Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать и экспериментально выявить критерии оценки и уровни развития диалогического общения детей 5 года жизни;
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы развития диалогического общения детей дошкольного возраста;
5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
6. разработать программно-методические рекомендации по развитию диалогического общения дошкольников для педагогов и родителей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке……………………………9
1.2. Развитие диалогической речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………14
1.3. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..….18
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической речи детей в процессе самостоятельной деятельности……………………………………………...25
2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования диалогической речи детей в формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕМА ДИПЛОМА: РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МУРМАНСК
2007
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2. Развитие диалогической
речи в воспитательно-образовательных программах для дошкольников……………………………………………
Глава II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Развитие диалогической
речи детей в процессе самостоятельной деятельности…………………………………………….
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы исследования……………………………...43
3.2. Констатирующий эксперимент
по выявлению уровня развития
диалогической речи у детей
дошкольного возраста……………………….
3.3. Система формирования
диалогической речи детей в
формирующем эксперименте…………………………………………….
3.4. Контрольный эксперимент…………………
3.5. Методические рекомендации……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Теоретическим фундаментом исследования являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.Н. Гвоздев, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. СохинЛ.С. А.М.Шахнаровича [15, 83, 52, 108, 110, 35, 51, 22, 101, 94, 103, 86, 106].
Актуальность нашего исследования подтверждают специальные наблюдения которые показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях повседневного общения.
Проблема формирования
диалогической речи нуждается
в дополнительных
Цель: выявление влияния педагога на развитие диалогической речи дошкольников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. определить сущность и особенности диалогического общения старших дошкольников на основе теоретического научного анализа литературы;
2. теоретически обосновать
и экспериментально выявить
3. провести диагностическое обследование состояния диалогической речи детей 5 года жизни,
4. разработать и
5. проанализировать и
обобщить результаты
6. разработать программно-
Предмет исследования: диалогическая речь детей 5 года жизни.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие диалогического общения детей среднего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении ряда условий:
1 теоретическое определение и лабораторная апробированность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному развитию диалогического общения детей 5 года жизни посредством педагогического общения,
2.создание развивающей пространственно - предметной культурно - речевой среды для создания ситуаций общения ребенка,
3.оказание педагогам методической помощи, направленной на повышение уровня развития диалогической речи детей.
Для проверки выдвигаемой гипотезы в ходе исследовательской работы мы разработали курс занятий (специализированные занятия для педагогов по развитию эффективности диалогического общения с детьми) в структуре образовательно-воспитательного и личностного воздействия на ребенка.
Методологическую основу исследования составили:
- теории целостного развития личности (B.C. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.)[54, 83, 95];
- общая методология
педагогической науки (И.А.
- теория обучения и воспитания дошкольников (Е.Н. Водовозова, Л.И. Грехова, И.А. Малашихина, М.Х. Свентицкая, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, P.M. Чумичева и др.) [92, 101, 105];
- теория психологии
личности (К.А. Абульханова-Славская,
Б.Г. Ананьев, А.В.
- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова и др.) [16, 33, 52, 61, 99];
- теория диалога (Т.В. Базжина, М.М. Бахтин, Е.Д. Поливанов, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.) [111];
- теории психологии общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Г.М. Кучинский, Н.И. Лепская, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов и др.) [56, 58, 60].
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, который представлен следующими группами:
- изучение и теоретический
анализ психологической и
-эмпирические методы – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), опрос, наблюдение, структурированная беседа с родителями, педагогами.
Теоретическая значимость заключается в следующем:
- в исследовательской работе обобщены научные данные и произведена теоретическая конкретизация понятия «диалогическое общение»;
- предложены
педагогические условия,
- разработаны программно-методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей по совершенствованию педагогических условий, направленных на развитие диалогического общения детей 5 года жизни.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию диалогического общения детей дошкольного возраста; в выявлении и создании педагогических условий в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствующих развитию диалогического общения детей дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений, в условиях семейного воспитания, в специальных курсах педагогических колледжей, в системе повышения квалификации работников образования.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами, и в соответствии с этим состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались методологическим подходом, опирающимся на современные достижения научных знаний педагогики и психологии, реализацией методов исследования, адекватных природе изучаемого предмета и задачам исследования, количеством испытуемых, результатами апробации, использованием качественного и количественного анализа полученных результатов с применением методов математической статистики.
Диалогу - самой естественной, природной форме речи - в настоящее время в методической литературе уделено явно недостаточное внимание. Трактуется диалог крайне ограничено - как реактивная ситуативная непроизвольная речь, противопоставленная произвольному контекстному связному монологу. Ситуативная непроизвольная речь жестко подавляются в условиях учебно - дисциплинарной модели детского сада. И не удивительно, что дети "учатся" при этом не говорить, а молчать или "отвечать полным ответом", т.е. использовать в диалоге искусственные обороты, противоречащие их живому разговорному языку, природному языковому чутью.
Характеристике диалогической и монологической речи большое внимание уделяется в работах Л. Якубинского «О диалогической речи» и Винокура Т. Г. «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи»[111, 13].
Т. Г. Винокур так определяет диалог и монолог с точки зрения специфики языка: «...можно определить диалог как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент ее является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик. Монологическая речь как явление, прямо противоположное диалогу, имеет обратные свойства; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию, наличие заданности, предварительного обдумывания, обусловливающего длительность, связанность, логическую построенность речи» [13, с. 86].
Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова) [100, 91, 89, 68].
В книгах Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», описываются некоторые приемы развития диалогической речи детей. Автор считает, что диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками) [99]. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.
В статьях на тему диалогического общения авторов Арушановой А., Рычаговой Е., Дуровой Н. даны некоторые сценарии для детей 3-5 лет по развитию диалогической речи. Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия [1,2,3].
Алексеева М. М. и Яшина В. И полагают, что формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед[4, 112].
Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И.Тихеевой и Е.А.Флериной [94, 103]. Классификация бесед, их целевая установка и проведение разработаны Е.А.Флериной [103].
Роль обобщающей беседы и методика ее проведения находят отражение в фундаментальном исследовании Е.И.Радиной (1948). Представляют интерес и сегодня ее мысли о принципах отбора содержания для бесед, месте беседы среди других методов, структура беседы и приемы активизации мышления и речи детей[81].
Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста