Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:14, реферат
Эффективность формирования профессионально-правовой компетентности инспекторов ГПН в вузе может быть существенно повышена, если:
− содержательно-технологическое обеспечение правовой подготовки курсантов базируется на квалификационных характеристиках и региональной специфике работы инспекторского состава ГПН и пронизывает учебно-воспитательный процесс;
Сложные и противоречивые изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на все институты жизни общества, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки, в том числе и специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России (ГПС МЧС России).
Статистика последних десяти лет свидетельствует о увеличении количества пожаров по вине граждан и должностных лиц, нарушающих требования противопожарной безопасности, о числе поджогов, совершенных, в том числе и несовершеннолетними, о растущем при ликвидации пожаров травматизме, как среди населения, так и среди пожарных. Все это объективно актуализирует необходимость качественного улучшения профилактической и правоприменительной деятельности инспекторов и дознавателей ГПН Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - инспектор ГПН). Для сотрудников МЧС жизненно необходимо не просто знание законов, но и убежденность в правомерности следования «букве и духу закона» в повседневной деятельности и чрезвычайной обстановке. Профессионально-правовая компетентность (ППК) является регулятором служебной деятельности инспекторов ГПН.
Для решения научных и практических задач, связанных с проблемой формирования профессионально-правовой компетентности специалистов МЧС, в педагогике накоплен достаточный потенциал.
Сложилось противоречие между объективной необходимостью обеспечения высокого уровня профессионально-правовой компетентности инспекторского состава ГПН с учетом потребностей региональной специфики в их практической деятельности и недостаточным вниманием к ее решению в теории и практике высшей школы. Изложенное противоречие определило проблему исследования: каковы теоретико-методические основы формирования в вузе профессионально-правовой компетентности инспекторов ГПС МЧС России.
Эффективность формирования профессионально-правовой компетентности инспекторов ГПН в вузе может быть существенно повышена, если:
− содержательно-технологическое обеспечение правовой подготовки курсантов базируется на квалификационных характеристиках и региональной специфике работы инспекторского состава ГПН и пронизывает учебно-воспитательный процесс;
− механизмы интеграции содержания подготовки курсантов направлены на формирование профессионально-правовой компетентности будущего инспектора ГПН;
− обеспечены единство теории и практики, реализуемые в учебной и внеучебной деятельности курсантов;
− созданы
необходимые организационно-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Важнейшей качественной характеристикой инспектора ГПН МЧС России выступает его профессионально-правовая компетентность. Данный факт обусловлен спецификой правового поля его профессиональной деятельности, обеспечивающей ее жесткую регламентацию.
Изучение литературы (В.А. Адольф, Ю.В. Варданян, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Ф. Радионова, В.А.Сластенин, С.Е. Шишова и др.) позволило сделать вывод о том, что профессионально-правовая компетентность представляет стержневое (базовое) образование личности специалиста, ее качественную характеристику, отражающую способность свободно выполнять профессиональную деятельность в соответствии со своими ценностными ориентациями в рамках установленных норм права (правового поля). Она определяет уровень подготовленности специалиста к профессиональной деятельности и развития профессионально-важных качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности в соответствие с нормами права. Профессионально-правовая компетентность характеризует наличие у инспектора ГПН системных знаний законов и подзаконных актов, источников права; понимание принципов права и задач правового регулирования; профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями, принципами законности.
Другими
словами профессионально-
Практика
профессиональной деятельности и регламентирующие
ее нормативные документы, свидетельствуют,
что компетентность предполагает наличие
у инспектора ГПН МЧС России внутренней
мотивации к качественному осуществлению
своей профессиональной деятельности,
сформированности профессионально-
Изложенное позволяет определить профессионально-правовую компетентность инспектора ГПН, как личностно-системное образование специалиста, отражающее его профессионально-правовую подготовку и готовность применять знания и опыт профессиональной деятельности в рамках нормативно-правового поля. Личностно-системное образование характеризует, с одной стороны, результат системной профессионально-правовой подготовки специалиста, а с другой – развитые профессионально важные качества, обеспечивающие эффективность реализации профессионализма в соответствие с нормами права. Такая компетентность включает в себя взаимосвязь компетенций, обусловленных характером профессиональной деятельности.
Для выявления уровня подготовленности выпускника были изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие его профессиональную деятельность, мнения практиков и специалистов, занимающихся их подготовкой и повышением квалификации.
Деятельность МЧС регулируется рядом правовых актов. К таковым относятся: Конституция Российской Федерации, ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»; Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; Постановление Правительства РФ от 25 октября 2006 г. N 6 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»; Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров; Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре». Положение о государственном пожарном надзоре и пр.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Изложенные документы определяют границы правового поля, регламентирующие деятельность специалиста.
Содержание профессионально-правовой подготовки специалиста определяются ведомственными приказами, инструкциями и наставлениями, которые находят отражение в квалификационных характеристиках (требованиях) и учебных планах подготовки в вузе. Для выявления этого содержания и требований к личности специалиста ГПН МЧС России изучены и проанализированы соответствующие квалификационные требования, а также проведены опросы и беседы с практиками и преподавателями профильных кафедр.
Было установлено, что
одним из главных направлений
деятельности инспекторов ГПН является
профилактическая работа по предупреждению
гражданами и должностными лицами нарушений
требований пожарной безопасности. Основными
формами профилактической работы, в
которых проявляется
правовое просвещение населения с целью создания позитивного общественного мнения в отношении деятельности инспектора ГПН по нормативно-правовому регулированию ситуации противопожарной безопасности граждан, создания благоприятного фона для утверждения законности и правопорядка в сфере соблюдения противопожарной безопасности частной собственности, наемного жилья, административно-хозяйственных сооружений, производственных мощностей и др.; специально организованное систематическое;
правовое образование и воспитание несовершеннолетних (учащихся школ, ссузов и др.), молодежи (студентов вузов, курсантов и др.). Профилактическая работа позволяет усилить гражданскую направленность личности, ее активную социальную позицию, утвердить законность и правопорядок при решении спорных вопросов, предупредить правонарушения граждан.
Для выявления основных качеств и способностей, определяющих профессионально-правовую подготовку специалиста, проведены опросы и беседы специалистов системы противопожарной службы в период руководства практикой курсантов в ПЧ МЧС России, ГУ ГПС МЧС, а также ведущих преподавателей по кафедре пожарной безопасности в Ивановском институте ГПС МЧС России, на стажировке в Академии гражданской защиты МЧС России и Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Полученные материалы позволили выявить основные направления профессиональной деятельности специалиста ГПН и обусловленные ими компетенции:
- профилактическая - предупреждение фактов возникновения нарушений противопожарной безопасности;
- надзорная – обеспечение надзора по выполнению требований положений и инструкций в сфере пожарной безопасности;
- административно-правовая – регламентация взаимодействия с федеральными и местными органами управления по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- дознавательная – проведение предварительного расследования по фактам нарушения пожарной безопасности в случаях, когда законом не предусмотрено предварительное следствие.
Изучение программы обучения позволило определить структуру профессионально-правовой подготовки инспекторов ГПН, включающую личностный и поведенческий компоненты. Личностный компонент - личностный потенциал в процессе формирования основ профессионально–правовой компетентности специалиста; деятельностный компонент – проявление профессионально-правовой компетентности выпускника. И личностный и деятельностный компоненты представляют собой взаимосвязь следующих подструктур:
− аксиологическая (осознание специалистом ценности, миссии деятельности МЧС в современном российском обществе, сформированная гармоничная система профессионально-личностных ценностей, освоение норм профессиональной этики, зафиксированных в Кодексе чести (2006) специалистов МЧС России);
− когнитивная (сформированность критичности, системности, логичности, гибкости профессионального юридического мышления, высокий уровень правосознания; освоение многоаспектного комплекса нормативно-правовых, процессуальных знаний, применяемых в деятельности инспекторов ГПН).
Аксиологическая и когнитивная подструктуры определяют процессуально-методологический комплекс знаний и умений выпускника;
− профессионально-практический (опыт применения юридического инструментария, для решения профессиональных задач в рамках правого поля) - определяет профессионально-прикладной и организационно-технологический комплексы умений реализовать себя в качестве специалиста;
− аффективный (сформированность волевых качеств, умений саморегуляции эмоционального состояния и профессионального поведения в ситуациях высокого эмоционального напряжения и пр.) – определяющий развитие профессионально-важных качеств специалиста.
На основе
анализа специфики
− социально-значимые (гуманистическая направленность личности, гражданственность, нравственность, этическая культура, желание работать инспектором ГПН, осознание важности работы инспектора и др.);
− профессионально-
− профессионально-поведенческие (дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов и др.);
− профессионально-личностного самосовершенствования (непримиримость к недостаткам в себе и других, способность к адекватной самооценке, культура самообразовательной деятельности и др.).
Для выявления возможностей вуза в формировании профессионально-правовой компетентности выпускников были онализируются государственные стандарты, учебные планы, программы обучения, а также проведены беседы с преподавателями ведущих (выпускающих) кафедр. Получают материалы, а также личный опыт преподавательской деятельности показали, что потенциал вуза в формировании профессионально-правовой компетентности используется недостаточно.
На основе полученных материалов разрабатывают модель, позволяющая стимулировать формирование профессионально-правовой компетентности инспекторов ГПН МЧС России в вузе. Модель включает следующие элементы: цель, основные задачи, а также совокупность компонентов и связей, обеспечивающих ее функционирование.