Развитие нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
2. Раскрыть методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
3. Разработать план педагогической работы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ.
4. Выработать методические рекомендации для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников
1. 1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания……………..6
1. 2 Педагогические основы нравственного воспитания…………………….....8
1. 3 Психологический аспект нравственности………………………………....12
1. 4 «Механизмы» нравственного воспитания………………………………...16
Глава 2 Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание
2. 1 Понятие культуры поведения, и её компоненты……………………….....21
2. 2 Гигиеническое воспитание как элемент культуры поведения………….23
2. 3 Культура общения с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения……………………………………………………………26
2. 4 Культура деятельности, бережное обращение к вещам и к природе….29
Глава 3 Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения………………………………………..….33
3. 2 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета…....35
3. 3 Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников……………………………………….……39
Глава 4 Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ…….49
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы………………………………………..54

Файлы: 1 файл

курсовая готовый вариант.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

Шадринский  Государственный Педагогический Институт

Факультет Коррекционной Педагогики и Психологии

Специальность «Психология»

Курсовая работа

Тема: Развитие нравственных норм поведения

  детей старшего  дошкольного возраста

Студент:

Андреева  Ольга Владимировна

курс II

группа 526

Руководитель:

Мельникова  Нина Васильевна

Шадринск

2011г

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников

1. 1 Из истории  изучения проблемы нравственного  воспитания……………..6

1. 2 Педагогические  основы нравственного воспитания…………………….....8

1. 3 Психологический  аспект нравственности………………………………....12

1. 4 «Механизмы»  нравственного воспитания………………………………...16

Глава 2 Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание

2. 1 Понятие культуры  поведения, и её компоненты……………………….....21

2. 2 Гигиеническое  воспитание как элемент культуры  поведения………….23

2. 3 Культура  общения с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры  поведения……………………………………………………………26

2. 4 Культура деятельности, бережное обращение к вещам и к природе….29

Глава 3 Методика нравственно  воспитания и формирования культуры поведения  детей старшего дошкольного  возраста

3. 1 Анализ программ  по организации нравственного  воспитания и формированию культуры поведения………………………………………..….33

3. 2 Воспитание  культуры поведения с позиций  современного этикета…....35

3. 3 Методика  нравственного воспитания и формирования  культуры поведения старших дошкольников……………………………………….……39

Глава 4 Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ…….49

Заключение……………………………………………………………………...52

Список  использованной литературы………………………………………..54

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема нравственного  воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом  – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства, общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема работы очень актуальна в настоящее время.

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель курсовой работы: определить, каковы особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старших дошкольников. Далее выделен объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, и предмет исследования: особенности формирования нравственных норм, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. При исследовании была выдвинута гипотеза: предполагается, что целесообразное и систематическое планирование и использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;

2. Раскрыть методику  нравственного воспитания и формирования  культуры поведения детей старшего  дошкольного возраста

3. Разработать  план педагогической работы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ.

4. Выработать  методические рекомендации для  воспитателей и родителей детей  старшего дошкольного возраста  по формированию культуры поведения  и нравственному воспитанию.

При решении  поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Структура курсовой работы состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и схемами. Введение включает актуальность темы, гипотезу, цель, объект, предмет исследования, в соответствии с целями и гипотезой сформулированы задачи и методы, применявшиеся в исследовании.

В первой главе  рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания и формирования норм, культуры поведения, во второй раскрыто понятие культуры поведения, её компоненты и их сущность, третья глава содержит методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников. В четвёртой главе представлены практические разработки плана работы по организации нравственного воспитания в ДОУ для старшей группы. А так же методические рекомендации для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста.

В заключении изложены основные выводы о проделанной работе.

Список использованной литературы содержит 52 источника.

В приложении представлены: схемы; диаграммы; словарь нравственных понятий, который содержит понятия  доступные и детям; примерный перспективный план по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ; так же конспекты занятий, бесед, развлечений по культуре поведения; тестовые задания, проблемные ситуации и моральные дилеммы; методическая разработка родительского собрания, материал для папок-передвижек и заметки в уголок для родителей по вопросу нравственного воспитания; памятки старшим дошкольникам.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Из истории изучения  проблемы нравственного  воспитания

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в  развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение  в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей  философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

Спустя много  веков, Я. А. Каменский (1592 - 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». [16]

Разрабатывая  вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя  за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность». [27]

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному  воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие  для гармонического развития личности.

Л.Н. Толстой  очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков  прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… » [47]

Вопросам нравственного  воспитания большое внимание уделяют  современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих  исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В настоящее  время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой  отношений между людьми, которые  будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

1. 2 Педагогические основы  нравственного воспитания

Процесс нравственного  воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности  и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Информация о работе Развитие нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста