Режимные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Наблюдение за организацией и руководством режимными процессами в средней группе детского сада.

Оглавление

Практика.
1. Наблюдение за организацией и руководством режимными
процессами в средней группе детского сада.
2. Анализ режимных процессов в средней группе.

Теория.
1. Режимный процесс.
2. Условия для организации процессам.
3. Приемы создания интереса к режимным процессам.
4. Методика проведения.
5. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач.
6. Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.
7. Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником.
8. Учет возрастных особенностей дошкольников.
9. Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.

Файлы: 1 файл

Режим.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Некоторые воспитатели детских садов, особенно молодые, не учитывают тех возможностей воспитательного воздействия, которые заключены в приучении детей к правильному выполнению режимных требований. А между тем и прием детей, и выполнение ими гигиенических требований, и сон, и питание содержат эти возможности.

В процессе выполнения режимных моментов воспитатель обучает детей навыкам культурного обращения с вещами, знакомит их с правилами поведения, правилами общения друг с другом и со взрослыми, приучает их к самостоятельности в обслуживании себя, к целесообразным, полезным действиям.

С проведением завтрака, обеда, ужина связано формирование культурно-гигиенических навыков. Однако для успешного и своевременного их воспитания необходимо соблюдать постоянство в условиях. Педагог учитывает, что существует прямая связь между сервировкой стола и воспитанием привычек пользования ложкой, вилкой, салфеткой. И, приучая, например, детей класть косточки из компота в блюдце, он всякий раз. Когда бывает компот, проверяет, поданы ли блюдца и ложки, а воспитывая у детей привычку пользоваться салфеткой, он добивается, чтобы салфетки были на столе во время завтрака, обеда и ужина.

Правильная организация умывания – это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков: старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит из проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурных, чтобы те начали вовремя выполнять свои обязанности.

Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации.

Педагог формирует у детей  внимательное, предупредительное отношение к сверстникам. Например, приучает детей подать товарищу тарелку с хлебом, к которой тот не может дотянуться, встать из-за стола, чтобы пропустить его на место, приподнять ложки, сложенные на тарелке, чтобы другому ребенку было удобнее поставить свою, и т.д. при этом взрослый разъясняет, почему следует поступать так, побуждает детей самих проявлять уважение к товарищам, к дежурным, которые трудятся для всех, помогают взрослым. Направить взаимоотношения детей с дежурными, подсказать поступки, в которых проявляется желание помочь,- одна из задач педагога. И от него не ускользает, поблагодарил ли ребенок своего сверстника за поданное блюдо, предложил ли кто-либо дежурному свою помощь, если тот своевременно не справляется со своими обязанностями.

Педагог организует работу дежурных так, чтобы она сочеталась с самообслуживанием. Выходя из-за стола, каждый ребенок должен задвинуть за собой стул, поставить свою тарелку на другие, перенести чашку с блюдцем в моечную.…Однако это  не следует понимать так, что обед целиком организуется по принципу самообслуживания, и дети неоднократно встают из-за стола. Подобная организация вносит беспорядок, создает ненужный шум. Разумное сочетание работы дежурного с самообслуживанием каждого позволяет формировать у первых заботливое отношение к сверстникам, а у вторых – умение убирать за собой.

Важная задача, которая должна решаться во время еды, - воспитание уважения к хлебу. Это уважение не появляется у ребенка само собой. Педагог уже в младшей группе начинает приучать детей бережно относиться к хлебу. Он следит, чтобы хлеб к столу всегда был нарезан маленькими кусочками: пусть ребенок, если захочет, возьмет еще, но не оставляет недоеденное; внушает детям, что крошить, портить хлеб нельзя; предлагает им собрать крошки, чтобы покормить зимующих птиц. А старшим дошкольникам нужно объяснить, что хлеб – это результат огромного труда и относиться к нему нужно очень бережно. Сочетание разъяснений педагога с формированием опыта поведения поможет воспитать у детей уважительное отношение к труду хлебороба.

 

Режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко выполняется, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом не только обеспечивает  сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и  воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность.

Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех ее компонентов.

Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка  привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка. Таким образом, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка.

В распорядке жизни детей большое место должна занимать трудовая деятельность, применение знаний на практике. Воспитатель приучает детей добросовестно и охотно выполнять отдельные поручения, обязанности дежурных, поддерживать порядок в хранении игрушек, материалов.

Жизнь детей в коллективе представляет большие возможности для воспитания самостоятельности и чувства ответственности за работу не только для себя, но и для коллектива. Воспитатель использует эти возможности, находя посильные дела для всех детей, а не только для дежурных. Он не должен проходить мимо поступков детей, в которых проявляется их отношение к труду как положительное, так и отрицательное. Оценка, данная воспитателем, является подкреплением положительного отношения. Таким образом, педагог объединяет детей в общем деле и воспитывает трудолюбие.

Через весь режим проходит работа по формированию коллективных взаимоотношений детей. Эта работа заключается в том, что воспитатель имеет дело с коллективом детей, организует их коллективную деятельность, дает оценку деятельности коллектива, поощряет усилия коллектива, радуется успеху коллектива, поощряет и организует дружеские взаимоотношения.

Воспитывая коллектив, никогда нельзя забывать отдельного ребенка, задач формирования полноценных черт личности. В предъявлении к детям требований по выполнению режима нужно учитывать индивидуальные особенности каждого из детей.

Итак, каждый из элементов режима важен для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, организованности, культуры поведения в коллективе сверстников, трудолюбия и многого другого. Педагог понимает, что когда он поводит завтрак или гимнастику, готовит детей ко сну или помогает им одеваться, он не только выполняет требования режима, но и осуществляет задачи всестороннего воспитания. В этом проявляется комплексность и непрерывность воспитательного процесса.


6.Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. От года к году изменяется лишь содержание и объем некоторых нагрузок, продолжительность сна и бодрствования. Так, основные режимные процессы – прием пищи, пребывание на свежем воздухе, сон, игры, трудовая деятельность, учебные занятия, развлечения во всех группах – четко определены требованиями программы воспитания и обучения.

Прием детей – начало рабочего дня воспитателя. Организованное проведение утреннего приема детей имеет очень важное значение в режиме дня детского сада. Встреча ребенка часто определяет на весь день его настроение, работоспособность и дисциплинированность.

В те дни, когда нет дождя, резкого ветра или мороза, рекомендуется проводить прием на воздухе.

Воспитатель приветливо встречает каждого ребенка, беседует с его родителями. Он внимательно осматривает каждого ребенка, его костюм, и это приучает детей следить за собой.

Во время приема особой заботы требуют малыши, которые труднее расстаются с матерью, бабушкой. Если педагог приветлив, ласков, то и ребенок доверчиво идет к нему.

Если сбор детей происходит на площадке, следует зимой организовывать игры детей санками, лопатками, а в теплое время года дать им мячи, скакалки, автомобили, песочницы.

При входе в помещение дети должны тщательно вытереть или обмести ноги, щеткой очистить пальто от снега. В вестибюле они раздеваются, аккуратно убирают в свой шкафчик одежду, переобуваются. В раздевальной имеется зеркало, и дети могут исправить недостатки в своем костюме, причесать растрепавшиеся волосы.

Если прием происходит в помещении, воспитатель организует игры детей со строительным материалом, дает им настольные игры, куклы, другие игрушки.

Пришедшие раньше самостоятельно играют, а воспитатель в это время встречает других детей, осматривает их, помогает привести себя в порядок. Но вместе с тем он руководит играми детей, дает им общие и индивидуальные указания.

Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы, обращает внимание детей на то новое и интересное, что произошло с растениями за сутки: распустились листочки, появились новые всходы и т.п.

Старшие дети меняют число в календаре, дежурные по группе моют руки и приступают к исполнению своих обязанностей.

Дети помогают друг другу привести в порядок свой внешний вид и идут на утреннюю гимнастику. Физические упражнения организуют внимание детей, мобилизуют их силы, вызывают ощущение бодрости, собранности.

В детском саду должны быть созданы такие условия, чтобы ребенок мог сам умываться. Желательно, чтобы умывальная комната находилась рядом с групповой, чтобы дети могли заходить в нее постепенно, небольшими группами во избежание скученности и нарушения порядка. Чистая умывальная комната с низкими умывальниками, вешалки с индивидуальными полотенцами, стаканы для полоскания рта, маленькие щетки, зеркало на стене – все это располагает к себе ребенка, нравится ему. А то, что ему нравится, он делает охотно, и это становится его привычкой.

Утром дети должны тщательно умываться дома, к этому надо их приучать. А если кто явился в детский сад по какой-либо причине не умытым, это надо рассматривать как исключение и предложить ребенку вымыться сразу же. Перед завтраком, как правило, дети моют только руки и по указанию воспитателя моют лицо те, у кого оно запачкалось.

Перед умыванием следует показать детям, как надо засучить рукава (к этому надо привлекать самих детей, помогая им в затруднительных случаях).

Воспитатель следит, чтобы ребенок соблюдал порядок в умывании: смочил руки, намылил их мылом, потер с обеих сторон, тщательно вымыл пальцы, локтевую часть, а смыв мыло и отходя от крана, отжал воду с рук в раковину. Нужно приучать детей умываться быстро и аккуратно, не задерживаясь у крана, чтобы освободить место другим.

Ребенка нужно приучать мыть уши и шею. Делать это надо перед сном или утром, когда ребенок идет к умывальнику еще без верхнего платья.

Обращая внимание детей на необходимость хорошо вымыться и не забрызгать рукава, платье, а также и пол, педагог тем самым воспитывает у детей сосредоточенность, аккуратность при выполнении любого дела.

Дети в средней группе приучаются самостоятельно чистить зубы. Нужно добиваться, чтобы это стало повседневной привычкой ребенка. Прежде чем приучиться чистить зубы, дети должны привыкнуть полоскать рот после еды. Затем им дается мягкая щетка, и они чистят зубы сначала без пасты. Воспитатель показывает, как нужно проводить щеткой по зубам сверху вниз и с обеих сторон, а когда дети научатся этому, учит их пользоваться пастой: смочить щетку, взять немного паты, почистить зубы, затем выполоскать рот, вымыть щетку и стаканчик.

Своевременность питания, культурная обстановка с соблюдением всех гигиенических требований, дружный коллектив товарищей – все эти условия, при которых происходит питание в детском саду, не только повышают аппетит ребенка, но и дисциплинируют его, способствуют развитию у детей навыков общественного поведения.

К приему пищи ведется соответствующая подготовка: комната прибирается и проветривается, дежурные накрывают столы. В младшей группе дети помогают няне раскладывать ложки, в средней группе эту обязанность дети выполняют сами, но под руководством взрослого; в старшей группе взрослые лишь наблюдают за работой детей и контролируют ее.

Дежурные первыми моют руки и надевают белые передники. Столы застилают чистыми скатертями, предназначенными только на время приема пищи. Дежурные расставляют посуду – глубокие и мелкие тарелки для обеда, тарелки и чашки с блюдцами для завтрака и т.д.

Малышам к столу подаются только ложки, дети среднего возраста приучаются пользоваться за столом вилкой, старшие дети умеют брать с тарелки пищу вилкой и пользоваться ножом. Каждому ребенку у его прибора кладется салфетка.

Стол можно украсить цветами, лучше всего выращенными или собранными самими детьми.

Воспитатель старается создать у детей во время еды спокойное настроение, не допускает громких разговоров, которые могут отвлечь детей от еды, но это не значит, что за обедом нельзя произносить ни одного слова. Можно и говорить, и спрашивать, но только нельзя разговаривать с куском во рту. Надо следить, чтобы во время еды дети правильно и удобно сидели за столом, не пачкали скатерть и одежду.

Информация о работе Режимные процессы