деятельности. Специфика познавательных потребностей проявляется в понимании  младшими школьниками необходимости: познавать новое; проявлять интеллектуальную, эмоциональную, социальную готовность к познавательной деятельности, регулярной умственной работе; принимать ролевую позицию школьника; активно проявлять в учебной деятельности качества личности (прилежание, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в себе), определяющие ученика как субъекта познания.

    Основой мотивации познавательной деятельности является процесс формирования у  младших школьников внутренней позиции  ученика, которую Л.И. Божович определяет как систему установок, мотивов, связанных с актуальными потребностями ребенка и определяющих собой основное содержание и направленность его деятельности в данный период жизни. Опираясь на данное положение, формирование у младших школьников внутренней позиции ученика обеспечивается становлением мотивов их познавательной деятельности, проявляющихся в их познавательных потребностях.

    Комплекс  принципов формирования познавательных потребностей младших школьников включает: осознание школьниками ценности учения; учет потенциальных возможностей ребенка, его субъектного опыта; познавательную активность; готовность к ответственным действиям в  учении; самореализацию в творческом познании.

    Для мотивации учебной деятельности предложил свою классификацию П. М. Якобсон (1969). Первый вид мотивов  он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. п. По существу, при таком мотиве - это обучение без всякой охоты, без интереса и к получению образования, и к посещению учебного заведения. Здесь мотивация осуществляется по принципу «из двух зол выбрать меньшее». Мотив посещения учебного заведения не связан с потребностью получения знаний или с целью повысить личностный престиж. Этот мотив необходимости, присущий некоторым учащимся, не может привести к успехам в учении, и его осуществление требует насилия над собой, что при слабом развитии волевой сферы отсутствует у этих учеников из учебного заведения.

    Вторая  разновидность мотивов учебной деятельности,тоже связана с внеучебной ситуацией, имеющей, однако, положительное влияние на учебу. Воздействия со стороны общества формируют у учащегося чувство долга, которое обязывает его получить образование, в том числе и профессиональное, и стать полноценным гражданином, полезным для страны, для своей семьи. Такая установка на учение, если она устойчива и занимает существенное место в направленности личности учащегося, делает учение не просто нужным, но и привлекательным, дает силы для преодоления затруднений, для проявления терпения, усидчивости, настойчивости.

    В эту же группу мотивов относят  и те, которые связаны с узколичностными интересами. Процесс учения при этом воспринимается как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице.

    Третий  вид мотивации, связан с самим  процессом учебной деятельности. Побуждают учиться потребность  в знаниях, любознательность, стремление познавать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала; мотивация  учения отражает устойчивые познавательные интересы. Специфика мотивации учебной  деятельности зависит, как отмечает П. М. Якобсон, от личностных особенностей учащихся: от потребности в достижении успеха или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совершать усилия над собой, устойчивости к неудачам (фрустрации) и т. п.

    Ведущими  учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные» (А. Н. Печников, Г. А. Мухина, 1996). Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив – «профессиональный», на втором – «личного престижа», на третьем и четвертом курсах - оба этих мотива, на четвертом - еще и «прагматический». На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов.

    Мотивы, связанные с трудовой деятельностью  человека, можно разделить на три  группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми  этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов  выбора профессии, а последние ведут  к мотивам выбора места работы).

    Мотивы  трудовой деятельности. Побудительные  причины, которые заставляют человека заниматься трудом: Первая группа причин - побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости  приносить пользу обществу, и желание  оказывать помощь другим людям (что  может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите отечества и т. д.), это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности («кто не работает - тот  не ест»), и нежелание прослыть тунеядцем. Вторая группа - получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Третья группа - удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он - не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.

    Основные  функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

    Общение – взаимодействие субъектов, при  котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения является потребность в высказывании, так как мотивированность является характерной чертой этого процесса.

    В основе коммуникативной мотивации  лежит потребность двух видов: потребность  в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному  и потребность в совершении данного  конкретного речевого поступка, потребность  включиться в данную речевую ситуацию. Оба эти вида взаимосвязаны. Первый вид можно назвать общей коммуникативной мотивацией, он является фоном для второго вида мотивации – ситуативной мотивации, уровень которой определяется тем, как мы создаем речевые ситуации, какие используем приемы и т.д. Ситуативная мотивация воспитывает у человека потребность в общении, создает постоянную мотивационную готовность – очень важный фактор успешного участия в общении и, следовательно, важный для установления речевого партнерства.

    Коммуникативная мотивация - это способ обеспечения  инициативного участия в общении. Объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность  в общении. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на условий речевого общения, нельзя. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и взаимопонимания. Выделяют три функции общения: познавательные, эмоциональные и воспитательные. Развитие навыков общения лежит через аудирование, говорение, чтение, письмо.

    Г.М. Коджаспирова (2001) описывает общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Б.Д. Парыгин (1999) отмечает, что общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Иногда общение может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность, когда общаются просто потому, что хочется общаться с человеком.

    Коммуникация  – это специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен  информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Коммуникация всегда целенаправленна. Ее цель – обмен информацией, а  также сообщение и выявление  коммуникативных намерений, т.е. выполнение коммуникативных задач. В процессе обмена информацией у участников общения возникает побуждение к  высказыванию. При искусственно созданном  общении возникает понятие - коммуникативная  мотивация. Мотивация – необходимое  условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению  конкретно установленных задач. Мотив – фактор, влияющий на продуктивную мыслительную деятельность. Е.И. Пассов (1991) определяет, что коммуникативная  мотивация - это способ обеспечения  инициативного участия ученика  в общении как на уроке, так  и вне его. Известно, что коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность и служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация к высказыванию возникает при условии, если есть потребность высказать мысль. Следовательно, коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражения. 
 
 
 
 
 

    Вывод 

    Основным  механизмом и первым толчком к развитию мотивации на каждом возрастном этапе является изменение объективных условий жизни ребенка, системы его отношений с окружающими людьми, обозначенное в литературе как рассогласование между реально занимаемым местом в системе общественных отношений и стремлением ребенка изменить это место.

    Этапы развития личности носят закономерный характер и могут быть поняты как  результат перестройки психических  процессов ребенка под влиянием его социального опыта. Возрастной этап характеризуется не простой  совокупностью отдельных психологических  особенностей, а своеобразием некоторой  целостной структуры личности ребенка, которая определяется направленностью. Потребность в новых впечатлениях является ведущей для психического развития в онтогенезе, на основе которой  развиваются другие потребности - в  общении, в деятельности и т. д.

    Внутренняя  позиция, определяемая как система  потребностей и стремлений ребенка, подвергается изменению под влиянием конкретных обстоятельств жизни.

Информация о работе Роль потребностей и мотивов в развитии деятельности