Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:27, контрольная работа
Наблюдение за организацией и руководством режимными процессами в средней группе детского сада.
Практика.
1. Наблюдение за организацией и руководством режимными
процессами в средней группе детского сада.
2. Анализ режимных процессов в средней группе.
Теория.
1. Режимный процесс.
2. Условия для организации процессам.
3. Приемы создания интереса к режимным процессам.
4. Методика проведения.
5. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач.
6. Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.
7. Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником.
8. Учет возрастных особенностей дошкольников.
9. Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.
Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если же отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счете, неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие.
2.Условия для организации процесса.
Для правильного выполнения режима, четкого и последовательного осуществления всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Уровень развития у ребенка навыков самообслуживания зависит от разных причин: состояния здоровья, особенностей высшей нервной деятельности, общего развития. Но главное – от целенаправленного воспитания, использования единых педагогических приемов в семье и в дошкольном учреждении.
Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Дети, которых дома не приучают к посильному труду с младшего возраста, не способны самостоятельно убрать игрушки, умыться и т.д. в детском саду они задерживают выполнение режима, в котором все взаимосвязано: нарушение одного из процессов режима неизбежно приводит к несвоевременному проведению последующих. Вот почему так необходимо, чтобы взрослый руководил деятельностью детей в самых различных ее проявлениях, ведь навыки самостоятельности, как и многие другие полезные привычки, формируются в ее процессе при постоянном выполнении ребенком одних и тех же требований взрослого. Для того чтобы навыки прочно усвоились, помимо обучения детей, использования педагогических воздействий, помощи, оказываемой взрослыми при выполнении различных бытовых процессов, целесообразно организовывать дидактические. Сюжетные игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по самообслуживанию дети будут выполнять с интересом и желанием, а это залог успеха.
Постепенно у ребенка формируются разнообразные полезные навыки и привычки к четкому распорядку дня. В результате создаются благоприятные условия для тренировки и совершенствования функций центральной нервной системы – активного, внутреннего торможения, подвижности нервных процессов, выносливости нервных клеток коры больших полушарий мозга. Развитие этих функций является важнейшей предпосылкой правильного поведения ребенка, воспитания у него морально-волевых качеств, что позволяет ему легко приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Систематическое выполнение режима в детском саду – трудное дело, требующее сознательного отношения всего коллектива, постоянного контроля со стороны заведующего.
Основным и решающим условием выполнения режима является глубокое осознание роли режима руководством, воспитателями и обслуживающим персоналом детского сада и слаженная работа во всех звеньях. Очень большая роль принадлежит заведующей детским садом, которая предъявляет требования соблюдения режима к обслуживающему персоналу.
Своевременная уборка, накрывание на стол, приготовление пищи, подготовка кроваток для сна – все это и многое другое обеспечивает выполнение режима.
В выполнении режима нет мелочей. Например: опоздание завтрака на 10 минут ломает весь день, потому что не только сдвигаются на 10 минут все элементы режима, что вызывает непроизвольную трату времени, утомительное ожидание; кроме этого, часто происходят столкновения групп в раздевальной, что нарушает порядок, вызывает спешку, нервозность. А всякая спешка несовместима с привитием тех или иных навыков, потому что при спешке ничего нельзя толково объяснить, показать, закрепить, проверить.
Эффективность реализации режима в дошкольном учреждении предполагает также, чтобы время, отведенное для организованной и самостоятельной деятельности, использовалось с максимальной результативностью и для общего развития и укрепления здоровья детей. Прежде всего, воспитателю необходимо четко планировать свою повседневную работу, которая строится с учетом уровня знаний и умений детей по каждому разделу программы, степени развития у них навыков работоспособности, интересов, а также условий внешней среды (особенностей климата, времени года и т.п.). Очень часто воспитатель, продумывая содержание дня или того или иного занятия, игры, не учитывает, сколько на это потребуется времени. В результате намеченная работа с детьми не укладывается в отведенное режимом время, и воспитатель заканчивает работу тогда, когда не достигнут ее результат, либо затягивает занятие, игру.
Руководя процессами умывания, питания, сбора не прогулку детей, он должен добиваться, чтобы не было торопливости и излишней медлительности в действиях детей. За столом воспитатель следит, чтобы дети не отвлекались, не затягивали еду. Воспитатель возбуждает аппетит детей, указывая на то или иное блюдо, обращая внимание на его внешний вид, дает положительную оценку детям, которые едят культурно, но не торопливо.
На занятиях воспитатель четко определяет время начала и конца объяснения, время работы детей, окончания занятия и подведения итогов. Воспитатель является тем умелым дирижером, который управляет всем распорядком жизни.
Незаменимым и ценным помощником педагога является няня, которая убирает помещение, накрывает на стол и раздает пищу, помогает одеть младших детей на прогулку.
Условием выполнения режима является четкая и развивающаяся система требований и правил к поведению детей. Развитие требований предполагает, что вначале воспитатель учит детей выполнению отдельных действий и постепенно , по мере овладения ими, он обобщает частичные действия в правило.
Например, детей младшей группы воспитатель учит держать ложку, набирать ею пищу, есть не разливая, не крошить хлеб, не набирать много пищи в рот, не качаться на стуле. Не болтать ногами, не разговаривать громко за столом. Все эти частичные требования обобщаются и закрепляются в общем требовании культурно вести себя за столом. Из таких же частичных действий состоят и другие требования. Развитие требований заключается в их постепенном усложнении от частного к общему или конкретизации общего.
Правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное влияние на детей во многом зависят от постоянного контакта педагогов с медицинскими работниками дошкольного учреждения и родителями. Контакт этот должен быть обязательно двусторонним: воспитателю необходимо знать результаты регулярно проводимых медицинских осмотров детей врачами-специалистами, иметь сведения о том, кому из воспитанников рекомендованы те или иные лечебно-профилактические мероприятия, щадящий режим, уменьшение на определенный период времени объема нагрузок. С другой стороны, и воспитатель может первым заметить у ребенка начальные признаки заболевания, недомогание, которые проявляются капризами, плаксивостью, отсутствием аппетита, и своевременно сообщить о них врачу, медицинской сестре или родителям.
Важным условием выполнения распорядка дня является организация материальной среды. В детском саду должно быть все приспособлено для развития самостоятельности детей, использования их активности и приучения к самообслуживанию с ранних лет.
В раздевальной должны быть не только удобные для хранения верхней одежды шкафы, но и достаточное количество скамеек или стульчиков. На которые дети могут сесть, чтобы снять или одеть ботинки, временно положить верхнюю одежду. Если нет стульчиков, дети садятся на пол, на пол же иногда кладут пальто, или, стоя в неудобной позе, шнуруют ботинки, все это удлиняет время одевания, вызывает необходимость делать детям замечания, создает излишнюю нервозность, результатом чего является возбудимость детей как показатель утомления.
В умывальной должно быть такое количество кранов, чтобы детям не приходилось ждать очереди. В групповой комнате должно быть достаточное количество столов и стульев и правильная, удобная для детей, расстановка их.
Пособия в группах должны храниться так, чтобы дети могли легко ими пользоваться, и на подготовку их к занятиям и уборку после требовалось мало времени.
В детском саду должно быть достаточно посуды, белья. Недостаток всего этого неизбежно вызывает задержку в проведении питания, в организации сна.
3. Приемы создания интереса к режимным процессам.
Каждый день воспитатель проявляет мастерство в создании у детей интереса к режиму, умении понять настроение своих питомцев, включить их в интересную, содержательную деятельность, поддерживая бодрое, положительно-эмоциональное состояние. Все начинается уже утром:
- Доброе утро,- здоровается с малышами воспитатель,- как спалось, что видели во сне?
Сегодня у нее наготове новая прибаутка:
Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запел петушок.
Встала маменька, открыла ставенку:
- Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Улыбка на лице воспитателя, располагающий к общению тон, доброжелательность и особая чуткость к детям – все влияет на создание хорошего, бодрого настроения, обстановки теплоты и уюта, а значит создает интерес детей к предстоящей деятельности. Они быстрее раздеваются, включаются в разнообразные игры. Воспитатель поддерживает общение между детьми, советует, показывает игрушки, напоминает о вчерашних событиях, помогает договорится.
В старшей группе дети тоже с нетерпением ждут встречи с воспитателем: он обязательно сообщит им какие-нибудь новости, выслушает их рассказы.
В младших группах основными приемом создания интереса к режимным моментам является игровой, т.к. именно игровые приемы позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Так, педагог может внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам в гости на поезде и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т.д. затем они учат куклу навыкам самообслуживания, а та дает оценку их действиям.
Эффективным приемом является привлечение положительного примера («Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!»). большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование песенок, потешек, пословиц, поговорок. Например: «Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята любят мыться» (или: «Льется чистая водица, мы умеем сами мыться»), - приговаривает воспитатель, показывая малышам приемы умывания. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рассмотреть, говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверно, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!»
Очень действенными приемами являются показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др. сюжеты воспитатель может придумать сам. Например, «Как Хрюша умывается».
На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем – с незначительной помощью воспитателя, а также дидактические игры «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки» и др. учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: «Не нравится мне, как дежурили сегодня Саша, Оля и Вова – они работали медленно, отнимали друг у друга ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрыли Света и Таня».
Разговаривать с малышами следует доброжелательным тоном. Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может обратиться к ним со словами:
Ну, теперь за дело дружно –
Убирать игрушки нужно!
Хорошим стимулом к выполнению режима является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В средней группе у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи («Молодец, Витя, - помог Наташе застегнуть верхнюю пуговицу пальто. Она теперь не простудится. Как хорошо поступил Андрей – помог Оле убрать игрушки на место»).
В средней и старшей группах интерес к вопросам гигиены можно повысить беседами воспитателя о значении чистоты, о том, как сохранить зубы от порчи. Такие беседы помогают осознанно относиться к своим действиям.
В старших группах главным приемом в руководстве самообслуживанием детей является контроль. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение приводит к плохим последствиям. Необходимо использовать и такой прием в работе, как привлечение к анализу работы дежурных детей. Сначала педагог выслушивает суждения воспитанников и только затем высказывает свое мнение, обязательно отмечая причины успехов и неудач. Можно использовать и такую форму, как сообщение ребенка коллективу о проделанной работе (своего рода «отчет о работе»).
Интерес к дежурству поддерживается у детей за счет расширения содержания труда дежурных. Например, дежурные по столовой раскладывают салфетки в салфетницы, помогают няне принести из кухни хлеб, салат, фрукты.
Меняются формы организации дежурств. Можно каждые три дня объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурств, предоставив детям возможность договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. В течение дня воспитатель обращается к ним, как к своим помощникам, как к взрослым, одобряет их за хорошее выполнение заданий, дает советы.