Развитие наглядно-образного мышления дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть состояние развития наглядно-образного мышления у дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2. Изучение влияние различных видов деятельности на развитие наглядно-образного мышления

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1 Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте………………………………….5
1.1 Мышление как психический процесс……………...…………………..5
1.2 Развитие форм мышления в дошкольном возрасте………………….10
2 Влияние различных видов деятельности на развитие наглядно-образного мышления…………………………………………………16
2.1 Требования различных программ воспитания по развитию мышления дошкольников……………………………..……………………………..16 2.2 Роль игры в развитии мышления………..…………………………..17
Заключение…………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………23

Файлы: 1 файл

развв нагляд образ мышл рефеат.docx

— 49.36 Кб (Скачать)
 
 

                                                     
 
 

Содержание 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………3

1 Теоретическое обоснование  развития наглядно-образного  мышления в дошкольном  возрасте………………………………….5

1.1 Мышление как психический  процесс……………...…………………..5

1.2 Развитие форм мышления в дошкольном возрасте………………….10

2 Влияние различных  видов деятельности  на развитие наглядно-образного  мышления…………………………………………………16

2.1 Требования различных  программ воспитания  по развитию мышления  дошкольников……………………………..……………………………..16          2.2 Роль игры в развитии мышления………..…………………………..17

Заключение…………………………………………………………….21

Список  использованной литературы………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Актуальность. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

    Под влиянием воспитания ребёнок усваивает  не только отдельные понятия, но и  выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы. Решающую роль в формировании детской речи играет общение детей друг с другом.

     Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических  процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в дошкольном возрасте.

     Как показывают многочисленные исследования учёных, в том числе Л. С. Выготского, развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу дошкольного возраста важнейших новообразований:

     рефлексии, которая преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям  и самим себе, произвольности и  способности к саморегуляции.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и  для себя и для других только через  слово - устное и письменное. Благодаря  языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная  наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

       Облекаясь в словесную форму,  мысль вместе с тем формируется  и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом  и прочее происходят лишь посредством  речевой деятельности. Мышление  и речь (язык) едины. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и рече-двигательными.

       Мышление также неразрывно связано  и с практической деятельностью  людей. Всякий вид деятельности  предполагает обдумывание, учёт  условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо  задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

       Мышление - функция мозга, результат  его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих  сигнальных систем при ведущей  роли второй сигнальной системы.  При решении мыслительных задач  в коре мозга происходит процесс  преобразования систем временных  нервных связей. Нахождение новой  мысли физиологически означает  замыкание нервных связей в  новом сочетании.

     Цель  данной работы – рассмотреть состояние развития наглядно-образного мышления у дошкольников.

       Задачи:

1.   Рассмотреть  теоретическое обоснование развития  наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

2. Изучение влияние различных видов деятельности на развитие наглядно-образного мышления

     Объект  исследования: наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста

     Предмет исследования: развитие форм наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретическое обоснование  развития наглядно-образного  мышления в дошкольном  возрасте 

    1.1 Мышление как психический  процесс

     

     Информация, полученная человеком из окружающего  мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть их изменение во времени, устремлять мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

     Мышлением называется отражение связей и отношений  между предметами и явлениями  действительности, ведущее к получению  новых знаний.

     Мышление, как ощущение и восприятие, - психический  процесс. Однако, в отличие от процессов  чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов  и явлений действительности, в  их существенных признаках и отношениях. Путём восприятия человек познаёт  единичные предметы в совокупности их случайных и основных признаков. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек  «проникает в глубь вещей», познаёт разнообразие зависимости между явлениями и их закономерности[1].

     Жизнь человека постоянно ставит перед  ним острые и неотложные проблемы и задачи. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества). Таким образом, мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Мышление возникает на основе практической деятельности их чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

     Для мыслительной деятельности человека существенна  ее взаимосвязь не только с чувственным  познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать  представление или понятие о  нем в специальном слове. Мысль  обретает в слове материальную оболочку. Таким образом, человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль  возникает и развивается в  неразрывной связи с речью. Чем  глубже и основательнее продумана  та или иная мысль, тем более четко  и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

     Органическая, неразрывная связь мышления с  языком, отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого  мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых  в ходе человеческой истории. Эта  историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения  к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания осуществляется с помощью языка - в книгах, журналах и т.д. Во всем этом наглядно проявляется  социальная природа человеческого  мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством  в ходе общественно-исторического  развития. В процессе общественно-исторического  развития познания и преобразования природы и общества вырабатываются, развиваются и систематизируются  научные знания. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид  осваивает в ходе обучения. Фактически это общение человека с человечеством[2].

     Психологически  исследовать мышление как процесс значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов.

     Всякий  мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием  или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для  мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или  иную цель, на решение определенной задачи, всякий мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного  процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность  что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления  или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.

     Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта  цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом  представляется сознательно регулируемой мыслительной операцией.

     К познанию предмета и разрешению стоящей  перед человеком задачи мышление идет посредством многообразных  операций, составляющих различные взаимосвязанные  и друг в друга переходящие  стороны мыслительные процесса. Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти  операции являются различными сторонами  основной операции мышления - «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.

     Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и  различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем  сравнения. Это вместе с тем и  элементарная форма познания. Тождество  и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как  внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими  сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций - прежде всего анализом и синтезом.

     Анализ - это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов  на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно  включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются  у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.

     Синтез  восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее  существенные связи и отношения  выделенных анализом элементов. Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого  представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого[3].

Информация о работе Развитие наглядно-образного мышления дошкольников