Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:27, контрольная работа
Наблюдение за организацией и руководством режимными процессами в средней группе детского сада.
Практика.
1. Наблюдение за организацией и руководством режимными
процессами в средней группе детского сада.
2. Анализ режимных процессов в средней группе.
Теория.
1. Режимный процесс.
2. Условия для организации процессам.
3. Приемы создания интереса к режимным процессам.
4. Методика проведения.
5. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач.
6. Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.
7. Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником.
8. Учет возрастных особенностей дошкольников.
9. Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.
В группе также созданы все условия: все оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончании дежурства.
Умывальная оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчеи при мытье рук, зеркала, вешалки для полотенец, подставки для индивидуальных зубных щеток. Ко всему есть свободный доступ.
В группе достаточно посуды, белья (оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев.
В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями няни, а также с требованиями второго воспитателя. Воспитатели ведут беседы с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома», дают консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, в уголке родителей висят рекомендации по организации режима. Таким образом, воспитатели пытаются добиться единства требований к ребенку в ДОУ и дома.
Распорядок дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит деловая обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима.
Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми (например, играть дружно, не отнимать игрушек, не обижать друг друга). Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует детей.
Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности. Т.к. дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок.
Режим дня в группе целесообразен, т.к. все требования режима имеют определенный смысл, необходимы и обусловлены общей целью и задачами воспитания.
3) Приемы создания интереса к режимным процессам.
В течение 1 половины дня воспитатель использовала разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам.
Основным приемом является игровой: воспитатель часто обращалась к куклам Мальвине и Буратино, чтобы дети проявили свои знания и еще раз подкрепили их. К игровому приему воспитатель прибегла и тогда, когда ребенок плохо ел: она сказала девочке, что ее ждет кукла и что она тоже хочет завтракать, после чего девочка доела всю кашу.
Также воспитатель использовала художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтение сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создало у детей интерес к режимным моментам.
Педагог поощряла детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это также служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.
При подготовке ко сну воспитатель объяснила детям для чего нужен сон, настроила их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создала интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна.
Воспитатель широко пользовалась созданием интереса у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач.
4) Методика проведения.
Воспитатель методически грамотно проводила все режимные процессы. Использовала разнообразные методы и приемы, свободно варьировала ими, при этом опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно поэтому проведение режима давалось ей легко, дети были послушны, дисциплинированы и выполняли все требования режима.
Она широко использовала игровые приемы, худ. слово, беседы, разъяснения, напоминания, использовала активность самих детей (при показе и объяснении последовательности действий при умывании и одевании),контролировала действия детей, оценивала их поступки и привлекала детей к самооценке, давала детям указания. И всегда тон ее общения с детьми оставался доброжелательным, она давала советы детям, оказывала помощь и приучала самих детей быть заботливыми, помогать своим товарищам.
5) Использование режимных процессов для решения воспитательных задач.
В процессе проведения режимных моментов воспитатель попутно решала следующие воспитательные задачи:
- формирование положительного отношения к сверстникам;
- воспитание культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности;
- воспитание уважения к хлебу;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- формирование самостоятельности;
- формирование организованности;
- воспитание устойчивой работоспособности, умение доводить дело до конца;
- воспитание трудолюбия;
- развитие любознательности, внимания, аккуратности.
6) Переход от одного режимного момента к другому, соблюдение
гигиенических требований.
Переход от одного режимного момента к другому воспитатель осуществляла постепенно, планомерно. Предупреждала детей заранее о смене деятельности, чтобы они могли переключиться с одного вида деятельности на другой. Тем детям, которые быстро выполняют все требования режима, она разрешала поиграть подольше. Умываться, одеваться дети шли постепенно, а не толпой, по мере заканчивая предыдущего вида деятельности. Не было суеты, дети привыкли к данному распорядку дня.
Все гигиенические требования были соблюдены. Групповая комната, спальная своевременно проветривалась, проводилась влажная уборка по графику и по мере необходимости. Скатерти стелились чистые, стол был правильно сервирован, посуда мылась по правилам и подавалась и для первого и для второго блюд разная, дежурные работали в соответствующей одежде, правильно держали посуду при ее раздаче.
Помощник воспитателя раздает пищу в специальной одежде, пол моет соответственно в другой.
При подготовке к прогулке одевшиеся дети не ждали всех детей, а своевременно выходили на участок.
Дети в соответствии с режимом проводили гигиенические процедуры: умывания, полоскания рта. Это было организовано в соответствии с гигиеническими требованиями.
В групповой комнате дети были одеты в соответствии с температурой комнаты в облегченную одежду. Утренняя гимнастика проводилась в физкультурной одежде: майка, шорты, чешки.
Все режимные процессы были проведены в соответствии с возрастом, без отклонений во времени.
Направляя деятельность детей, воспитатель учитывала характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, подвижные игры не проводились после еды, перед сном, наоборот, были включены спокойные игры.
У каждого ребенка имеется своя личная расческа и зубная щетка.
Полотенца и постельное белье содержатся в идеальном порядке и меняются в соответствии с графиком смены белья.
Сон проводится в отдельном чистом, проветренном помещении; исключены шумы, громкие разговоры, создана благоприятная обстановка.
Таким образом, проведение режимных процессов отвечает всем гигиеническим требованиям.
7) Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником.
Действия пом.воспитателя на протяжении всего дня были согласованы с действиями педагога. Няня подменяла воспитателя, когда осуществлялся переход от одного режимного момента к другому. При приеме детей, пока педагог находился в раздевальной комнате, пом.воспитателя следил за детьми, участвовал в их разговорах, занимал их какой-либо деятельностью. Зная, что скоро начнется утренняя гимнастика, пом.воспитателя провела влажную уборку в физкультурном зале. С дежурными работает как воспитатель, так и няня, когда воспитатель находится с остальными детьми в умывальной, пом.воспитателя осуществляет руководство деятельностью дежурных. В момент, когда большинство детей находятся за столом, педагог осуществляет руководство завтраком, а няня следит за гигиеническими процедурами оставшихся в умывальной детей. Таким образом, осуществляется постепенный переход от одного режимного процесса к другому, и никто из детей не остается без внимания.
Во время одевания на прогулку, пом.воспитателя обязательно присутствует и вместе с воспитателем помогает одеваться детям, контролирует правильность и качественность и одевания. Затем воспитатель выводит на участок первых одевшихся детей, а с оставшимися находится няня и помогает им одеться, потом выводит их на прогулку.
При раздевании няня также присутствовала и помогала некоторым детям раздеваться.
После окончания завтрака и обеда няня контролировала процесс полоскания рта. Когда воспитатель укладывала детей спать пом.воспитателя «докармливала» оставшихся детей и руководила деятельностью дежурных.
Таким образом, няня является активным помощником воспитателя при проведении режима, действия их согласованы и это является хорошим показателем эффективной совместной работы.
8) Учет возрастных особенностей дошкольников.
Весь режим был построен в соответствии с возрастом детей. С учетом возраста определялось время проведения того или иного режимного момента. Методические приемы также подобраны в соответствии с возрастом. Требования, предъявляемые воспитателем к детям, не были завышены, поэтому выполнялись ими легко. В соответствии с возрастом были подобраны игровые приемы, различные методы, даже тон общения воспитателя с детьми соответствует данной возрастной группе.
9) Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.
Воспитатель знает, что она является примером для детей во всем, поэтому ее внешний вид безупречен: аккуратная глаженая одежда, все подобрано в тон, со вкусом; волосы чистые причесанные; минимум косметики; ухоженные руки; удобная красивая обувь. Для проведения утренней гимнастики она также переодевалась в спортивную форму.
Пом. воспитателя находится в группе в специальной одежде, которую меняет в соответствии с видом ее деятельности. Также всегда аккуратна, причесана.
Таким образом, дети видят перед собой наглядный пример аккуратности и ухода за своим внешним видом, чему и стремятся подражать.
1. Режимный процесс.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.
Правильный распорядок включает: содержание и организацию жизни детей; совокупность гигиенических условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма; систему согласованных между собой средств и методов, правил и требований к детям, к их поведению.
Физиологические основы правильного режима заключаются в том, что четкий режим отвечает потребностям организма. Режим обеспечивает регулярность жизненных отправлений, восстановление утраченной энергии и способствует правильному развитию и сохранению здоровья детей.
Огромное значение в режиме имеет время и ритм жизни.
И.П. Павлов в учении о высшей нервной деятельности показал, что жизнедеятельность организма под воздействием центральной нервной системы отличается ритмичностью и точностью: ритмичные удары сердца, ритмичность дыхания, ритм кровообращения и пищеварения, ритм в нарастании и спаде энергии и утомления, что выражается в подъеме и спаде физиологической кривой суточной деятельности организма.
Педагогические основы режима заключаются в его целесообразности, постоянстве, определенности и доступности для выполнения детьми, в содержательности.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования: 1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом; 2) регулярное питание; 3) полноценный сон; 4) достаточное пребывание на воздухе. Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.
Режимы дня для детей разного возраста должны обеспечить: длительность бодрствования, соответствующую пределу функциональной работоспособности нервной системы; определенное количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; последовательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает 5,5-6 ч; общая продолжительность суточного сна составляет 12,5-12 ч, из которых 2-2,5 ч отводится дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами 3,5-4,5 ч. Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведение каждого из его процессов. Если выполнение режима сводится лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет снижена.