Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:27, контрольная работа
Наблюдение за организацией и руководством режимными процессами в средней группе детского сада.
Практика.
1. Наблюдение за организацией и руководством режимными
процессами в средней группе детского сада.
2. Анализ режимных процессов в средней группе.
Теория.
1. Режимный процесс.
2. Условия для организации процессам.
3. Приемы создания интереса к режимным процессам.
4. Методика проведения.
5. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач.
6. Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.
7. Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником.
8. Учет возрастных особенностей дошкольников.
9. Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.
Чистота в комнате, красиво убранный стол, вкусно приготовленное блюдо также возбуждают аппетит.
Воспитатель приучает ребенка полностью съедать положенную порцию, но при этом учитывает индивидуальные особенности каждого: нужно знать потребность ребенка, его вкусы, особенности, внимательно учитывать причины его отказа и нив коем случае не насиловать его. Как только ребенок закончил есть, он снимает салфетку, аккуратно складывает ее, благодарит взрослых, встает, задвигает стул и выходит из-за стола.
По окончании завтрака, обеда или полдника няня с помощью дежурных убирает со стола посуду и приводит в порядок комнату.
В распорядке дня отведено время для другой важнейшей деятельности детей – для занятий. Место занятий в режиме дня детского сада, их длительность четко определены, примерная последовательность предусматривает смену детской деятельности. Так, занятие по формированию математических представлений, требующее от детей большого умственного напряжения, сменяется физкультурным, позволяющим обеспечить большую двигательную активность; за чтением сказки следует рисование, лепка или конструирование. Однако важно не только обеспечить определенную длительность занятия и смену деятельности, но и заполнить каждую минуту, когда дети напряженно работают, стремятся выполнять задания, четко отвечают на заданный вопрос. При таких условиях на разных занятиях педагог решает общие задачи: формирует у детей необходимые умения и навыки. Развивает умственную активность, воспитывает нравственно-волевые качества, готовит к учебной деятельности в школе.
Решение этих задач зависит от многих условий, прежде всего от создания материальной обстановки, правильного подбора мебели, размещения детей, освещения рабочих мест.
За организацию условий для занятий ответственность несет заведующая детским садом и воспитатель. Во время занятий ничто не должно отвлекать детей: приход посторонних лиц, разговоры с воспитателем или громкий разговор в прилегающем коридоре, звон посуды, стук и т.д.
При построении занятий основное место должно быть отведено содержательной и продуктивной деятельности детей. Несвоевременная подготовка воспитателем пособий неизбежно вызовет потерю времени. Вынужденное безделье порождает шалость, несерьезное отношение к занятию, отрицательно влияет на поведение детей.
Необходимо обратить внимание на содержание и организацию перерыва меду занятиями. Важно, чтобы перерыв был полноценным отдыхом детей, чтобы его содержание коренным образом отличалось от содержания занятий. После малоподвижных занятий нужно, чтобы дети во время перерыва подвигались, и, наоборот, после подвижных занятий в перерыве они могут посидеть и посмотреть книжки, картинки.
В режиме дня отводится время для организации самостоятельной деятельности детей, и в первую очередь для игры.
Распорядок жизни детей в детском саду построен так, что дети могут играть утром до завтрака, на прогулке и во вторую половину дня. Утром в течение 30 минут дети играют в помещении или на участке. После дневного сна дети могут играть от 30 (младшая группа) до 40-50 минут (средняя и старшая группы).
И все же время для игр является наиболее уязвимым в распорядке дня, потому что именно это время сокращается, если произошли какие-либо задержки в выполнении режима. А между тем, игра как деятельность имеет огромное значение в развитии детей в целом и коллективных отношений в особенности. Поэтому воспитатель должен охранять время игры, содействовать развитию игр детей, внимательно изучать детей во время игры, формировать их дружеские взаимоотношения в игре.
Особенного внимания требуют игры на прогулке. Нужно, чтобы прогулки были заполнены хорошо организованной игрой. В процессе игры педагог управляет поведением детей, регулирует движение и отдых, возбуждает интерес к содержанию игры, способствует созданию радостного настроения.
Интенсивные, но не избыточные и не утомительные движения, в сочетании со свежим воздухом, делают прогулку полезной и приятной для детей.
После обеда в детском саду проводится дневной сон.
Дневной сон имеет огромное значение в жизнедеятельности организма ребенка. Согласно учению И.П. Павлова, сон представляет собой охраняющее торможение, выключение нервной системы от множества внешних раздражителей. Этому должна содействовать и организация педагогического процесса. Уже перед отходом ко сну должен быть значительно уменьшен приток внешних впечатлений, чтобы не допускать перевозбуждения детей. Должны быть исключены шумы, громкие звуки, громкий говор из помещений, прилегающих к спальне. Комната, где проводится сон, должна быть чисто убрана и проветрена; если нет стационарной спальни, кроватки расставляются в групповой комнате заблаговременно. Каждый ребенок имеет свою отдельную кроватку и постельное белье с особой меткой. Желательно иметь для каждого ребенка специальную спальную рубашку (ее кладут в конверт, прикрепленный к спинке кроватки).
Если дети спят на раскладных кроватях, белье убирается в специальные шкафы с ящиками, где каждый комплект изолирован от другого.
В спальню дети входят спокойно, здесь громко говорить не полагается. Тихо говорит и воспитатель, обращаясь к детям. Дети садятся на стулья и начинают раздеваться. Очень важно, чтобы раздевание проходило быстро, спокойно, без шалостей. Раздевшись, каждый аккуратно складывает свою одежду на стульчик, ставит обувь у кроватки.
Воспитатель заботливо укрывает каждого ребенка.
Встают дети постепенно. К назначенному часу некоторые дети уже просыпаются, и воспитатель разрешает им одеваться, затем встают остальные. Детей, нуждающихся в длительном отдыхе или уснувших позже других, воспитатель будит последними.
Дети одеваются самостоятельно, помогая друг другу. После этого дети умываются (нужно освежить свое лицо, восстановить бодрость). Старшие дети сами убирают свои постели.
После дневного сна ребенок становится жизнерадостным и деятельным, ему снова хочется играть и заниматься.
В распорядке жизни детей большое место должна занимать трудовая деятельность, применение знаний на практике. Воспитатель приучает детей добросовестно и охотно выполнять отдельные поручения, обязанности дежурных, поддерживать порядок в хранении игрушек, материалов.
Опытные воспитатели требуют немедленного восстановления нарушенного порядка: разлил воду – вытри, загрязнил что-либо – вымой, насорил – подмети, уронил – подними. Все это и создает деловой тон жизни, воспитывает готовность к полезному действию, формирует трудолюбие как черту личности и организует поведение.
7. Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и няни. Помощь няни необходима постоянно, но больше всего в таких ответственных и трудных моментах, как подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение воздушно-водных процедур. Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход их на улицу. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром няни, которая выводит их гулять позже. Участие няни в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе. Недопустимо, чтобы она в это время занималась другими делами, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и вывести на участок всю группу. Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и няни, а также развитых навыков самообслуживания у детей.
Для воспитания трудолюбия у детей воспитатель в помощь няне организует уборку групповой комнаты и поощряет охотное выполнение поручений: вымыть игрушки, протереть влажной тряпочкой листья цветов, осторожно вынуть из буфета чайную посуду и протереть полки. Дети приучаются мыть чайную посуду, стирать кукольное белье и платье, оказывать помощь взрослым.
К приему пищи няня осуществляет соответствующую подготовку: комната прибирается и проветривается, дежурные накрывают столы. В младшей группе дети помогают няне раскладывать ложки, в средней группе эту обязанность дети выполняют сами, но под руководством взрослого; в старшей группе взрослые лишь наблюдают за работой детей и контролируют ее.
Помощники воспитателей обеспечивают санитарный режим дошкольного учреждения. Они обязаны следить за чистотой помещений, осуществлять правильное обслуживание детей, наряду с воспитателями своим примером и поведением помогать гигиеническому воспитанию детей. Тесно соприкасаясь с детьми, технический персонал должен строго соблюдать все правила личной гигиены и меры профилактики заразных заболеваний, в противном случае он может способствовать распространению инфекции в детском учреждении. Выполнение всех этих задач в значительной мере зависит от сознательного отношения помощников воспитателей к своим обязанностям.
Для повышения санитарной грамотности персонала организуются специальные курсы, на которых работники изучают заразные болезни и меры их предупреждения в дошкольных учреждениях, вопросы личной гигиены, санитарные правила по эксплуатации и уборке помещений и усадебного участка, правила гигиенического обслуживания детей, организации их режима, питания, сна, активного отдыха. Кроме того, медицинский персонал, заведующая, воспитатели должны регулярно проводить с помощниками воспитателей беседы по отдельным вопросам, вытекающим из обстановки и деятельности учреждения, знакомить их с соответствующей литературой.
Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех санитарно-гигиенических правил содержания помещений группы. Он следит за тем, чтобы в них систематически и качественно осуществлялась влажная уборка, проветривание, а игрушки, книги, пособия содержались в чистоте, в порядке. Важно помнить, что свежий воздух, и чистота в группе – залог эффективности всей оздоровительной работы.
8. Учет возрастных особенностей дошкольников.
Воспитателю, помимо педагогики, важно знать и основы возрастной физиологии и гигиены. Опираясь на знания психофизиологических особенностей детского организма, педагог более успешно будет осуществлять все воспитательные, учебные и оздоровительные мероприятия в ДОУ, применять правильные педагогические приемы. Умелое руководство воспитателя деятельностью детей с учетом их возрастных особенностей не только поможет найти наиболее приемлемые формы организации деятельности, но и в известной мере будет способствовать совершенствованию функций центральной нервной системы, активного торможения, играющего первостепенную роль в формировании осознанных, мотивированных действий.
Основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает как учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, так и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.
В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитатель постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. «Понимание воспитателем этого положения – решающее условие выполнения режима во времени и организации отдельных его отрезков», - указывает О.Н. Урбанская. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, меняется характер организации режимных процессов, а следовательно, и подход к ребенку со стороны взрослого – к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирующие самостоятельность.
К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся более прочными, что позволяет освободить больше времени для игры, развития движений, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вся эта возрастная динамика развития положена в основу режимов дня для разных возрастных групп.
Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.
Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены.
При назначении режима учитываются возрастные особенности высшей нервной деятельности и индивидуальные особенности ребенка, особое состояние ребенка (период выздоровления после болезни, период адаптации к ДОУ, времени года.) Ребенок переводится из одного режима в другой постепенно при условии его физиологической готовности к переходу. О необходимости перевода на новый режим могут свидетельствовать изменения в поведении здорового ребенка:
медленное засыпание;
укорочение или отмена дневного сна;
снижение аппетита;
неадекватный ответ, негативное отношение к предложению взрослого.
Для изучения режима дня в ДОУ необходимо:
- определить длительность основных компонентов режима с последующей оценкой их соответствия возрастным нормам;
- проанализировать соблюдение рационального чередования различных видов деятельности;
- оценить организацию и построение основных элементов режима с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей.
Оценка соответствия режима возрастным особенностям детей должна включать анализ следующих обязательных элементов: