Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:27, контрольная работа
Наблюдение за организацией и руководством режимными процессами в средней группе детского сада.
Практика.
1. Наблюдение за организацией и руководством режимными
процессами в средней группе детского сада.
2. Анализ режимных процессов в средней группе.
Теория.
1. Режимный процесс.
2. Условия для организации процессам.
3. Приемы создания интереса к режимным процессам.
4. Методика проведения.
5. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач.
6. Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.
7. Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником.
8. Учет возрастных особенностей дошкольников.
9. Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.
Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, возникающих в режиме дня, опираясь на интерес.
4. Методика проведения.
Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает как учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, так и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.
В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитатель постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. «Понимание воспитателем этого положения – решающее условие выполнения режима во времени и организации отдельных его отрезков», - указывает О.Н. Урбанская. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, меняется характер организации режимных процессов, а следовательно, и подход к ребенку со стороны взрослого – к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирующие самостоятельность.
К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся более прочными, что позволяет освободить больше времени для игры, развития движений, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вся эта возрастная динамика развития положена в основу режимов дня для разных возрастных групп.
Чтобы не нарушать режим, следует индивидуализировать его выполнение. Так, Свету можно (и даже нужно) поднимать после дневного сна чуть позже других, так как она недавно переболела, а Надю, наоборот, чуть пораньше, потому что она долго одевается. Колю и Игоря целесообразно предупреждать заранее о смене деятельности, так как Игорь с трудом переключается с одного занятия на другое, а Коля очень медленно ест, и нужно, чтобы он один из первых шел мыть руки.
Организуя постепенный переход от одного элемента режима к другому, педагог решает разные задачи: одного ребенка учит доводить дело до конца (прежде чем начинать игру, тщательно застелить постель; одеваясь – проверить свой внешний вид и т.д.), другого – убирать за собой, третьего – подчиняться принятым правилам поведения, а каждого – быть предупредительным и доброжелательным.
Постепенность при осуществлении режима помогает устранить утомительные для детей очереди и ожидания, позволяет каждому ребенку выполнять общий режим в темпе, соответствующем его особенностям.
Выполнение режима дня облегчается, если у ребенка выработаны положительные установки на сон, прием пищи, игру, трудовые мероприятия. Например, незадолго до обеда ребенок прекращает любые занятия, моет руки, слышит слова взрослых "сейчас будем обедать", садится за стол и таким образом настраивается на прием пищи.
Хорошо, если подготовка ко сну проходит спокойно, приносит ребенку приятные ощущения, осуществляется в виде определенного ритуала: малыш сам или с помощью няни готовит постель, проветривается комната, ослабляется освещение, ребенок надевает пижаму, поправляет подушку и одеяло. Можно разрешать детям брать с собой в постель любимую игрушку или куклу. Чтобы ускорить наступление сна; необходимо прекратить громкие разговоры и погасить верхний свет.
Режим включает в себя воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения специалисты рекомендуют использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах постепенно все большее значение приобретают учебные мотивы. Ребята уже могут выполнять те или иные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки и символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей старшего возраста педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических знаний и навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представления о пользе утренней гимнастики, физических представлений. Хорошо, если эти сведения дошкольники будут узнавать и закреплять в процессе чтения художественной литературы или во время рассказов по картинке, по прочитанному тексту сказок и т.п.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначать санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т.п.).
Основой воспитания навыков детей является практическое обучение в процессе выполнения ими тех или иных гигиенических процедур или требований режима.
Процесс формирования навыков и сами навыки должны быть понятны младшим детям по содержанию и действиям, а старшим и по назначению. Дети должны знать, что они будут делать, как и для чего. Перед детьми 3-4 лет воспитатель тоже ставит конкретную задачу: «Будем мыть руки, чтобы они были чистые… Будем учиться правильно держать ложку… Вместе будем убирать игрушки…» и т.д. этим приемом воспитатель привлекает внимание детей к предстоящим действиям, вызывает интерес к ним. Вслед за поставленной задачей воспитатель показывает и объясняет действия, учит ему детей.
В воспитании навыков у детей младшей группы в процессе проведения режима одновременное применение показа и слова имеет решающее значение.
Работы Н.И. Красногорского показывают, что временные связи устанавливаются легче, если двигательный анализатор сочетается с речедвигательным.
Изучение взаимодействия слова и наглядности, как взаимодействия первой и второй сигнальной систем, показывает, что одновременное использование показа и объяснения не только содействует более глубокому усвоению того или иного представления, требования, действия или навыка, но и содействует установлению связей и обобщений. А ведь в формировании навыков воспитатель и ведет детей от усвоения действий к усвоению правила, которым будут руководствоваться дети. В требованиях «культурно веди себя за столом», «будь аккуратным» и др. содержится обобщение ранее усвоенных действий, выполнение требований, которые закрепляются в правила поведения.
Детям средней, а особенно старшей группы, воспитатель сообщает элементарные сведения о гигиене тела, пользе чистоты и порядка, о требованиях к одежде и внешнему облику человека. Усвоение детьми элементарных сведений о гигиене содействует сознательному усвоению гигиенических навыков. Сообщая детям те или иные сведения, нужно раскрыть содержание отдельных понятий и требований и обязательно соотнести их с конкретным опытом и поведением детей, чтобы они не остались чисто словесными знаниями.
Некоторые неопытные воспитатели допускают ошибку, когда стремятся путем бесед «проработать программный материал» и не замечают, что представления детей расходятся с их поведением. Нужно учитывать, что те или иные сведения дети усваивают сравнительно легко, но сами по себе они еще не влияют на поведение детей.
В воспитании навыков при проведении режима воспитатель использует активность самих детей, постепенно развивает их самостоятельность. Воспитатель организует действия детей в таком темпе, чтобы не было суеты, торопливости или, наоборот, замедленности, длительного ожидания и в силу этого утомления детей, которое иногда выражается в отказе выполнять те или иные гигиенические процедуры. Темп выполнения тех или иных действий изменяется по мере овладения детьми навыками и развития их самостоятельности. Поэтому нельзя в младшей группе сразу требовать от детей, чтобы они делали все быстро, а прежде всего нужно научить детей навыкам самообслуживания и постепенно сокращать время на различные процедуры.
В воспитании навыков большое значение имеет упражнение. Суть упражнений заключается в том, что одно и то же действие многократно повторяется при одних и тех же условиях. Например, приучая детей самостоятельно одеваться, воспитатель в самом начале помогает им, объясняет, что одеваться или раздеваться надо в определенной последовательности и в процессе режима упражняет детей в запоминании этой последовательности. Иногда педагог использует игровые приемы и, организуя игру «Оденем куклу», предлагает детям сказать, что после чего нужно одевать. Тем самым он проверяет как дети усвоили порядок одевания, и дополнительно упражняет их в более твердом усвоении последовательности одевания. С детьми средней группы можно провести ряд игр-упражнений, в которых дети рассказывают о порядке использования тех или иных предметов. Например, игры в составлении рассказов. Воспитатель предлагает рассказать про себя и начинает: «Пришли мы в умывальную и что стали делать?» дети, не уловив суть игры, отвечают: «Стали мыть руки…». Воспитатель, продолжая игру, в шутливом тоне говорит «Замочили рукава и заплакали… Дети протестуют и постепенно рассказывают, дополняя друг друга, передавая весь процесс умывания или одевания. Иногда воспитатель проводит игру «Узнай, что я делаю» и показывает то или иное действие, а потом спрашивает, кто дальше загадает так, чтобы получился рассказ без слов. Эти и подобные игры требуют мысленного воспроизведения действий, их последовательности и помогают глубже осознать те или иные действия, входящие в состав навыка, а вместе с тем выполняют роль упражнений.
В воспитании навыков в течение дня педагог использует интерес детей и создает их активное заинтересованное отношение к выполнению тех или иных действий.
Источником непосредственного интереса иногда является новизна обстановки или какая либо внешняя причина. Например: при умывании душистое мыло, красивая чашка, и т.д. интерес создается и тем, что внимание ребенка и коллектива привлекается к красоте поступков самих детей: вот Оля и Маша прибрали игрушки, тщательно вытерли влажной тряпочкой пыль с полочки, красиво расставили там игрушки.
В воспитании навыков огромная роль принадлежит тем требованиям, которые предъявляет воспитатель детям. Требования подкрепляют навык, организуют детей, мобилизуют их внимание и вместе с тем позволяют педагогу осуществлять руководящую роль. Но требования не есть проявление воли или власти воспитателя, это есть способ воздействия на детей и организация их культурного поведения в течение дня.
Требования к детям прежде всего должны быть им понятны и посильны.
С первых дней педагог не должен снижать требования к детям, обязан помочь их выполнить. Нельзя маленькому ребенку предъявить все требования или сразу объяснить их. Дети 3-4 лет не запомнят их и торопливо, кое-как вымоют руки. Вот это кое-как и надо предупредить, потому что неточное выполнение требования приведет к образованию и закреплению отрицательных навыков и привычек, которые нужно будет разрушать, а это потребует усилий и от воспитателей и от детей. Поэтому не надо спешить, а последовательно показывать детям одно действие за другим, вызывать активное желание хорошо научиться мыть руки, лицо, убирать игрушки и т.д.
Особую осторожность следует проявлять в предъявлении требований, запрещающих те или иные действия, потому что тормозные процессы у маленьких детей недостаточно развиты. Исследования высшей нервной деятельности ребенка, проведенные под руководством А.Г.Иванова-Смоленского (работа с З.Г. Лавровой), показали, что чрезмерная нагрузка нервной системы тормозными требованиями может быть причиной нарушений деятельности нервной системы, что проявляется в общей апатичности, вялости, или, наоборот, приводит к ярко выраженному двигательному возбуждению детей.
Указания, предъявление требований детям достигают цели тогда, когда они даются уверенным, бодрым, ласковым, доброжелательным и вместе с тем требовательным тоном.
При проведении режима огромную роль играет словесная оценка отдельных поступков и поведения детей. В оценке должно быть раскрыто, за что хвалит или порицает воспитатель детей. Такая оценка становится критерием оценки поведения самими детьми, критерием самооценки. Вместе с оценкой педагог указывает пути изменения поступков или поведения и тем самым упражняет детей в выполнении детьми того или иного правила. Таким образом педагог, организуя культурно-гигиеническую обстановку, четкий режим жизни детей, применяя разнообразные средства и методы воспитания в их взаимосвязи, опираясь на активность, интерес и постепенно развивающуюся в процессе воспитания и обучения самостоятельность детей, предъявляя понятные детям требования и давая словесную оценку их поведения, добивается того, что дети усваивают навыки и требования к их поведению, и требования воспитателя становятся постепенно требованиями самих детей.
5.Использование режимных процессов для решения воспитательных задач.
Режим как относительно постоянный уклад жизни является одним из факторов воспитания и содействует формированию таких качеств личности, как: организованность, точность, ответственность, способность подчиняться требованиям взрослых, ориентироваться во времени.
Распорядок дня позволяет проводить воспитательную работу на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду.
Всю работу можно подразделить на три основные вида: воспитательная работа в связи с выполнением режимных моментов – встреча детей, умывание, питание, проведение закаливающих процедур, сон, уход детей домой; организация разнообразной деятельности детей: игры, занятия, труд; организация взаимоотношений детей, формирование детского коллектива и поведения детей. Все эти виды воспитательной работы тесно взаимосвязаны, обусловлены общими задачами и программными требованиями детского сада.