Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 09:25, курсовая работа
Целью данной работы является определение сущности и раскрытие основных управленческих способностей руководителя.
Объектом данной курсовой работы является управленческая деятельность.
Предмет исследования способности к управленческой деятельности.
Введение…………………………………...……………………………………....3
1. Социально-психологические характеристики управленческой деятельности…..................................................................................................................5
2. Способности руководителя……………………………………………...…...16
Заключение…………………………………………………………….………...27
Библиографический список литературы…………………
Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности Карпов А.В. выделяет и те ее черты, которые обусловлены организационным статусом руководителя. Они обозначаются понятием «особенности поста руководителя» и состоят в следующем: руководитель организации - это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность.
Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может проявляться с разной степенью выраженности. Автор считает, что ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства и иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого - высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности [7].Это - уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена.
Тебекин А.В. подробно описывает руководителей всех трех звеньев.
Руководители низшего звена принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими) [19]. Типичный их пример - мастер, заведующий отделом.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен, что привело к его разделению на две подгруппы, два подуровня - на верхний и низший уровни среднего звена. Примеры руководителей среднего уровня - декан в вузе, директор филиала в фирме.
Руководители высшего звена - те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом. На любом из этих уровней и подуровней сохраняются все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности претерпевает существенные различия. Сочетание сохранения качественного своеобразия с количественными различиями в мере выраженности признаков управленческой деятельности выступает еще одной, но уже - обобщающей ее характеристикой [19].
Управленческая деятельность – это принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Урбанович А.А. выделяет основные психологические особенности управленческой деятельности и сводит их к следующим:
Чернышев В.Н. и Двинин А.П. утверждают, что управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ[21].
Функции управления – это содержание управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управляющее воздействие [18].
К таким функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование (или регулирование), стимулирование и контроль.
Урбанович А.А. рассматривает и описывает все основные функции управления.
Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. В каждый данный момент руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, у «соседей», с решениями вышестоящих руководителей. Также руководитель должен уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей
Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование – это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений [18]. Функция организации заключается в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Другими словами, это процесс целенаправленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.
Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:
Автор считает, что после осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая надстройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.
Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Урбанович А.А. считает, что руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:
К числу основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:
Важной психологической проблемой является вопрос о расхождении между функциями, которые должен исполнять руководитель, и реально выполняемыми функциями. Полного соответствия между ними нет, так как на практике первые функции преломляются через реально сложившуюся ситуацию, в которой находится руководитель, личность конкретного руководителя, состояние руководимой организации, особенности взаимоотношений с вышестоящим руководством и др.
Как правило, объем этих функций превышает объем реально выполняемых, в которых наблюдается определенная избирательность, предпочтение одних функций по сравнению с другими.
Таким образом, управленческая
деятельность - неотъемлемый
и наиболее важный компонент
функционирования социальных
организаций. Управление как
особая разновидность профессионального
труда возникло и развивалось
вместе с эволюцией организаций,
постепенно выделяясь в самостоятельный
тип. Знания о закономерностях
управления, о психологических
особенностях поведения человека
в организациях рассматриваются
сегодня, по существу, как неотъемлемый
компонент общей культуры личности
специалиста любого профиля.
Тем более это относится к
требованиям, предъявляемым к
сфере его профессиональной
компетентности. Где бы ни работал
будущий специалист и чем бы он
ни занимался, он всегда включается
в «мир организаций», в систему
управления, занимая в ней определенное
место (нередко - руководящее).
Условием его эффективной деятельности,
а в конечном итоге - и жизненного
успеха является знание организационных,
управленческих закономерностей. Осно
2. Способности руководителя
Основной вклад при рассмотрении данной проблемы внесли, такие ученые как Чернышев В.Н., Двинин А.П., Бугрова О.Г., Ревская Н.Е., Урбанович А.А., Огарков А.А., Кишель Е.Н., Розанова В.А., Бондаренко В.В., Гройберг Б. и Обозов Н.Н. Ниже, будут рассмотренны основные направления в их работах.
В настоящее время создаются новые предприятия, фирмы, социальные институты и новые подразделения, и поэтому сегодня требуется много руководителей. Стать руководителем несложно, но человек, оказавшийся руководителем, должен обладать многими качествами, поначалу неочевидными и не всегда осознаваемыми.
Информация о работе Способности к управленческой деятельности