Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Алеся дипл.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

81. Радина К.К. Метод  беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с. 223.

82. Романенко Л. Устное  народное творчество в развитии  речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

83. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. М.1946 г. 

  1. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.

85. Соловьева О.И. Методика  развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

86. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические  проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.

87. Сохин Ф.А.  Осознание речи старшими дошкольниками/ Подготовка детей к школе в детском саду, Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой, М., 1978 – с, 50-56.

88. Сохин Ф. А. Осознание  речи дошкольниками. - М.: Педагогика, 1978.

89. Смага А.А. Влияние  художественной литературы на  развитие речи дошкольников//Эстетическое  воспитание дошкольников.-Сб. тр. – Мурманск, 1993.-с. 39-47.

90. Стрельцова Л. Учите  детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

91. Струнина Е.М. Развитие  словаря детей //Умственное воспитание  детей дошкольного возраста/Под. ред. Н.Н.Подъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988. – с.144-151.

92. Тихеева Е.И. Развитие  речи детей (раннего и дошкольного  возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

93. Тихеева Е.И. Развитие  речи детей (раннего возраста).- М.: Просвещение, 1972.

94.Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985.

95. Узнадзе Д.Н. Психологические  исследования. М., 1966.

96. Усова А.П. Русское  народное творчество в детском  саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.

97. Ушакова О. Развитие  речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

98.  Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

99. Ушакова О. С. Развитие  речи дошкольника. – М.: Изд-во  института психотерапии, 2001. – 237с.

100. Ушакова О.С. Программа  развития речи детей дошкольного  возраста в детском саду. - М.: изд.  РАО, 1994.

101. Ушинский К.Д. Родное  слово. Книга для учащихся // Педагог.  соч. в 6 томах. – Т. 4. – М., 1989.  

102. Федоренко Л.П., Фомичева  Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

103. Флерина Е. А.  Разговорная речь в детском  саду // Хрестоматия по теории  и методике развития речи детей  дошкольного возраста / Сост. М. М.  Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.

104. Хрестоматия по  терии и методики развития  речи детей дошкольного возраста // Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. –  М. Академия, 1999.

105. Чумичева Р. Дошкольникам  о живописи. – М.: Просвещение, 1992.

106. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи).- М.: Наука, 1990. – 168с.

107. Шинкарь Г., Новикова  И. Использование фольклора в  работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

108. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.

109.Эльконин Д.Б. Избранные  психологические труды./Под ред.  В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. –  М., 1898. – 456с. 

110.Эльконин Д.Б. Психологическое  развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г.

111. Якубинский Л. П.  Избранные работы: Язык и его  функционирование  // Отв. ред.  А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

112. Яшина ВИ. Методика  развития речи и обучения родному  языку дошкольников. – М.: Академия, 1997.

113. Яшина В.И. О словарной работе// Дошкольное воспитание. – 1975. - №2. – с. 21-25.

 

 

 

 

 

Рассказы детей оценивались  по следующим показателям.

1. Содержательность, т.е.  умение придумывать интересный  сюжет.

2. Композиция рассказа: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца) присутствовало в большинстве рассказов, так как само выстраивание сюжета по серии картин "помогало" детям придумывать рассказ как бы по схеме. Вместе с тем многие не знали, как начать рассказ (какой зачин выбрать) и как закончить его.

3. Грамматическая правильность. Во многих рассказах встречается  прямая речь. Однако встречаются  ошибки в построении предложений,  простых и сложных, в правильном  согласовании слов в словосочетаниях  и предложениях.

4. Разнообразные способы  связей между предложениями и частями высказывания. Этот показатель имел больше всего отклонений. Чаще всего для связи предложений дети используют формально-сочинительные способы: союзы "и", "а", наречия "потом", "а потом". Когда эти связки используются почти в каждом предложении, текст теряет свою главную характеристику - связность.

5. Разнообразие лексических  средств (использование разных  частей речи, образных слов - определений,  сравнений). У многих детей этот  показатель получил хорошую оценку (дети называли день ясным, теплым, солнечным; употребляли разные глаголы, обозначающие действия: шла - посмотрела - повесила - раздвинула - спросила - разрешили - помогли - нарвали - проводили - попрощались).

6. Звуковое оформление  высказываний получило высокую  оценку у большинства детей: дикция, отсутствие монотона, интонационная выразительность речи.

Еще выявилась интересная деталь: большинство детей из детского сада №368 легче справлялись со всеми  заданиями. Занятия, которые в детском  саду проводились по программе, разработанной в Институте дошкольного образования РАО, предусматривали решение всех речевых задач в единстве.

 

 

 

I группа заданий выявляла  понимание ребенком значения  слов ( в том числе и многозначных), умение сочетать слова по смыслу  и точно употреблять их в  высказывании.

II группа заданий была  направлена на выявление умений  подбирать однокоренные слова,  согласовывать существительные  и прилагательные в роде, числе  и падеже, образовывать трудные  формы повелительного и сослагательного  наклонения (попрыгай, потанцуй, спрячься; убежал бы), владение разными способами словообразования.

III группа заданий выявляла  умение выстроить сюжетную линию  в серии картинок, соединяя части  высказывания разными способами  связей , плавно излагать содержание, находя разнообразные интонационные характеристики при составлении повествовательного рассказа.. Первичный анализ выполнения каждого задания показал следующее. Первое задание: "Что значит слово...кукла (мяч, посуда)?" выполнили почти все дети. Определения, данные учащимися, свидетельствуют о понимании значения (смысла) предложенных слов: "Мяч - это такой шар надувной резиновый, посуда - стеклянный предмет, из которого едят" (Саша К.); "Кукла - значит игрушка, с ней играют" (таких ответов было большинство).

 

 

 




Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста