Развитие и формирование способностей в процессе профессиональной деятельности пожарных

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

Профессионально-правовую компетентность специалиста характеризуют подготовленность и готовность реализовать себя в профессиональной деятельности на основе системных знаний законов и подзаконных актов, источников права, понимания принципов права и задач правового регулирования, профессионального отношения к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями, принципами законности.

Файлы: 1 файл

реферат ПиП.docx

— 35.29 Кб (Скачать)

Цель: формирование профессионально-правовой компетентности специалистов ГПС МЧС России.

Основные задачи:

1. Обеспечение  взаимодействия кафедр, профессорско-преподавательского  состава, направленного на интегрирование профессиональной подготовки в рамках правого поля специалиста.

2. Мотивирование  курсантов (слушателей), направленное на овладение профессиональной подготовкой в соответствие с нормами права.

3. Реализация  программы поэтапного формирования профессионально-правовой компетентности будущего специалиста.

4. Повышение  правовой подготовки профессорско-преподавательского  состава, необходимого для реализации  задач обучения на основе требований  права. 

Основные компоненты модели:

− процессуально-методологический компонент - аксиологическая составляющая (осознание специалистом ценности, миссии деятельности МЧС в современном российском обществе, сформированная гармоничная система профессионально-личностных ценностей, освоение норм профессиональной этики, зафиксированных в Кодексе чести (2006) специалистов МЧС России);

− профессионально-правовой (содержательный) компонент - когнитивная составляющая профессионально-правовой подготовки специалиста (усвоенность комплекса нормативно-правовых, процессуальных знаний, применяемых в профессиональной деятельности инспекторов ГПН, системность знания, его гибкость, правосознание, умение реализо-вать себя в профессиональной деятельности);

− профессионально-практический и организационно-технологический компонент – профессионально-технологическая составляющая подготовки специалиста (опыт применения юридического инструментария, для решения профессиональных задач в рамках правого поля). Она проявляется во время учений в процессе производственной практики при решении профессиональных действий в специфических условиях кризисных ситуаций (подструктура профессионально-практическая);

− технологический компонент – этапы профессионально-педагогического обучения курсантов (слушателей);

− результативно-критериальный компонент - критерии (мотивационный, когнитивный, профессионально-деятельностный) и показатели, позволяющие определить уровень профессионально-прикладной компетентности инспектора ГПН.

 

Для обеспечения  реализации содержательного компонента совме-стно с преподавателями специальных кафедр:

разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательный процесс рабочие программы учебных дисциплин: «Государственный пожарный надзор», «Пожарная профилактика», для специализации «дознаватель ГПН» для учебных дисциплин: «Расследование пожаров» по специальности – «Пожарная безопасность» для специализации «инспектор ГПН»;

создаются методические комплексы, включающие рекомендации профессионально-правовой направленности;

подготавливаются методические материалы по выполнению контрольных и курсовых работ по дисциплине «Расследование пожаров» и др.;

разрабатывается учебная программа повышения квалификации специалистов категории «Старшие дознаватели (дознаватели) территориальных управлений (отделов) ГПН ГУ МЧС России по субъектам РФ» для переподготовки специалистов управлений МЧС России;

вклются дополнительные темы в изучении учебных курсов общеправовой подготовки, например, в учебном курсе «Право»: «Конституционное право будущих специалистов ГПС»; «Место и роль органов внутренних дел и ГПС в системе правоохранительных органов Российского государства», «Значение МЧС в правозащитной деятельности государства» и др.;

при изучении отдельных тем вводятся специальные дидактические единицы для усвоения, например: «понятие и значение коллективного и трудового договора», «дисциплина труда», «внутренний трудовой распорядок», «правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха», «охрана труда» и др.

Для повышения  действенности организационно-технологического компонента практические занятия с  курсантами получили правовое наполнение. Они способствовали формированию у курсантов умений и навыков практической работы в ситуации административных правонарушений в процессе выполнения требований пожарной безопасности. На практике, курсанты учились: составлять документы по делам об административных нарушениях требований пожарной безопасности, приведших к возникновению пожара; овладевать техникой решения задач по квалификации правонарушений в сфере пожарной безопасности; изучать порядок досудебной подготовки документов по административному приостановлению деятельности. Курсанты, в соответствии с законодательством о Государственном пожарном надзоре, осуществляли практику применения административных мер предупредительного и запретительного характера, а также меры административной ответственности.

На практических занятиях создавали нестандартные ситуации в интересах стимулирования проявления инициативы и творчества, поиска наиболее адекватных способов решения профессиональных задач. Такие ситуации требовали от курсантов умения комплексного использования правовых знаний для принятия решений, особенно в сложных чрезвычайных ситуациях. В такие моменты правовые знания для специалиста МЧС являются регуляторами его профессионального поведения при выполнении им профессиональных обязанностей, а умение их привлекать для решения практических задач повышает качество работы на объекте, предупреждает возможные негативные последствия. Другими словами, грамотные действия специалистов МЧС зависят не только от профессиональных умений, но и от умения соотнести их действия с законностью.

          В процессе учебно-воспитательной работы с курсантами им давались не только необходимые знания, но и формировалось понимание права, вырабатывалось уважение к праву, потребности к соблюдению его требований. Представляется оправданной практика использования в процессе учебных занятий примеров из жизни, художественной литературы, СМИ, усиливающих эмоциональное воздействие на личность. В последние годы в образовательный процесс активно внедряются компьютерные технологии. Это, несомненно, приводит к активизации творческого мышления, развивает познавательный интерес обучающихся по специальности «Пожарная безопасность», совершенствует правовые нормы регулирования в процессе практической деятельности.

Таким образом, будущие специалисты МЧС России приобретали умение пользоваться правовыми знаниями, творчески применять профессионально-правовые умения на практике в различных конкретных жизненных ситуациях.

Оценка  эффективности в реализации модели формирования профессионально-правовой компетентности обеспечивалась педагогическим сопровождением. Особое место в нем занимал мониторинг профессионально-личностного роста будущего инспектора ГПН – научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессе профессионального становления курсанта, принятие на этой основе стратегического и тактического решения по выработке индивидуальной профессионально-образовательной траектории. С одной стороны, мониторинг был предназначен отслеживать целостный процесс профессионального становления инспектора ГПН с позиций интересов курсанта, с другой – с позиций учебно-профессиональных задач вуза, профессиональных задач сотрудника ГПС МЧС России. В контексте исследуемой проблемы сущность мониторинга связана с определением влияния множества факторов образовательной среды военизированного вуза МЧС России на профессиональный и личностный рост курсантов (табл. 1). В такой трактовке мониторинг профессионального становления будущего инспектора ГПН учитывает все сочетания оценок экспертов и самооценок курсантов по качеству профессиональной подготовки.

         В определении оценки достигнутого курсантами использовались возможности компьютерного тестирования по разным направлениям профессиональной деятельности: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «ГПН» и т.д., а также компьютерные игры, которые в игровой форме способствовали формированию профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам, желающим служить в системе МЧС: например, «Fire Department № 3» – «Пожарная служба № 3 – Укрощение стихии».

 

 

 

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  полученных результатов сделаны  следующие выводы:

1. Важной  качественной характеристикой выпускника  – инспектора ГПН МЧС России  является его профессионально-правовая компетентность, отражающая способность свободно выполнять профессиональную деятельность в соответствии со своими ценностными ориентациями в рамках установленных норм права (правового поля).

2. Профессионально-правовую  компетентность специалиста характеризуют подготовленность и готовность реализовать себя в профессиональной деятельности на основе системных знаний законов и подзаконных актов, источников права, понимания принципов права и задач правового регулирования, профессионального отношения к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями, принципами законности.

3. Основные  компетенции, определяющие профессионально-правовую  компетентность специалиста это:  профилактическая, надзорная, административно - юрисдикционная, дознавательная.

4. Структура  компетенций и компетентности  специалиста включает аксиологический,  когнитивный, профессионально-практический, аффективный компоненты.

5. Основные профессионально-важные качества специалиста подразделяются на социально-значимые; профессионально-интеллектуальные; профессионально-поведенческие; профессионально-личностные. В своей совокупности они определяют перспективы проявления профессионально-правовой компетентности.

6. Модель  формирования профессионально-правовой компетентности специалиста включает: цель, основные задачи, а также совокупность компонентов (процессуально - методологический, содержательный, профессионально - практический и организационно-технологический, результативно - критериальный) и связей обеспечивающих ее функционирование.

7. Эффективность  реализации модели формирования профессионально- правовой компетентности обеспечивается социально-педагогическим сопровождением. Особое место в нем занимает мониторинг профессионально-личностного роста будущего инспектора ГПН.

8. Проведенное  исследование не исчерпывает  все аспекты проблемы. Перспективы  дальнейших исследований профессионально-правовой компетентности специалистов МЧС России могут быть следующие: развитие самостоятельности в процессе овладения профессионально-правовой компетенцией выпускников вузов МЧС России; с выявлением качественных различий содержательно-технологического базиса профессионально-правовой компетентности специалистов МЧС России в зависимости от их специализации; с совершенствованием профессионально-правовой компетентности специалистов МЧС России в системе повышения квалификации; с подготовкой преподавателей вузов МЧС России к работе по формированию профессионально-правовой культуры будущего специалиста.

Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты проблемы. Перспективы дальнейших исследований профессионально-правовой компетентности специалистов МЧС России могут быть следующие: развитие самостоятельности в процессе овладения профессионально-правовой компетенцией выпускников вузов МЧС России; с выявлением качественных различий содержательно-технологического базиса профессионально-правовой компетентности специалистов МЧС России в зависимости от их специализации; с совершенствованием профессионально-правовой компетентности специалистов МЧС в системе повышения квалификации; с подготовкой преподавателей вузов МЧС к работе по формированию профессионально - правовой культуры будущего специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Смирнов  В.А. Правовая культура в профессиональной  подготовке специалистов ГПС  МЧС России // Образование в XXI веке: этика, религиоведение, педагогика. Сборник научных трудов / Под ред.  И.Ю. Добродеевой. – Шуя: Изд-во  «Весть» ШГПУ, 2003г.

 

2. Смирнов  В.А. Пути оптимизации профессиональной  подготовки специалиста в учебных  заведениях МЧС // Труд учителя:  Социально – медицинские, психологические,  педагогические и юридические  аспекты: Материалы Республиканской  научной конференции / Под ред.  чл. – корр. РАО, проф. А.П. Лиферова; проф. В.Ф. Горбича; Ряз. гос.  пед. ун-т имени С.А. Есенина.  – Рязань, 2003г.

 

3. Смирнов  В.А. Специфика профессионально-правовой  компетентности инспектора ГПС  МЧС России // Ученые записки РГСУ. – 2006г.

 

 


Информация о работе Развитие и формирование способностей в процессе профессиональной деятельности пожарных