Развитие фонетической стороны речи старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать фонетическую сторону речи детей дошкольного возраста, в частности детей седьмого года жизни.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические основы формирования фонетической стороны речи дошкольников;
2) исследовать анатомо-физиологические и психологические предпосылки
развития звуковой стороны речи в дошкольном возрасте;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………... 3
1. Теоретический аспект фонетической стороны речи дошкольников 6
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи 6
1.2. Психологические основы формирования фонетической стороны речи дошкольника 1 О
1.3. Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи дошкольника 12
1.4. Речь детей седьмого года жизни.
Особенности фонетической стороны речи .21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Литература ………………………………………………………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.32 Кб (Скачать)

Т о н а л ь н ы е  з в у к и  - образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

С о н о р н ы е ( з в у ч н ы е) - их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м', н, н', л, л', р, p', j.

Ш у м н ы е  - их качество определяется характером шума - акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные в, в', з, з', ж;

звонкие шумные мгновенные б, б', д, д', г, г';

глухие шумные длительные ф, ф', с, с', ш, х, х';

глухие шумные мгновенные п, п', т, т', к, к'.

По производимому звуками акустическому  впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

свистящие: с, с', з, з', ц;

шипящие: ш, ж, ч, щ;

твердые: п, в, ш, ж, ц и др.,

мягкие: п’, в’, ч, щ и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. РЕЧЬ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА  ЖИЗНИ. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

 

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Большое влияние на формирование у  детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой  культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

На седьмом году речь ребенка  становится все более точной в  структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картин, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

 Совместные игры нуждаются  в объяснении правил. Ребенок  начинает пользоваться объяснительной  речью, которая требует особой  точности изложения, передачи  определенной последовательности  тех или иных действий.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает  довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом норму литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Ребенок, если он посещал детский  сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет  выделять звуки в словах, подбирать  слова на определенные звуки, требующие  тонкой дифференцировки (например, звонкие  и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать  последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения  на слова и т. д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять  слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления ребенка в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что  ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также л и р, свистящих и шипящих: с - ш, сь - щ, з - ж, ц - ч.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще шипящих, свистящих, звуков л и р), нечеткое или невнятное произношение слов (особенно часто при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности.

Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

Детей с дефектами речи (заикание, сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, нарушение голоса и др.) надо как можно раньше направлять в специальные детские сады, где специалисты окажут им соответствующую помощь. В дальнейшем большинство из этих детей поступает в массовые школы и успешно усваивает программный материал.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные но конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Всё это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

В дошкольном детстве, естественно, для ребенка, не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжение всей жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей  действительности,  содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей - это сложный процесс. Ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным    звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников l-x классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.

Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с  нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской  речи. В школе недостатки речи могут  вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно  пишут так, как говорят. Между  чистотой звучания детской речи и  орфографической грамотностью установлена  тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут  замыкаться, стесняться, у детей  может развиваться чувство негативизма, что влияет на успеваемость. Среди  неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.

Воспитание чистой речи у детей  дошкольного возраста - задача общественной значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие фонетической стороны речи старших дошкольников