Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:32, курсовая работа
Цель исследования - раскрытие возможностей для развития творческой активности на уроках ОБЖ.
Объект исследования – творческая активность как условие становления личности учащегося.
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности
1.1 Творческое развитие школьников как педагогическая проблема
1.2 Философские, психолого-педагогические и методические подходы к понятиям «активность», «творческая активность»
1.3 Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся
Глава 2. Метод учебного проекта в школьном образовании
2.1 История возникновения и развития метода учебных проектов
2.2 Этапы выполнения проекта
Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.
3.1 Отношение учащихся к предмету
3.2 Динамика развития творческой активности
3.3. Формирование творческих качеств
Заключение
Список используемой литературы
Во взглядах на возникновение и стимулирование активности человека, отечественные и западные психологи во многом близки, принимая за них стремления, потребности. Так, А.А. Боричев, ссылаясь на зарубежных психологов М. Аптера, Д. Брунера, Ж. Пиаже, стимулом мыслительной активности считает «стремление к упорядочению, организации, структурированию информации об окружающем мире». Источником активности личности Н.Ф. Добрынин, И.Л. Баскакова, М.В. Гамезо, И.А. Домашенко и другие считают «различные потребности». Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.
А.Г. Асмолов считает: «проявление активности личности возникает не в результате какого-либо первотолчка, вызываемого теми или иными потребностями. Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе деятельности противоречиях, которые и являются движущей силой развития личности».
Рассмотренные точки зрения дополняют друг друга, и А. Маслоу говорит, что противоречие (проблема) - это разрыв между желаемой и действительной ситуацией бытия. Именно возникающие противоречия (проблемы) стимулируют активность личности (в том числе и творческую), которой свойственно стремление к уменьшению существующего разрыва, т. е. к решению «проблематической ситуации» (Ч. Пирс). А потребность - это не что иное, как путь или средство ее решения.
В философии активность рассматривается как общая категория, особое свойство всех живых систем, как характеристика деятельности, показатель уровня деятельности (В.3. Коган, Л.П. Станкевич). И в философии, и в психологии активность личности характеризуют как «значительную устойчивость деятельности в отношении принятой цели в отличие от пассивного уподобления предметам, с коими предстоит встретиться субъекту при осуществлении деятельности». С другой стороны, в психологии общая активность рассматривается как одна из «сфер проявления темперамента, которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека со средой». Таким образом, активность понимается и как деятельность, и как качество личности.
В.С. Данюшенков на основе проведенного методологического анализа проблемы активности личности в психологии пришел к выводу, что «общая активность личности адекватна деятельности и состоит из двух подсистем: внутренней и внешней. Внутренняя - связана с основными типологическими свойствами, с качествами личности, инвариантными деятельности (направленность, целеустремленность), и направляет их развитие. Внешняя активность личности характеризует динамику ее поведения, адекватную социальной деятельности субъекта, и ее интенсивность, являясь энергетической мерой. Компоненты общей активности тесно взаимосвязаны. Эта связь проявляется через отношение и поведение личности к процессу познания».
Это очень важный вывод для нашего исследования проблемы развития творческой активности ученика в процессе проектной деятельности. Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой.
В фундаментальной работе В.Л. Хайкина (2000 г.) по проблеме активности ставится вопрос о разделении и дифференцированном определении человеческой активности в связи с гуманизацией общества и поиском путей развития и совершенствования человека. На основании проведенных исследований автор выделяет 12 сфер активности, особое место среди которых отводится творческой активности. В.Л. Хайкин не дает ее определения, а только выделяет признаки: интерес, любознательность, потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск, готовность к действию.
В.Л. Хайкин справедливо отмечает, что одной из важнейших задач изучения общей человеческой активности является задача ее классификации. Он выделяет:
- типы активности (физиологический, психофизиологический, психический, социальный);
- формы (ценностно-ориентационная, преобразовательная, познавательная, коммуникативная, художественная);
-виды (биологический, социальный,
познавательный, интеллектуальный, информационно-коммуникативный)
Можно выделить позицию В.Л. Хайкина в том, что степень и характер проявления активности определяют действенность и интенсивность преобразовательной деятельности человека.
На основе анализа понятий и определений активности личности в психологии и философии мы на самом общем межпредметном уровне выделяем следующие существенные признаки активности: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. Тогда наше определение общей активности может быть следующим: общая активность личности - это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности, содержание и устойчивость которой определяются внутренней и внешней готовностью к этой деятельности.
Готовность к какой-либо деятельности - это непременное условие её продуктивности. При дифференцированном подходе к исследованию данного понятия выделяются разные виды, уровни, структурные компоненты. Достаточно устойчиво вычленяются лишь два типа готовности: активно-действенное состояние личности и психологическая предпосылка эффективности деятельности. Мы их называем внешней и внутренней готовностью к творческой проектной деятельности.
Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими её направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве - показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определённые цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением.
Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.
Творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
1.3 Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся
1.3.1 Творческая активность и основные факторы ее развития
Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебной деятельности школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.
Системообразующий элемент творческой активности - мотивационно-потребностное ядро личности учащегося.
Важнейшие условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.
Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты творческой активности учащихся:
Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализа и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.
1.3.2 Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся и ее структура
Предлагаемая дидактическая модель - попытка предупредить противоречия между объективной необходимостью развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе и недостаточной разработанности данной проблемы в теоретическом и методическом плане.
Структура дидактической модели процесса развития творческой активности учащихся:
1. Цели развития творческой активности учащихся:
а) цель развития в целом смысле слова - продвижение учащихся на новые стадии, этапы познавательных, эмоционально-волевых, психологических свойств (характер, способности, склонности);
б) в дидактической модели при раскрытии цели развития творческой активности учащихся авторы исходят из ее существенных характеристик:
в) цели развития творческой активности учащихся с различных точек зрения:
- с психолого-педагогической: цель - изменение принципа организации усвоения содержания образования, основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);
- с социальной: цель - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;
- с дидактической: цель - решение назревших проблем школы путем создания методологической системы развития творческой личности учащихся на мотивационной основе.
2. Основные интегральные компоненты творческой активности учащихся:
3. Исходные теоретические посылки, отражающие особенности предлагаемой модели:
Глава 2. Метод учебного проекта в школьном образовании
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте -- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся -- проектной деятельности.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (А.А. Хромов)
Информация о работе Развитие творческой активности учащихся на уроках ОБЖ