Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
81. Радина К.К. Метод
беседы в воспитательно-
82. Романенко Л. Устное
народное творчество в
83. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1946 г.
85. Соловьева О.И. Методика
развития речи и обучения родно
86. Сохин Ф. А. Психолого-
87. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками/ Подготовка детей к школе в детском саду, Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой, М., 1978 – с, 50-56.
88. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. - М.: Педагогика, 1978.
89. Смага А.А. Влияние
художественной литературы на
развитие речи дошкольников//
90. Стрельцова Л. Учите
детей любить родной язык // Дошк.
воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.
91. Струнина Е.М. Развитие
словаря детей //Умственное
92. Тихеева Е.И. Развитие
речи детей (раннего и
93. Тихеева Е.И. Развитие
речи детей (раннего возраста).
94.Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985.
95. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
96. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.
97. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
98. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
99. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
100. Ушакова О.С. Программа
развития речи детей
101. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Педагог. соч. в 6 томах. – Т. 4. – М., 1989.
102. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.
103. Флерина Е. А.
Разговорная речь в детском
саду // Хрестоматия по теории
и методике развития речи
104. Хрестоматия по
терии и методики развития
речи детей дошкольного
105. Чумичева Р. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992.
106. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи).- М.: Наука, 1990. – 168с.
107. Шинкарь Г., Новикова
И. Использование фольклора в
работе с детьми младшего
108. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
109.Эльконин Д.Б. Избранные
психологические труды./Под
110.Эльконин Д.Б.
111. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.
112. Яшина ВИ. Методика
развития речи и обучения
113. Яшина В.И. О словарной работе// Дошкольное воспитание. – 1975. - №2. – с. 21-25.
Рассказы детей оценивались по следующим показателям.
1. Содержательность, т.е. умение придумывать интересный сюжет.
2. Композиция рассказа:
наличие трех структурных часте
3. Грамматическая правильность.
Во многих рассказах
4. Разнообразные способы связей между предложениями и частями высказывания. Этот показатель имел больше всего отклонений. Чаще всего для связи предложений дети используют формально-сочинительные способы: союзы "и", "а", наречия "потом", "а потом". Когда эти связки используются почти в каждом предложении, текст теряет свою главную характеристику - связность.
5. Разнообразие лексических
средств (использование разных
частей речи, образных слов - определений,
сравнений). У многих детей этот
показатель получил хорошую
6. Звуковое оформление высказываний получило высокую оценку у большинства детей: дикция, отсутствие монотона, интонационная выразительность речи.
Еще выявилась интересная деталь: большинство детей из детского сада №368 легче справлялись со всеми заданиями. Занятия, которые в детском саду проводились по программе, разработанной в Институте дошкольного образования РАО, предусматривали решение всех речевых задач в единстве.
I группа заданий выявляла
понимание ребенком значения
слов ( в том числе и многозначных),
умение сочетать слова по
II группа заданий была
направлена на выявление
III группа заданий выявляла
умение выстроить сюжетную
Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста