Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:14, реферат
Эффективность формирования профессионально-правовой компетентности инспекторов ГПН в вузе может быть существенно повышена, если:
− содержательно-технологическое обеспечение правовой подготовки курсантов базируется на квалификационных характеристиках и региональной специфике работы инспекторского состава ГПН и пронизывает учебно-воспитательный процесс;
Цель: формирование профессионально-правовой компетентности специалистов ГПС МЧС России.
Основные задачи:
1. Обеспечение
взаимодействия кафедр, профессорско-
2. Мотивирование курсантов (слушателей), направленное на овладение профессиональной подготовкой в соответствие с нормами права.
3. Реализация программы поэтапного формирования профессионально-правовой компетентности будущего специалиста.
4. Повышение
правовой подготовки
Основные компоненты модели:
− процессуально-методологический компонент - аксиологическая составляющая (осознание специалистом ценности, миссии деятельности МЧС в современном российском обществе, сформированная гармоничная система профессионально-личностных ценностей, освоение норм профессиональной этики, зафиксированных в Кодексе чести (2006) специалистов МЧС России);
− профессионально-правовой (содержательный) компонент - когнитивная составляющая профессионально-правовой подготовки специалиста (усвоенность комплекса нормативно-правовых, процессуальных знаний, применяемых в профессиональной деятельности инспекторов ГПН, системность знания, его гибкость, правосознание, умение реализо-вать себя в профессиональной деятельности);
− профессионально-практический
и организационно-технологический компонент
– профессионально-
− технологический компонент
– этапы профессионально-
− результативно-критериальный
компонент - критерии (мотивационный,
когнитивный, профессионально-
Для обеспечения реализации содержательного компонента совме-стно с преподавателями специальных кафедр:
разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательный процесс рабочие программы учебных дисциплин: «Государственный пожарный надзор», «Пожарная профилактика», для специализации «дознаватель ГПН» для учебных дисциплин: «Расследование пожаров» по специальности – «Пожарная безопасность» для специализации «инспектор ГПН»;
создаются методические комплексы, включающие рекомендации профессионально-правовой направленности;
подготавливаются методические материалы по выполнению контрольных и курсовых работ по дисциплине «Расследование пожаров» и др.;
разрабатывается учебная программа повышения квалификации специалистов категории «Старшие дознаватели (дознаватели) территориальных управлений (отделов) ГПН ГУ МЧС России по субъектам РФ» для переподготовки специалистов управлений МЧС России;
вклются дополнительные темы в изучении учебных курсов общеправовой подготовки, например, в учебном курсе «Право»: «Конституционное право будущих специалистов ГПС»; «Место и роль органов внутренних дел и ГПС в системе правоохранительных органов Российского государства», «Значение МЧС в правозащитной деятельности государства» и др.;
при изучении отдельных тем вводятся специальные дидактические единицы для усвоения, например: «понятие и значение коллективного и трудового договора», «дисциплина труда», «внутренний трудовой распорядок», «правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха», «охрана труда» и др.
Для повышения
действенности организационно-
На практических занятиях создавали нестандартные ситуации в интересах стимулирования проявления инициативы и творчества, поиска наиболее адекватных способов решения профессиональных задач. Такие ситуации требовали от курсантов умения комплексного использования правовых знаний для принятия решений, особенно в сложных чрезвычайных ситуациях. В такие моменты правовые знания для специалиста МЧС являются регуляторами его профессионального поведения при выполнении им профессиональных обязанностей, а умение их привлекать для решения практических задач повышает качество работы на объекте, предупреждает возможные негативные последствия. Другими словами, грамотные действия специалистов МЧС зависят не только от профессиональных умений, но и от умения соотнести их действия с законностью.
В процессе учебно-воспитательной работы с курсантами им давались не только необходимые знания, но и формировалось понимание права, вырабатывалось уважение к праву, потребности к соблюдению его требований. Представляется оправданной практика использования в процессе учебных занятий примеров из жизни, художественной литературы, СМИ, усиливающих эмоциональное воздействие на личность. В последние годы в образовательный процесс активно внедряются компьютерные технологии. Это, несомненно, приводит к активизации творческого мышления, развивает познавательный интерес обучающихся по специальности «Пожарная безопасность», совершенствует правовые нормы регулирования в процессе практической деятельности.
Таким образом, будущие специалисты МЧС России приобретали умение пользоваться правовыми знаниями, творчески применять профессионально-правовые умения на практике в различных конкретных жизненных ситуациях.
Оценка
эффективности в реализации модели
формирования профессионально-правовой
компетентности обеспечивалась педагогическим
сопровождением. Особое место в нем занимал мониторинг
профессионально-личностного роста
будущего инспектора ГПН – научно обоснованная
система периодического сбора, обобщения
и анализа информации о процессе профессионального
становления курсанта, принятие на этой
основе стратегического и тактического
решения по выработке индивидуальной
профессионально-
В определении оценки достигнутого курсантами использовались возможности компьютерного тестирования по разным направлениям профессиональной деятельности: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «ГПН» и т.д., а также компьютерные игры, которые в игровой форме способствовали формированию профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам, желающим служить в системе МЧС: например, «Fire Department № 3» – «Пожарная служба № 3 – Укрощение стихии».
На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:
1. Важной
качественной характеристикой
2. Профессионально-правовую
компетентность специалиста хар
3. Основные
компетенции, определяющие
4. Структура
компетенций и компетентности
специалиста включает
5. Основные профессионально-
6. Модель
формирования профессионально-
7. Эффективность реализации модели формирования профессионально- правовой компетентности обеспечивается социально-педагогическим сопровождением. Особое место в нем занимает мониторинг профессионально-личностного роста будущего инспектора ГПН.
8. Проведенное
исследование не исчерпывает
все аспекты проблемы. Перспективы
дальнейших исследований
Проведенное исследование не
исчерпывает все аспекты
ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнов
В.А. Правовая культура в
2. Смирнов
В.А. Пути оптимизации
3. Смирнов
В.А. Специфика