Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 09:25, курсовая работа
Целью данной работы является определение сущности и раскрытие основных управленческих способностей руководителя.
Объектом данной курсовой работы является управленческая деятельность.
Предмет исследования способности к управленческой деятельности.
Введение…………………………………...……………………………………....3
1. Социально-психологические характеристики управленческой деятельности…..................................................................................................................5
2. Способности руководителя……………………………………………...…...16
Заключение…………………………………………………………….………...27
Библиографический список литературы…………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО « Пензенский государственный университет»)
Факультет экономики и управления
КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология и психология управления»
на тему: «Способности к управленческой деятельности»
Выполнил: студент
группы 13ЭП1
Румянцев Д.С.
Проверила:
к.п.н., доцент
Барсукова С.А.
Пенза, 2014
Содержание
Введение…………………………………...………………
1. Социально-психологические
характеристики управленческой деятельности….................
2. Способности руководителя…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический список литературы……………………………..……….29
Глоссарий………………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей и меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.
Тема актуальна, т.к. в настоящее время из-за сложности управленческой деятельности эта проблема недостаточно изучена и вопрос о составе и структуре управленческих способностей не решен в должной мере. Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, а также их аттестация и подготовка. В настоящее время, однако, существует лишь ряд, как правило, слабо согласующихся друг с другом подходов к разработке данной проблемы.
Трудности изучения управленческих способностей связаны еще и с тем, что сама категория способностей является одной из наиболее сложных в психологии, раскрыта все еще не в полной мере. Она постоянно ускользает от раскрытия ее сущности и растворяется в других психологических понятиях – знаний, умений, интеллекта, личностных качеств, психических процессов и др.
Изучением данной проблемы занимались такие исследователи как Кишель Е.Н., Чернышев В.Н., Урбанович А.А., Карпов А.В., Вересов Н.Н., Мещярекова В.М., Русаков С.А. и т.д. Каждый из этих авторов дал свое определение понятию управленческая деятельность, рассмотрел сущность и описал основные функции управленческой деятельности, выделил основные управленческие способности, которые проявляются у руководителя.
Целью данной работы является определение сущности и раскрытие основных управленческих способностей руководителя.
Объектом данной курсовой работы является управленческая деятельность.
Предмет исследования способности к управленческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить понятие управленческая деятельность и дать характеристику ее сущности.
2. Выделить и описать основные способности руководителя к управленческой деятельности.
3. Разработать ряд рекомендаций связанных с развитием способностей руководителя.
Метод исследования – в рамках раскрытия темы курсовой работы используется общенаучный метод теоретического анализа научной и периодической литературы, с помощью которого рассмотрены основные управленческие способности руководителя и сущность управленческой деятельности.
Первая глава курсовой работы просвещенна раскрытию понятия управленческая деятельность, рассмотрению сущности и основных функций управленческой деятельности.
Во второй главе рассматривается описание управленческих способностей руководителя, его свойства и особенности деятельности. Здесь же рассмотрено понятие способности, а также его основные категории.
1. Социально-психологические характеристики управленческой деятельности
Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Русаков С.А., Ревская Н.Е., Карпов А.В., Овчарова Р.В., Тебекин А.В., Урбанович А.А., Чернышев В.Н. и Двинин А.П. В данной главе рассматриваются и описываются основные цели и задачи их работ по данной проблеме.
Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место принадлежит вопросам, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель данной главы состоит в том, чтобы охарактеризовать сущность и психологическое содержание управленческой деятельности.
Управленческая деятельность – это деятельность человека, управляющего себе подобными. Русаков С.А., утверждает, что управление людьми приводит к образованию социальных систем: групп, коллективов, организаций. Такое управление получило название «социальное управление». Управленческая деятельность изучается в рамках теории социального управления – науки, находящейся на стыке наук: теории управления, теории организации, психологии, социологии, кибернетики, информатики, а также множества других наук [17].
Ревская Н.Е. считает, что индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место и ее изучение является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем [15]:
1) Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные последствия такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по другим разделам теории управления.
2) Управленческая деятельность
исследовалась в целом
3) Наиболее затруднительно
психологическое изучение
Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др.
Карпов А.В. определяет деятельность как форму активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов) [7].
Мотив – это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость [19].
Карпов А.В. делит деятельность на два основных плана характеристики - внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее. Условия труда - система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации [7].
Ревская Н.Е. утверждает, что основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Она считает, что основными средствами реализации деятельности являются действия и операции. Действие - это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели [1]. Операции - автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям [15].
Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Русаков С.А. говорит о том, что система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик [17].
Карпов А.В. ставит целью управленческой деятельности обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы, которая принадлежит к особому типу систем - социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности - «технологическую» и «человеческую» ее составляющие. Поэтому автор считает, что труд руководителя включает два основных аспекта - связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй - понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности[7].
Ревская Н.Е. считает, что управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта - руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее - над ней - в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации - иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования [15].
Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. Овчарова Р.В. относит к внешним условиям, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных - стрессовых ситуаций. К внутренним условиям, автор относит необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе - и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто - и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны [13].
Информация о работе Способности к управленческой деятельности