Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
2. Раскрыть методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
3. Разработать план педагогической работы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ.
4. Выработать методические рекомендации для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников
1. 1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания……………..6
1. 2 Педагогические основы нравственного воспитания…………………….....8
1. 3 Психологический аспект нравственности………………………………....12
1. 4 «Механизмы» нравственного воспитания………………………………...16
Глава 2 Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание
2. 1 Понятие культуры поведения, и её компоненты……………………….....21
2. 2 Гигиеническое воспитание как элемент культуры поведения………….23
2. 3 Культура общения с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения……………………………………………………………26
2. 4 Культура деятельности, бережное обращение к вещам и к природе….29
Глава 3 Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения………………………………………..….33
3. 2 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета…....35
3. 3 Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников……………………………………….……39
Глава 4 Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ…….49
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы………………………………………..54
Используя нравственно направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.
Эффективность
формирования доброжелательных общественных
мотивов поведения повышается, если
педагог устанавливает
Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели.
Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности детей. Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного процесса - самостоятельная деятельность.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует духовного мира ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.
На укрепление
культурно-гигиенических
Здесь мы рассмотрели
непосредственно методику нравственного
воспитания и формирования культуры
поведения старших
ГЛАВА IV ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения старших дошкольников необходимо эту работу планировать.
Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. То есть с учётом тех условий, материальной базы которые существуют в детском саду. Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям, аккуратного и бережного отношения к вещам, культурно-гигиенических навыков) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, так как формирование навыков - процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий. В овладении навыками культурного поведения дети проявляют значительные индивидуальные различия, поэтому в плане предусматривается и индивидуальная работа с ними. [17]
В случае, когда
нужно обеспечить более углубленную
работу по нравственному воспитанию и
формированию культуры поведения старших
дошкольников, используют систематические
занятия по культуре, которые включаются
в познавательный раздел. Таким образом,
раз в неделю в старшей группе ДОУ проводят
такие занятия, соответственно в плане
прописывают тему и программное содержание.
Важной формой работы являются беседы,
где в плане указывается название и основные
вопросы к детям. Так же самым большим
планируемым разделом является «Совместная
деятельность».Здесь непосредственно
планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения,
игры-инсценировки, рассматривание картин
и иллюстраций, ситуации, моделирование,
дискуссии, наблюдения, служба спасения,
поручения, задания, изготовление поделок,
работ, чтение художественной литературы,
прослушивание аудио и видео записей и
другие формы работы с детьми. Нужно отметить,
что и самостоятельная деятельность детей
должна носить целенаправленный характер
и планироваться в соответствующем разделе.
Нельзя обойти такую форму организации
как праздники и развлечения в детском
саду, куда так же можно включать введение
специализированных дней («день здоровья»,
«день вежливости», «день добрых дел»
и другие…). Воспитание должно осуществляется
в единстве с семьёй, поэтому планируется
и проводится работа с родителями по нравственному
воспитанию и формированию культуры поведения
старших дошкольников. Работа с родителями
включает такие формы, как консультации,
беседы, родительские собрания, оформление
папок-передвижек, статей на определённую
тематику, открытые занятия, конкурсы,
вечера вопросов и ответов…[40]
Заключение
Формирование нравственного воспитания у детей, норм поведения, происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание
сущности нравственного
- знание “механизмов” формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и, стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность
нравственного просвещения
Список использованной литературы
1. Е. А. Алябьева
«Нравственно-этические беседы
2. Бабанский Ю.К. «Педагогика». - М., - 1988.
3. Бархатова
«Воспитание культуры
4. «Беседы на этические темы». // Д/в №4 - 1988.
5. Болотина Л.Р.
,Комарова Т. С. , Баранов С. П.
«Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних
педагогических учебных
6. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». - М., 1985.
7. «Ваш ребенок воспитан?». // Д/в №10 - 1986.
8. «Воспитывать тактичного собеседника». // Д/в №8 - 1985.
9. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 1984.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.
11. Гелло В. «Учите беречь книгу». // Д/в №1 - 1976 .
12. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
13. Ерофеева Т.
«Усвоение дошкольниками
14. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге». // Д/в №6 - 1989.
15. Иванова «Воспитание культуры речи». // Д/в №12 - 1988.
16. Константинов
Н.А., Медынский Е.Н. История
17. Козлова С.А.,
Куликова Т.А. Дошкольная
18. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 - 2001.
19. Котырло В.К.
Некоторые подходы к
20. Купина Н.А,
Богуславская Н.Е Веселый
21. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2001.
22. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в № 10 - 2003.
23. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М, 1992. - с. 463
24. Логинова В.И.,
Саморукова М.А. Дошкольная
25. Макаренко А.С. Соч.т.5. - М.- 1951. - 404 с.
26. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М, - 1975. - 239 с.
27. Мулько И.
Ф. Социально-нравственное
28. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
29. Одинцова Л.
Г. «Воспитание навыков
30. Островская Л. Ф. «Поведение - результат воспитания».// Д/в №5 -1977.
31. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М., 1990.
32. Островская
Л. Ф. Беседы с родителями
о нравственном воспитании
33. Островская Л. Ф., Р. С. Буре Воспитатель и дети. - М., 1985.
34. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности». // Д/в №8 - 1985.
35. Островская
Л. Ф. «Приглашаем к разговору
об этике и культуре поведения»
36. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М,- 1987. - 160 с.
37. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
38. Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М.- 1990. - 95 с.
39. Портянкина
«Примерное планирование
40. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
41. Русскова Л.В.
Методические рекомендации к
“программе воспитание и
42. Рычашкова
«Упражнения по закреплению
43. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.- 1972. - 144 с.
44. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М,- 1972. - 96 с.
45. Теплюк С.
«Об опрятности и аккуратности»
Информация о работе Развитие нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста